КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. № 600
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ"
НА 2010 - 2012 ГОДЫ
В целях обеспечения эпидемиологической безопасности и предупреждения внутрибольничного инфицирования в медицинских учреждениях Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу
"Профилактика внутрибольничных инфекций" на 2010 - 2012 годы (далее - Программа).
2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами обеспечить реализацию Программы
.
3. Министерству экономики Республики Татарстан, Министерству финансов Республики Татарстан при формировании проекта бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год обеспечивать включение указанной Программы
в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан, и ежегодно уточнять размер ассигнований, выделяемых на ее реализацию.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел по вопросам здравоохранения Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 1 сентября 2009 г. № 600
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ"
НА 2010 - 2012 ГОДЫ
Паспорт
┌────────────────────────────────┬─────────────────────────────────────────┐
│Наименование Программы │Республиканская целевая программа│
│ │"Профилактика внутрибольничных инфекций"│
│ │на 2010 - 2012 годы │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Основания для разработки│Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ│
│Программы │"О санитарно-эпидемиологическом│
│ │благополучии населения"; │
│ │Приказ Министерства здравоохранения│
│ │Российской Федерации от 26.11.1997 № 345│
│ │"О совершенствовании мероприятий по│
│ │профилактике внутрибольничных инфекций│
│ │в акушерских стационарах"; │
│ │Постановление Главного государственного│
│ │санитарного врача Российской Федерации│
│ │от 06.06.2003 № 124 "О введении в│
│ │действие санитарно-эпидемиологических│
│ │правил и нормативов СанПиН 2.1.3.1375-│
│ │03"; │
│ │Постановление Главного государственного│
│ │санитарного врача Российской Федерации│
│ │от 05.10.2004 № 3 "О состоянии│
│ │заболеваемости внутрибольничными│
│ │инфекционными заболеваниями и мерах по│
│ │их снижению" │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Государственный заказчик│Кабинет Министров Республики Татарстан │
│Программы │ │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Государственный заказчик-│Министерство здравоохранения Республики│
│координатор Программы │Татарстан │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Основной разработчик Программы │Министерство здравоохранения Республики│
│ │Татарстан │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы │Обеспечение эпидемиологической│
│ │безопасности в учреждениях│
│ │здравоохранения Республики Татарстан │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Задача Программы │Соблюдение санитарных норм и правил в│
│ │учреждениях здравоохранения Республики│
│ │Татарстан │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Сроки и этапы реализации│2010 - 2012 годы, без разделения на│
│Программы │этапы │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Перечень подпрограмм │ - │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Объемы и источники│Общий объем финансирования Программы -│
│финансирования Программы │150,0 млн рублей, в том числе: │
│ │в 2010 г. - 50,0 млн рублей, │
│ │в 2011 г. - 50,0 млн рублей, │
│ │в 2012 г. - 50,0 млн рублей. │
│ │Источник финансирования - бюджет│
│ │Республики Татарстан │
├────────────────────────────────┼─────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые результаты реализации│Реализация Программы позволит: │
│Программы (индикаторы оценки│ не допустить случаев профессиональных│
│результатов) │заболеваний медицинского персонала,│
│ │вызванных внутрибольничными инфекциями; │
│ │ снизить количество внутрибольничных│
│ │инфекций в отделениях хирургического и│
│ │акушерско-гинекологического профилей на│
│ │1 тыс. пациентов: │
│ │в 2009 г. - 0,35, │
│ │в 2010 г. - 0,33, │
│ │в 2011 г. - 0,31, │
│ │в 2012 г. - 0,28. │
└────────────────────────────────┴─────────────────────────────────────────┘
I. Характеристика проблемы
Современной устойчивой тенденцией в здравоохранении является переход на материалы одноразового использования. Российскими медиками накоплен серьезный опыт применения одноразовой медицинской одежды и белья, и результаты исследований доказывают значительное снижение числа внутрибольничных инфекций (далее - ВБИ) при их применении.
Больницы и медицинские центры являются зоной повышенного риска инфицирования пациента и медицинского персонала. Медицинскому персоналу приходится работать с инфекциями не только разных групп патогенности, но и передающихся различными путями (воздушно-капельным, контактным, через биологические жидкости). Современные операции нередко длятся несколько часов, поэтому обеспечение медицинских учреждений удобной и комфортной одеждой для медицинского персонала, одновременно защищающей их от инфекционного заражения, становится актуальным.
Классическая хлопчатобумажная операционная одежда и белье обладают достаточно ограниченной барьерной способностью, выделяют в воздух операционной пылевые и ворсовые частицы, которые способствуют переносу и попаданию в операционную рану и на инструментарий патогенной микрофлоры. Сами частицы тканей, имеющие биологическое происхождение, могут становиться источником асептического аллергического воспаления в заживляемых тканях. При многократной обработке, стирке и стерилизации одежды из ткани эти недостатки быстро усиливаются.
Одноразовая медицинская одежда и белье обеспечивают высокий уровень бактериальной защиты как пациента, так и медицинского персонала при каждой проводимой процедуре. Они также позволяют сэкономить значительные средства, препятствуя распространению ВБИ. Медицинские учреждения, использующие одноразовые изделия, экономят время, затрачиваемое персоналом на повторную обработку многоразовой загрязненной медицинской одежды, их подготовку к следующему использованию.
Несмотря на отмеченные преимущества, использование одноразового мягкого медицинского инвентаря все еще не получило в Российской Федерации должного распространения. В настоящее время обеспеченность одноразовой медицинской одеждой в медицинских учреждений Республики Татарстан недостаточна и составляет около 20 процентов.
По официальной статистике, ежегодно в России регистрируется до 50 - 60 тыс. случаев ВБИ, однако по расчетным данным эта цифра выше в 40 - 50 раз. Присоединение ВБИ к основному заболеванию увеличивает в среднем на 6 - 8 дней продолжительность пребывания пациента в стационаре. Летальность в группе лиц с ВБИ значительно превышает таковую среди аналогичных групп больных без ВБИ и в среднем составляет 35 - 60 процентов. Экономический ущерб от ВБИ в Российской Федерации составляет в среднем более 5 млрд рублей в год.
В 2008 году в Республике Татарстан зарегистрированы 324 случая внутрибольничных инфекционных заболеваний, показатель составил 0,35 на 1000 пациентов.
В рамках настоящей Программы планируется осуществить переход медицинских учреждений республики на использование одноразовой медицинской одежды и белья в отделениях стационаров с наиболее строгим санитарно-эпидемиологическим режимом (хирургических, акушерско-гинекологических) и, в первую очередь, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.
II. Цель и задача, сроки и этапы реализации Программы
Целью настоящей Программы является обеспечение эпидемиологической безопасности в учреждениях здравоохранения Республики Татарстан.
Поставленную цель планируется достигнуть путем решения задачи по соблюдению санитарных норм и правил в учреждениях здравоохранения.
Срок реализации Программы - 2010 - 2012 годы.
Программа реализуется без распределения на этапы.
III. Перечень программных мероприятий, а также
индикаторов оценки результатов
Программные мероприятия включают обеспечение одноразовым хирургическим медицинским бельем и одноразовой медицинской одеждой персонала хирургических отделений медицинских учреждений здравоохранения.
Индикаторы оценки результатов в разрезе цели и задачи Программы, финансирование по мероприятиям представлены в приложении № 1 (не приводится) к Программе.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 150,0 млн рублей, в том числе в 2010 г. - 50,0 млн рублей, в 2011 г. - 50,0 млн рублей, в 2012 г. - 50,0 млн рублей.
Источник финансирования - бюджет Республики Татарстан.
В рамках реализации Программы предполагается обеспечение комплектами хирургической одежды персонала, принимающего непосредственное участие в проведении операций, и комплектами хирургического белья.
Составы комплектов определены в соответствии с Методическими рекомендациями по применению одноразовой медицинской одежды и белья от 19.02.2007 № 26Н/0307, утвержденными федеральным государственным учреждением "Всесоюзный научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники Росздравнадзора". Общие требования к характеристикам хирургических халатов определены в соответствии с ГОСТ Р ЕН 13795 части 1, 2, 3.
Количество хирургической одежды определено из следующего расчета. Хирургическая бригада состоит в среднем из 5 человек: хирург, ассистент, анестезиолог, медицинская сестра анестезиолога, 1 операционная медицинская сестра. В 11,0 - 14,0% случаев методика проведения операции требует одновременной работы двух хирургических бригад в составе 8 человек: 2 хирурга, 2 ассистента, анестезиолог, медицинская сестра анестезиолога, 2 операционные медицинские сестры.
Объемы финансирования программных мероприятий определены с учетом анализа и прогноза количества операций согласно приложению № 2 (не приводится) к настоящей Программе.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно уточняет с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и состав ее исполнителей.
Государственный заказчик-координатор Программы ежегодно формирует бюджетные заявки на ассигнования из бюджета Республики Татарстан и в установленном порядке представляет их в Министерство экономики Республики Татарстан, Министерство финансов Республики Татарстан.
V. Механизм реализации Программы
В ходе реализации Программы государственный заказчик-координатор обеспечивает взаимодействие основных исполнителей, осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий и эффективным использованием средств непосредственными исполнителями. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых государственным заказчиком-координатором Программы со всеми исполнителями программных мероприятий, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
VI. Оценка экономической, социальной и экологической
эффективности реализации Программы
Программные мероприятия носят медико-социальный и экономический характер. Их осуществление позволит предотвратить возможные инфекционные заболевания, уменьшить экономический ущерб, наносимый бюджету Республики Татарстан.
Реализация Программы в полном объеме позволит обеспечить одноразовой медицинской одеждой хирургические отделения медицинских учреждений, принимающих участие в реализации Программы.
Реализация Программы позволит не допустить случаев профессиональных заболеваний медицинского персонала, вызванных ВБИ, снизить их количество в отделениях хирургического профиля на 1 тыс. пациентов с 0,35 в 2008 г. до 0,28 к 2013 году.
Экономическая эффективность от реализации Программы для учреждений здравоохранения составит более 1,5 млн рублей за счет исключения расходов на лечение предотвращенных случаев ВБИ.