ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. по делу № 3-22/09
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Абдуллиной Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан",
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан" (далее - Постановление).
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 имеет № 231-О, а не 2310-О.
В обоснование требования заявитель указал, что, принимая оспариваемое Постановление
, Кабинет Министров Республики Татарстан не учел, что деятельность в сфере архивного дела государственным учреждением "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Редакция) не осуществляется. Редакция осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные Уставом
, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.03.1996 № 149, в том числе издательскую (то есть подготовку и выпуск печатных изданий любого вида). Постановление
ставит в неравное положение работников редакций газет, журналов и работников Редакции, при этом прокурор ссылается на Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 6-П, от 24.10.2000 № 13-П, от 03.06.2004 № 11-П, определения от 27.06.2005 № 2310-О, от 01.12.2005 № 428-О.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласилась, указав, что оспариваемое Постановление
принято в целях устранения объективно сложившегося неравенства в уровне доходов работников указанных учреждений.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Соглашаясь с доводом представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, о том, что оспариваемым Постановлением
не регулируются вопросы полномочий Редакции и ее деятельности, суд, в то же время, полагает, что распространение действия нормативного правого акта, регламентирующего оплату работников государственных архивов Республики Татарстан, на работников Редакции осуществлено без учета вышеприведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Как усматривается из Устава
ГУ "Редакция "Книги памяти" при КМ РТ (далее - Устав) деятельность в сфере архивного дела Редакцией не осуществляется. Основным видом деятельности Редакции является издательство, публикация списков погибших в Книгах Памяти Республики Татарстан.
Кроме того, согласно разделу 5
Устава источником средств редакции является бюджетные ассигнования, пожертвования трудовых коллективов, предприятий, отдельных граждан. Редакция имеет право получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан. Материальные средства Редакции, поступающие на счет Редакции, расходуются, в том числе и на оплату штатных сотрудников, договорных работ.
Что же касается Главного архивного управления Республики Татарстан, то оно, в соответствии с пунктом 1.1
Положения о Главном архивном управлении при Кабинете Министров Республики Татарстан, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 2006 года № 408, является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление архивным делом и контроль за сохранностью, комплектованием, учетом и использованием архивных документов на территории Республики Татарстан. Государственные архивы Республики Татарстан находятся в структуре Главного архивного управления.
Список (наименование) профессий и должностей работников названных учреждений различен.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 58-ФЗ принят 27.05.2003, а не 27.05.2007.
Следовательно, порядок оплаты труда работников государственных архивов определяется с учетом реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 9 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" 27.05.2007 № 58-ФЗ, ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ) и, соответственно, на работников Редакции распространяться не может.
То обстоятельство, что деятельность Редакции тесно связана с деятельностью архивных учреждений, на чем настаивает представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, не является основанием отнесения данного учреждения к государственным архивам.
Таким образом, оспариваемое Постановление
издано Кабинетом Министров Республики Татарстан и без учета положений Устава
Редакции, что приводит к неопределенности в применении Постановления.
К тому же, Постановлением
Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.1994 № 620 "Об оплате труда работников редакций газет и журналов" в целях защищенности и упорядочения оплаты труда журналистов урегулирована оплата труда в редакциях газет и журналов, учредителями которых выступают органы государственной власти и управления. Действие данного Постановления распространялось ранее и на ГУ "Редакция "Книги Памяти" Республики Татарстан, однако в связи с принятием Постановления
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 оно в этой части утратило силу, тем самым, по мнению суда, поставило в неравное положение работников Редакции и иных издательских организаций - редакций газет и журналов.
Вместе с тем, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 24.10.2000 № 13-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 15.06.2006 № 6-П, определения от 27.06.2005 № 231-О, от 01.12.2005 № 428-О), должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемое Постановление было принято в целях устранения объективно сложившегося неравенства в уровне доходов работников указанных учреждений, является неубедительным, поскольку какими-либо доказательствами не подтвержден. Более того, Кабинет Министров Республики Татарстан в данном случае не лишен возможности повысить уровень доходов работников Редакция с учетом организационно-правовой формы данной организации и требований выше названных законов.
С учетом изложенного суд полагает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление
Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.
Судья
ГАФАРОВ Р.Ф.