Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







Зарегистрировано в Минюсте РТ 3 октября 2002 г. № 88


МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 12 сентября 2002 г. № 967

О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ
ПЛАНОВ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(в ред. Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ
от 21.09.2009 № 1015)

В целях упорядочения рассмотрения и согласования Планов природоохранных мероприятий в министерстве ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый "Порядок составления и согласования Планов природоохранных мероприятий в Республике Татарстан".
2. Структурным подразделениям министерства, территориальным управлениям обеспечить соблюдение требований, установленных Порядком.
3. Начальникам территориальных управлений:
- в срок до 1.10.02 г. завершить представление на утверждение Главному государственному инспектору по охране окружающей среды Республики Татарстан Перечня природопользователей, утверждающих перспективные (долгосрочные) Планы природоохранных мероприятий;
- в срок до 31.12.02 г. организовать завершение разработки перспективных Планов природоохранных мероприятий природопользователями, их рассмотрения и направления после предварительного согласования вместе с заключением на согласование Главному государственному инспектору по охране окружающей среды Республики Татарстан;
- обеспечить предварительное согласование проектов ПДВ, ПДС, НОЛРО, а также материалов на продление разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов природопользователей только при наличии утвержденного Плана природоохранных мероприятий и отчета о выполнении Плана за прошедший год;
- обеспечить ежеквартальное представление отчета Главному государственному инспектору по охране окружающей среды Республики Татарстан о выполнении Планов природоохранных мероприятий, им согласованных.
4. Управлению государственной экологической экспертизы и нормирования природопользования (Данилов А.С.) производить рассмотрение материалов приватизации предприятий, требований экологической безопасности, экологического обоснования лицензий, проектов нормирования природопользования только при наличии утвержденных Планов природоохранных мероприятий, а также отчетов о выполнении мероприятий, включенных в План за предшествующий период.
5. Территориальным управлениям, Государственной инспекции по обеспечению экологической безопасности обеспечить государственный контроль за выполнением мероприятий, включенных в утвержденный План природоохранных мероприятий предприятий и организаций Республики Татарстан.
6. Признать утратившим силу Приказ министерства от 29.04.02 г. № 416.
7. Отделу нормативно - правового регулирования (Вайда Я.С.) обеспечить регистрацию Порядка в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
8. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра - Главного государственного инспектора по охране окружающей среды Республики Татарстан Хайрутдинова Ф.Ю.

Министр
Б.Г.ПЕТРОВ





Утвержден
Приказом
министра экологии и
природных ресурсов
от 12 сентября 2002 г. № 967

ПОРЯДОК
СОСТАВЛЕНИЯ И СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАНОВ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

(в ред. Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ
от 21.09.2009 № 1015)

1. Общие положения

1.1. Порядок составления и согласования Планов природоохранных мероприятий в Республике Татарстан" (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в ред. от 14.03.2009), Экологическим кодексом Республики Татарстан от 15.01.2009 № 5-ЗРТ, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 № 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан" (в ред. Постановления КМ РТ от 19.06.2009 № 396).
(п. 1.1 в ред. Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 21.09.2009 № 1015)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2. Настоящим документом устанавливается порядок составления и согласования Планов природоохранных мероприятий, разрабатываемых юридическими лицами (в т.ч. министерствами и ведомствами) и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - природопользователи) в Республике Татарстан.
1.3. Планы природоохранных мероприятий составляются с целью снижения негативного воздействия на окружающую среду, уменьшения количества выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов производства и потребления, организации проведения производственного контроля в области охраны окружающей среды, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов.
1.4. Порядок предназначен для использования природопользователями, осуществляющими свою деятельность на территории Республики Татарстан, структурными подразделениями Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство).

2. Порядок составления Планов
природоохранных мероприятий

2.1. В соответствии со ст. 14, 34, 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, должны разрабатываться и реализовываться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде относится к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
(в ред. Приказа Минэкологии и природных ресурсов РТ от 21.09.2009 № 1015)
(см. текст в предыдущей редакции)
Планы природоохранных мероприятий составляются всеми природопользователями независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющими деятельность на территории Республики Татарстан. Министерства и ведомства республики составляют Планы природоохранных мероприятий по своим отраслям и ведомствам с учетом мероприятий, планируемых по отдельным предприятиям отрасли, ведомства, объединения.
2.2. Планы природоохранных мероприятий делятся на:
- перспективные (долгосрочные);
- годовые.
2.2.1. Перспективные планы природоохранных мероприятий составляются на срок от 2 до 5 лет в зависимости от трудо- и капиталоемкости планируемых мероприятий.
Перспективные Планы природоохранных мероприятий составляются природопользователями, включенными в Перечень, утвержденный Главным государственным инспектором по охране окружающей среды Республики Татарстан (далее - Главный государственной инспектор). Подготовка Перечня предприятий, составляющих перспективные Планы (далее - Перечень), осуществляется территориальными управлениями Министерства. В такой Перечень включаются предприятия 1 и 2 категории опасности, а также предприятия, на которых требуется проведение капиталоемких, поэтапно проводимых природоохранных мероприятий.
2.2.2. На основе перспективного Плана природоохранных мероприятий природопользователи, включенные в Перечень, ежегодно согласовывают (утверждают) годовой План.
2.2.3. Природопользователи, не внесенные в Перечень, также согласовывают (утверждают) в территориальных управлениях Министерства годовые Планы природоохранных мероприятий.
2.3. Планы природоохранных мероприятий (форма - Приложения 1 и 2) должны содержать следующие данные:
- наименование мероприятия;
- ожидаемый природоохранный эффект от его выполнения;
- сроки выполнения мероприятия и его этапов;
- сумма затрат на выполнение мероприятия и его этапов;
- источник финансирования мероприятия;
- ответственное лицо за выполнение мероприятия.
Планы природоохранных мероприятий должны включать полный перечень планируемых на период действия Плана мероприятий, направленных на снижение объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образующихся и размещаемых в окружающей среде отходов, охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, недр, лесных ресурсов и растительности, земельных ресурсов с учетом развития и изменения производства и технологических процессов.
Требования к содержанию и разработке Планов природоохранных мероприятий изложены в Приложении 3.

3. Порядок рассмотрения и согласования Планов
природоохранных мероприятий, отчетов о выполнении
мероприятий

3.1. Планы природоохранных мероприятий (как перспективные, так и годовые), утвержденные руководителями предприятий, представляются первоначально на рассмотрение в территориальные управления Министерства. Планы представляются в трех экземплярах.
При этом годовые Планы природоохранных мероприятий природопользователей представляются не позднее 1 февраля года, на который планируется выполнение мероприятий.
3.2. Последовательность прохождения Планов природоохранных мероприятий для природопользователей, входящих в Перечень и не входящих в Перечень, представлена на схемах в Приложениях 4 и 5.
3.3. Одновременно с Планами природоохранных мероприятий в территориальные управления представляются отчеты о выполнении Планов природоохранных мероприятий за предшествующий год. Выполнение мероприятий подтверждается соответствующими документами (актами о приемке работ, справками о стоимости выполненных работ и т.п.).
3.4. В территориальном управлении производится проверка указанных в Плане мероприятий требований, предъявляемых к разработке Планов природоохранных мероприятий согласно Приложению 3, оценивается их полнота в части включения всех мероприятий, предусмотренных экологическими программами, обеспечения соблюдения технологических нормативов, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и качества окружающей среды.
При согласовании Планов природоохранных мероприятий проверяется также наличие в них мероприятий, включенных в условия согласования нормирующей природопользование документации, выдачи разрешений на природопользование, указанных в предписаниях госинспекторов, осуществляющих проверку природоохранной деятельности предприятий.
3.5. Срок рассмотрения территориальными управлениями Планов природоохранных мероприятий, отчетов о выполнении планов не может превышать 15 дней со дня поступления документов на рассмотрение.
3.6. Планы природоохранных мероприятий природопользователей, не включенных в Перечень, согласовываются (утверждаются) непосредственно в территориальных управлениях Министерства.
3.7. Перспективные Планы природоохранных мероприятий и составленные на их основе годовые Планы после предварительного рассмотрения территориальными управлениями передаются вместе с заключением, а также с отчетами о выполнении Планов за предшествующий год и подтверждающими это документами на согласование (утверждение) в Министерство Главному государственному инспектору.
3.8. Планы природоохранных мероприятий, содержащие мероприятия только по охране водных, земельных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, направляются Главным государственным инспектором для предварительного согласования и подготовки заключения в Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности.
3.9. Планы природоохранных мероприятий природопользователей, осуществляющих пользование недрами и лесными ресурсами, содержащие наряду с перечисленными выше и мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов и недр, направляются Главным государственным инспектором для предварительного согласования (наряду с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности) соответственно в Департамент геологии и использования недр и Департамент лесного хозяйства.
3.10. Срок рассмотрения Планов природоохранных мероприятий Департаментами во всех случаях не может превышать 10 дней.
План природоохранных мероприятий вместе с заключениями, подготовленными Департаментами, передает на согласование (утверждение) Главному государственному инспектору Департамент, указанный им первым в резолюции (поручении) на исполнение. В случае несоответствия Плана требованиям, предъявляемым к его разработке и согласованию, этим же Департаментом готовится письмо в территориальное управление о возврате Плана на доработку и передается на подпись Главному государственного инспектору.
3.11. После согласования в Министерстве два экземпляра Планов передаются в территориальное управление для доведения до природопользователя и собственно территориальному управлению для ведения учета и осуществления контроля за выполнением Плана.
3.12. По одному экземпляру согласованных в Министерстве Планов природоохранных мероприятий, а также отчет о выполнении мероприятий учитываются и хранятся в контрольно - ревизионной группе при Главном государственном инспекторе.


Приложение № 1
к Порядку рассмотрения и согласования Планов
природоохранных мероприятий предприятий и
организаций Республики Татарстан

"Утверждаю"                      СОГЛАСОВАНО
Руководитель предприятия         Главный государственный инспектор
_______________ ___________      по охране окружающей среды
   Ф.И.О.         подпись        Республики Татарстан
__________ дата     М.П.         ______________________
                                     Ф.И.О.   подпись     М.П.

ПЛАН ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по ________________________________
(наименование предприятия)
на 200_ - 200_ гг.

+---+----------------+-------------------+-----------------+----------------+--------+--------+-------+-----+
¦ № ¦  Наименование  ¦Ожидаемый эффект от¦Сроки выполнения ¦Сумма затрат на ¦Источник¦Ответст-¦Основа-¦Прим.¦
¦п/п¦  мероприятия   ¦выполнения меропри-¦мероприятия (эта-¦выполнение меро-¦финанси-¦венный  ¦ние для¦     ¦
¦   ¦                ¦ятия               ¦пов мероприятия) ¦приятия         ¦рования ¦за   вы-¦включе-¦     ¦
¦   ¦                +---------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+----+меропри-¦полнение¦ния   в¦     ¦
¦   ¦                ¦снижение ¦снижение ¦200_ ¦200_ ¦200_ ¦200_ ¦200_ ¦200_¦ятия    ¦меропри-¦План   ¦     ¦
¦   ¦                ¦объемов  ¦объемов  ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦ятия    ¦       ¦     ¦
¦   ¦                ¦потребле-¦загрязне-¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
¦   ¦                ¦ния  при-¦ния окру-¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
¦   ¦                ¦родных   ¦жающей   ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
¦   ¦                ¦ресурсов ¦среды    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+----------------+---------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+----+--------+--------+-------+-----+
¦   ¦                ¦         ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+----------------+---------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+----+--------+--------+-------+-----+
¦   ¦                ¦         ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+----------------+---------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+----+--------+--------+-------+-----+
¦   ¦                ¦         ¦         ¦     ¦     ¦     ¦     ¦     ¦    ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+----------------+---------+---------+-----+-----+-----+-----+-----+----+--------+--------+-------+-----+

    _____________________________________
    Подпись, должность и тел. исполнителя


Приложение № 2
к Порядку рассмотрения и согласования Планов
природоохранных мероприятий предприятий и
организаций Республики Татарстан

"Утверждаю"                      СОГЛАСОВАНО
Руководитель предприятия         Начальник _______________________
___________________________      территориального управления
  подпись, дата, М.П.            Министерства экологии и природных
                                 ресурсов Республики Татарстан
                                 _________________________________
                                        подпись, дата, М.П.

ПЛАН ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
по ________________________________
(наименование предприятия)
на 200_ - 200_ гг.

]]>
+---+------------+-------------------+-----------------+----------------+--------+--------+-------+-----+
¦ № ¦Наименование¦Ожидаемый эффект от¦Сроки выполнения ¦Сумма затрат на ¦Источник¦Ответст-¦Основа-¦Прим.¦
¦п/п¦мероприятия ¦выполнения меропри-¦мероприятия (эта-¦выполнение меро-¦финанси-¦венный  ¦ние для¦     ¦
¦   ¦            ¦ятия               ¦пов)             ¦приятия         ¦рования ¦за   вы-¦включе-¦     ¦
¦   ¦            +---------+---------+--------+--------+--------+-------+меропри-¦полнение¦ния   в¦     ¦
¦   ¦            ¦снижение ¦снижение ¦  200_  ¦  200_  ¦  200_  ¦ 200_  ¦ятия    ¦меропри-¦План   ¦     ¦
¦   ¦            ¦объемов  ¦объемов  ¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦ятия    ¦       ¦     ¦
¦   ¦            ¦потребле-¦загрязне-¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
¦   ¦            ¦ния  при-¦ния окру-¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
¦   ¦            ¦родных   ¦жающей   ¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
¦   ¦            ¦ресурсов ¦среды    ¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+------------+---------+---------+--------+--------+--------+-------+--------+--------+-------+-----+
¦   ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+------------+---------+---------+--------+--------+--------+-------+--------+--------+-------+-----+
¦   ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+------------+---------+---------+--------+--------+--------+-------+--------+--------+-------+-----+
¦   ¦            ¦         ¦         ¦        ¦        ¦        ¦       ¦        ¦        ¦       ¦     ¦
+---+------------+---------+---------+--------+--------+--------+-------+--------+--------+-------+-----+

    _____________________________________
    Подпись, должность и тел. исполнителя


Приложение 3

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ

1. В Планы природоохранных мероприятий должны включаться мероприятия, которые приведут к снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, снижению образования объемов отходов производства и потребления, сохранению или увеличению площадей лесных ресурсов и растительности, оздоровлению земельных ресурсов, сокращению потребления природных ресурсов и т.д.
2. Природоохранные мероприятия, включаемые в План, подразделяются на следующие разделы:
- технические или технологические, включающие в себя работы по строительству очистных сооружений или их модернизации, строительству полигонов и специальных площадок для складирования отходов, внедрению безотходных или малоотходных технологий, совершенствованию технологических процессов, выводу экологически опасных цехов (производств) из селитебной зоны, применению (внедрению) различных технических средств, обеспечивающих снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и т.д.;
- проектные и научно - исследовательские работы: разработка методов и средств, направленных на снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей среде, поиск решений по внедрению экологически безопасных процессов и технологий, разработка эколого - нормативной документации и т.д.;
- организационные, к которым можно отнести: создание служб и лабораторий по охране окружающей среды, приобретение оборудования для организации ведомственного контроля за качеством промстоков и промвыбросов, проведение специальных мероприятий по очистке загрязненных территорий, организация обучения ответственных работников предприятия вопросам экологической безопасности и т.д.
3. В перечень природоохранных мероприятий в обязательном порядке должны быть включены:
- мероприятия, предусмотренные постановлениями (распоряжениями) Кабинета Министров Республики Татарстан, Глав администраций городов и районов Республики Татарстан;
- мероприятия, предусмотренные целевыми республиканскими, местными, районными и иными программами по оздоровлению окружающей природной среды;
- мероприятия по выполнению решений коллегий Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, решений Республиканской комиссии по улучшению санитарно - экологической обстановки в Республике Татарстан, решений межведомственных комиссий и других решений;
- мероприятия, заложенные в нормативных документах (проекты ПДВ (ВСВ); проекты ПДС (ВСС); ПНОЛРО и других разрешительных документах), а также в условиях природопользования, договорах, лицензиях;
- мероприятия, предусмотренные программами и планами отраслевых ведомств и вышестоящих организаций;
- мероприятия по выполнению предписаний государственных инспекторов по охране окружающей среды;
- иные природоохранные мероприятия, направленные на оздоровление окружающей природной среды и рациональное природопользование.
4. При составлении Плана природоохранных мероприятий в графе "Наименование мероприятия" требуется точно указывать наименование участка, производства или цеха, где будет проводиться мероприятие.
В графе "Ожидаемый эффект от выполнения мероприятия" необходимо указывать расчетные или проектные показатели снижения объемов загрязнения по каждому веществу (виду отхода) в тоннах (куб. м), а также объемы снижения потребления природных ресурсов в результате проведенных мероприятий также в физических показателях.
В графе "Сроки выполнения мероприятий" в случае капиталоемких работ необходимо разбить выполнение мероприятий на временные этапы (годы - в случае перспективных планов, квартала и месяцы - при годовом планировании). Причем на каждом этапе четко расписать выполняемые работы, например: 1 квартал 200..г. - разработка проекта по оснащению источника очистным сооружением, 2 квартал 200..г. - изготовление оборудования, 3 квартал 200..г. - оснащение источника установкой очистки.
В графах "Сумма затрат на выполнение мероприятий" и "Источник финансирования мероприятий" необходимо конкретно по каждому мероприятию указать, из каких источников будет осуществляться выделение средств на его реализацию (средства предприятия, средства Экологического фонда, местный, республиканский или федеральный бюджет, иностранные инвестиции, иные источники) и в каких количествах. По каждому источнику финансирования заполняется отдельная строка.
В графе "Ответственный за выполнение" указывается конкретное должностное лицо, подразделение или служба предприятия, ответственное за выполнение того или иного мероприятия. Кроме того, здесь же необходимо указать проектные организации, иные учреждения и предприятия, привлекаемые к выполнению мероприятий.
В графе "Основания для включения" требуется указать, на основании какого документа планируется то или иное мероприятие (постановление Кабинета Министров Республики Татарстан, экологическая программа города, предписание контролирующих органов и т.д.).
5. Примерный перечень мероприятий, включаемых в Планы природоохранных мероприятий природопользователей:
5.1. Мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов, к которым, прежде всего, относятся:
строительство и реконструкция:
- станций для очистки производственных и коммунальных сточных вод;
- других сооружений первичной стадии очистки сточных вод, которые не входят в комплекс станций;
- береговых и плавучих станций очистки балластных и льяльных (подсланевых) вод;
- установок и оборудования по сбору нефти, мазута, мусора и других жидких и твердых отходов с акваторий рек, водоемов, включая суда - сборщики и нефтезачистные станции;
- систем оборотного водоснабжения;
- сооружений и установок по доочистке сточных вод, включая и земледельческие поля орошения;
- опытных установок и цехов, связанных с разработкой методов очистки сточных вод;
- установок и сооружений для сбора, транспортировки, переработки и ликвидации жидких производственных отходов и кубовых остатков;
- полигонов и установок для обезвреживания вредных промышленных отходов, загрязняющих водоемы или подземные воды;
- береговых сооружений для приема с судов хозяйственно - бытовых сточных вод и мусора для утилизации, складирования и очистки;
- систем канализации городов;
- основных коммуникаций (коллекторы) для отвода промышленных сточных вод (включая ливневые) и сооружений на них: станции перекачки, станции по контролю, подготовке, усреднению сточных вод и емкостей для временной аккумуляции этих вод (в случае аварийных сбросов загрязнений и повышения концентрации их выше предельно допустимых норм) с последующей передачей их на станции очистки. При этом в основные коммуникации не входят внутриплощадочные сети промышленного, транспортного или другого предприятия;
обустройство водоохранных зон;
ликвидация (тампонаж) артезианских скважин;
затраты по ликвидации очагов загрязнения и охране подземных вод;
реконструкция (закрытие) фильтрующих накопителей;
работы, связанные с улучшением технического состояния и благоустройства водохранилищ и естественных водоемов;
регулирование стока малых рек, расчистка их русел и другие мероприятия по восстановлению и поддержанию благоприятного гидрологического режима и санитарного состояния малых рек;
мероприятия для повторного использования сбросных и дренажных вод и улучшения их качества (аккумулирующие емкости, отстойники, сооружения и устройства для аэрации вод, биологические каналы, экраны, задерживающие пестициды, и др.);
мероприятия по предупреждению загрязнения поверхностных и подземных вод при захоронении отходов производства и потребления (за исключением промышленных радиоактивных отходов);
создание автоматизированных систем управления водохозяйственными комплексами в бассейнах важнейших рек: АСУ водоохранными комплексами, систем контроля качества морских, природных и сточных вод (включая приобретение специальных судов, лабораторий и др.); систем управления водораспределением (включая орошаемое земледелие); системы государственного водного кадастра, обеспечения первичного учета вод и разработки сводных данных ведения государственного учета использования вод (строительство автоматизированных станций, измерительных установок и т.п. по учету объема и качества забираемой и сбрасываемой воды, вычислительных центров по обработке данных учета и др.);
другие мероприятия, относящиеся к охране и рациональному использованию водных ресурсов, в частности, сюда могут входить соответствующие работы по ликвидации засорения рек в результате лесосплава.
Не подлежат включению в планы работы по строительству канализационных систем для непосредственного сброса в водные источники сточных вод без очистки.
5.2. Мероприятия по охране и рациональному использованию атмосферного воздуха, к которым, прежде всего, можно отнести:
строительство сооружений по охране атмосферного воздуха от загрязнения веществами, в том числе:
газопылеулавливающих установок и устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом их в атмосферу. К природоохранным эти установки относятся только при условии, что они по своему прямому назначению являются санитарными, т.е. обеспечивают снижение валовых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;
опытно - промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу;
контрольно - регулировочных пунктов по проверке и снижению токсичности выхлопных газов автомобилей;
автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, на оснащении стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, на строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха;
установок и устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом их в атмосферу, так как в результате этого предотвращается (снижается) ее загрязнение, а также на строительство дымовых труб, если после применения всех имеющихся современных технических средств по сокращению выбросов не обеспечиваются нормативы ПДВ;
установок (производств) для утилизации веществ из отходящих газов;
других сооружений по охране воздушного бассейна.
Не включаются в планы мероприятия по строительству:
газопылеулавливающих установок и устройств, являющихся элементами технологической схемы и служащих для получения планируемой продукции из минерального сырья (очистка газов, отходящих от реакторов при производстве сажи на заводах технического углерода; очистка газов, отходящих от руднотермических печей при производстве желтого фосфора на фосфорных заводах; очистка газов, отходящих от печей "кипящего слоя" при производстве серной кислоты на химических заводах, и т.д.);
сернокислотных и других цехов (с технологическими газопылеулавливающими установками и системами двойной абсорбции и двойного контактирования), служащих для получения планируемой продукции из отходящих газов заводов цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии, энергетики и других отраслей; устройств по сбору сухой золы и т.д.;
газоходов (воздуховодов), дымососов (вентиляторов), систем вентиляции и кондиционирования, служащих для создания нормальных санитарно - гигиенических условий на рабочих местах.
5.3. Мероприятия по охране и рациональному использованию земель, к которым, прежде всего, можно отнести:
строительство противоэрозионных гидротехнических, противоселевых, противооползневых, противолавинных, противообвальных, включая береговые, сооружений (кроме ирригационно - мелиоративных систем);
террасирование крутых склонов;
строительство валов, плотин, лиманов, водонаправляющих, водосбросных, донных сооружений, дамб - перемычек;
выполаживание склонов, оврагов, промоин;
создание (закладку и уход) защитных лесных полос, включая полезащитные лесные полосы;
рекультивацию земель, включая приведение земель, нарушенных торфоразработками, в состояние, пригодное для использования по назначению;
создание противоэрозионных лесных насаждений по оврагам и балкам, берегам рек и водоемов, на песках, террасах и эродируемых горных склонах;
строительство и реконструкцию биологических лабораторий и фабрик по защите сельскохозяйственных культур от вредителей и болезней биологическим методом, а также приобретение оборудования для их оснащения;
другие затраты, относящиеся к мероприятиям по охране и рациональному использованию земель.
5.4. Мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов, к которым, прежде всего, можно отнести:
строительство объектов противопожарного назначения (пожарно - химических станций, противопожарных вышек и т.п.), авиационных баз и на приобретение для них противопожарной техники и других машин и материально - технических средств;
строительство биостанций и биолабораторий по биологической и химической защите леса и приобретение для их оснащения оборудования, машин и другой техники для борьбы с вредителями и болезнями леса; на организацию и благоустройство зеленых зон вокруг городов, поселков и курортов и т.п.;
другие мероприятия, связанные с рациональным использованием лесных ресурсов (приобретение машин и оборудования для санитарных рубок и рубок ухода, лесовосстановление и т.п.);
на подъем затонувшей древесины.
5.5. Мероприятия по улучшению работы с отходами производства и потребления и снижению их образования, к которым, прежде всего, можно отнести:
строительство установок, производств, цехов для получения сырья или готовой продукции из отходов производства;
создание предприятий по накоплению, утилизации, обезвреживанию (сжиганию) твердых и жидких токсичных промышленных, бытовых и иных отходов;
приобретение входящих в состав указанных выше объектов оборудования и специальных машин для сбора и транспортировки промышленных и бытовых отходов с территории городов и населенных пунктов;
проведение иных работ, способствующих сокращению образования отходов производства и потребления и увеличению количества утилизируемых вредных веществ.


Приложение 4

Схема прохождения согласования перспективных Планов
природоохранных мероприятий (а также годовых,
разработанных на основе перспективных) в
Министерстве экологии и природных ресурсов РТ


                                                          Планы мероприятий по
 +-----------+         +--------+             +--------+      охране ОС <*>      +--------------+   +----------+           +--------+
 ¦Природо-   ¦         ¦Террито-¦Вместе с за- ¦Главный +------------------------>¦ Департамент  ¦   ¦Террито-  ¦           ¦Природо-¦
 ¦пользова-  ¦На пред- ¦риальное¦ключением о  ¦государ-¦<------------------------+   ООС и ЭБ   ¦   ¦риальное  ¦           ¦пользо- ¦
 ¦тель, вклю-¦варитель-¦управле-¦предваритель-¦ственный¦Предварит. согласованные ¦              ¦   ¦управление¦           ¦ватель  ¦
 ¦ченный    в¦ное сог- ¦ние     ¦ном согласо- ¦инспек- ¦Планы                    +--------------+   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦Перечень (1¦ласование¦        ¦вании        ¦тор     ¦                                            ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦- 2   класс+-------->¦        +------------>¦        ¦                                            ¦          ¦Согласован-¦        ¦
 ¦опасности) ¦         ¦        ¦             ¦        ¦Планы мероприят. по охране ОС и             ¦          ¦ный План   ¦        ¦
 ¦Перспектив-¦         ¦        ¦             ¦        ¦прир. рес. <**>                             ¦          +---------->¦        ¦
 ¦ный    план¦         ¦        ¦             ¦        +-----------------------------------+        ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦природоох- ¦         ¦        ¦             ¦        ¦Предварит. согласованный +---------v----+   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦ранных  ме-¦         ¦        ¦             ¦        ¦         План            ¦ Департамент  ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦роприятий  ¦         ¦        ¦             ¦        ¦<-------------------+----+   ООС и ЭБ   ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦а также го-¦         +--------+             ¦        ¦                    ¦    +--------------+   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦довой, сос-¦                                ¦        ¦                    ¦    ¦ Департамент  ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦тавленный  ¦                                ¦        ¦                    +----+   геологии   ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦на   основе¦                                ¦        ¦                    ¦    +--------------+   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦перспектив-¦                                ¦        ¦                    ¦    ¦ Департамент  ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
 ¦ного)      ¦                                ¦        ¦                    +----+   лесного    ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
 +-----------+                                ¦        ¦                         ¦  хозяйства   ¦   ¦          ¦           ¦        ¦
                                              +----+---+                         +--------------+   +------+---+           +--------+
                                                   ¦                Согласованный План                     ¦
                                                   +-------------------------------------------------------+

--------------------------------
<*> Планы, содержащие природоохранные мероприятия только по охране водных, земельных ресурсов, атмосферного воздуха, животного и растительного мира.
<**> Планы, содержащие мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов, недр.


Приложение 5

Схема прохождения согласования годовых Планов
природоохранных мероприятий в Министерстве
экологии и природных ресурсов РТ

+--------------------+            +----------------+           +---------+
¦Природопользователи,¦            ¦Территориальное ¦           ¦Природо- ¦
¦не включенные  в Пе-¦            ¦   Управление   ¦           ¦пользова-¦
¦речень  (3 - 4 класс¦На согласо- ¦  министерства  ¦Согласован-¦тель     ¦
¦опасности)          ¦вание       ¦                ¦ный План   ¦         ¦
¦                    +----------->¦                +---------->¦         ¦
¦    Годовой план    ¦            ¦                ¦           ¦         ¦
¦  природоохранных   ¦            ¦                ¦           ¦         ¦
¦    мероприятий     ¦            ¦                ¦           ¦         ¦
+--------------------+            +----------------+           +---------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru