Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. по делу № 3-22/09

Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
при секретаре Абдуллиной Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующим Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан",

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащим федеральному законодательству Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан" (далее - Постановление).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ от 27.06.2005 имеет № 231-О, а не 2310-О.

В обоснование требования заявитель указал, что, принимая оспариваемое Постановление, Кабинет Министров Республики Татарстан не учел, что деятельность в сфере архивного дела государственным учреждением "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Редакция) не осуществляется. Редакция осуществляет иные виды деятельности, предусмотренные Уставом, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 01.03.1996 № 149, в том числе издательскую (то есть подготовку и выпуск печатных изданий любого вида). Постановление ставит в неравное положение работников редакций газет, журналов и работников Редакции, при этом прокурор ссылается на Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 6-П, от 24.10.2000 № 13-П, от 03.06.2004 № 11-П, определения от 27.06.2005 № 2310-О, от 01.12.2005 № 428-О.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласилась, указав, что оспариваемое Постановление принято в целях устранения объективно сложившегося неравенства в уровне доходов работников указанных учреждений.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Соглашаясь с доводом представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, о том, что оспариваемым Постановлением не регулируются вопросы полномочий Редакции и ее деятельности, суд, в то же время, полагает, что распространение действия нормативного правого акта, регламентирующего оплату работников государственных архивов Республики Татарстан, на работников Редакции осуществлено без учета вышеприведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации и других федеральных законов.
Как усматривается из Устава ГУ "Редакция "Книги памяти" при КМ РТ (далее - Устав) деятельность в сфере архивного дела Редакцией не осуществляется. Основным видом деятельности Редакции является издательство, публикация списков погибших в Книгах Памяти Республики Татарстан.
Кроме того, согласно разделу 5 Устава источником средств редакции является бюджетные ассигнования, пожертвования трудовых коллективов, предприятий, отдельных граждан. Редакция имеет право получать финансовую и иную материальную помощь от иностранных государств, организаций и граждан. Материальные средства Редакции, поступающие на счет Редакции, расходуются, в том числе и на оплату штатных сотрудников, договорных работ.
Что же касается Главного архивного управления Республики Татарстан, то оно, в соответствии с пунктом 1.1 Положения о Главном архивном управлении при Кабинете Министров Республики Татарстан, утвержденном Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 2006 года № 408, является органом исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющим государственное управление архивным делом и контроль за сохранностью, комплектованием, учетом и использованием архивных документов на территории Республики Татарстан. Государственные архивы Республики Татарстан находятся в структуре Главного архивного управления.
Список (наименование) профессий и должностей работников названных учреждений различен.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 58-ФЗ принят 27.05.2003, а не 27.05.2007.

Следовательно, порядок оплаты труда работников государственных архивов определяется с учетом реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 9 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" 27.05.2007 № 58-ФЗ, ст. 50 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 № 79-ФЗ) и, соответственно, на работников Редакции распространяться не может.
То обстоятельство, что деятельность Редакции тесно связана с деятельностью архивных учреждений, на чем настаивает представитель Кабинета Министров Республики Татарстан, не является основанием отнесения данного учреждения к государственным архивам.
Таким образом, оспариваемое Постановление издано Кабинетом Министров Республики Татарстан и без учета положений Устава Редакции, что приводит к неопределенности в применении Постановления.
К тому же, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.1994 № 620 "Об оплате труда работников редакций газет и журналов" в целях защищенности и упорядочения оплаты труда журналистов урегулирована оплата труда в редакциях газет и журналов, учредителями которых выступают органы государственной власти и управления. Действие данного Постановления распространялось ранее и на ГУ "Редакция "Книги Памяти" Республики Татарстан, однако в связи с принятием Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 оно в этой части утратило силу, тем самым, по мнению суда, поставило в неравное положение работников Редакции и иных издательских организаций - редакций газет и журналов.
Вместе с тем, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 24.10.2000 № 13-П, от 03.06.2004 № 11-П, от 15.06.2006 № 6-П, определения от 27.06.2005 № 231-О, от 01.12.2005 № 428-О), должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
Довод представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемое Постановление было принято в целях устранения объективно сложившегося неравенства в уровне доходов работников указанных учреждений, является неубедительным, поскольку какими-либо доказательствами не подтвержден. Более того, Кабинет Министров Республики Татарстан в данном случае не лишен возможности повысить уровень доходов работников Редакция с учетом организационно-правовой формы данной организации и требований выше названных законов.
С учетом изложенного суд полагает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

признать недействующим со дня вступления решения в законную силу Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2008 № 679 "О распространении действия Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 20.09.2007 № 476 "Об оплате труда работников государственных архивов Республики Татарстан" на работников государственного учреждения "Редакция "Книги Памяти" при Кабинете Министров Республики Татарстан".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
ГАФАРОВ Р.Ф.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru