Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2009 г. № 36-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ
ОТ 17 НОЯБРЯ 2008 ГОДА № 9663 "О ТАРИФАХ НА ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ Г. КАЗАНИ НА 2009 ГОД"
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Р.В.РЕЙХ

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой, с участием гражданки Р.В.Рейх, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, ее представителя - А.Т.Габдрахмановой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - начальника отдела по вопросам жилищного законодательства Правового управления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани Л.А.Ляпахина, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан М.В.Ляукина, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Л.Ю.Глуховой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Р.Р.Гилманова, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - заместителя прокурора Республики Татарстан Г.С.Галимова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста-эксперта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.Д.Клюкова, руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки Р.В.Рейх о проверке конституционности пункта 2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год" и приложения № 1 к данному Постановлению в части, устанавливающей квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей правовые нормы положениям Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л.Васина, объяснения сторон - гражданки Р.В.Рейх, ее представителя - А.Т.Габдрахмановой и представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - Л.А.Ляпахина, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - М.В.Ляукина, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Л.Ю.Глуховой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Р.Р.Гилманова, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К.Крылова, от прокурора Республики Татарстан - Г.С.Галимова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - В.Д.Клюкова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка Р.В.Рейх с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год" и приложением № 1 к данному Постановлению в части, устанавливающей квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 2 указанного Постановления рекомендуется собственникам жилых помещений, выбравшим способ управления многоквартирным жилым домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, установить перечень услуг и размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном жилом доме на 2009 год в соответствии с приложением № 1 к данному Постановлению.
Заявительница проживает в многоквартирном доме, где создано товарищество собственников жилья. Гражданка Р.В.Рейх считает, что Руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани не наделен полномочиями по принятию оспариваемой нормы. По ее мнению, данная норма необоснованно расширяет сферу действия указанного Постановления, распространяя ее и на собственников жилых помещений, выбравших способ управления многоквартирным жилым домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, и тем самым является принятой с превышением полномочий.
Как указывает заявительница, пункт 2 обжалуемого Постановления не согласуется со статьями 40 и 43 Устава муниципального образования города Казани, принятого решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5 (в редакции от 26 июня 2008 года), согласно которым в перечне полномочий Руководителя Исполнительного комитета не предусмотрено правовое регулирование отношений в сфере пользования коммунальными и жилищными услугами собственниками жилья, избравшими способ управления многоквартирным домом.
Гражданка Р.В.Рейх также полагает, что оспариваемая норма принята с нарушением пункта 4 части второй статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья в многоквартирном жилом доме относится к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья, и части восьмой статьи 156 данного Кодекса, в силу которой размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления этого товарищества в соответствии с его уставом.
Заявительница также оспаривает приложение № 1 к обжалуемому Постановлению в части, устанавливающей в качестве единицы измерения квадратный метр общей площади жилого помещения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (в частности, за капитальный ремонт, управление жилищным фондом, санитарное содержание и санитарную очистку жилых зданий, текущий ремонт жилых зданий и благоустройство придомовой территории, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых санитарно-технических сетей, сетей отопления и сетей электроснабжения). Применение данной единицы измерения, по ее мнению, противоречит статьям 36, 37, 39 и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку на основании указанных норм расходы собственника жилого помещения на содержание общего имущества в многоквартирном доме должны определяться в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме.
Гражданка Р.В.Рейх утверждает, что доля собственника в общем имуществе многоквартирного дома меньше занимаемой собственником общей жилой площади. В связи с этим она полагает, что исчисление платы за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, исходя из единицы измерения в виде квадратного метра общей площади жилого помещения, значительно увеличивает расходы собственника, возлагая на него бремя содержания общего имущества в размерах, не обусловленных законодательством.
На основании изложенного гражданка Р.В.Рейх просит признать оспариваемые нормы не соответствующими Конституции Республики Татарстан, ее статьям 49, 51, 55 (часть 2), 58 (часть 2) и 60, согласно которым право частной собственности охраняется законом; Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав; потребители имеют право на возмещение ущерба, причиненного производителями товаров, услуг, в установленном законом порядке; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; в Республике Татарстан не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина; каждый в Республике Татарстан обязан соблюдать Конституцию Республики Татарстан и законы Республики Татарстан, Конституцию Российской Федерации и федеральные законы.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения пункта 2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год", а также приложение № 1 к данному Постановлению в части, устанавливающей квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
2. Оспариваемые правовые нормы затрагивают вопросы жилищного законодательства, которое согласно статье 72 (часть 1, пункт "к") Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в данной сфере принимаются в соответствии с федеральными законами и не могут им противоречить.
На основании статей 116 (часть 1) и 118 (часть 1) Конституции Республики Татарстан местное самоуправление обеспечивает самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения, в том числе установление местных налогов и сборов.
2.1. Согласно частям второй и седьмой статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит в том числе из нормативных правовых актов органов местного самоуправления; органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом часть третья статьи 156 данного Кодекса предоставляет органам местного самоуправления полномочие по установлению размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 4.1 части первой статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей отнесено к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Аналогичное положение закреплено и в пункте 4.1 части первой статьи 18 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в редакции от 17 февраля 2009 года).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду абзац четырнадцатый, а не абзац тринадцатый части третьей статьи 40 Устава муниципального образования г. Казани.

Согласно абзацу тринадцатому части третьей статьи 40 во взаимосвязи с абзацем шестнадцатым статьи 43 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года № 3-5, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани регулирует тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в порядке, установленном городской Думой в соответствии с законодательством. При этом к полномочиям Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани относится издание правовых актов - постановлений и распоряжений - по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции Исполнительного комитета. Исходя из этого Казанская городская Дума решением от 27 ноября 2006 года № 2-14 утвердила Положение о порядке регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Казани, согласно которому Исполнительный комитет муниципального образования города Казани имеет право устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса (пункт 2.3).
Указанному правовому регулированию корреспондируют положения пункта 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года (вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года), согласно которому органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. В соответствии с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы № R (2005) 1 от 19 января 2005 года "О финансовых средствах местных и региональных властей" налоговое равенство на индивидуальном уровне требует, чтобы местные власти взимали плату, в рамках общих основ регулирования, за коммунальные услуги, предоставляемые в данной местности; причем взимаемая плата не должна существенно снижать спрос, особенно в отношении важнейших коммунальных услуг (пункт 6 части I и пункт 27 части II приложения к Рекомендации).
Согласно положениям абзацев первого и пятого статьи 2 Декларации о принципах местного самоуправления в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 29 октября 1994 года решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения и подлежат государственной защите; государство осуществляет контроль за законностью в деятельности органов местного самоуправления и не вмешивается в деятельность этих органов, если она осуществляется в соответствии с законодательством.
Таким образом, принимая Постановление от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год", Руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани правомерно реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанное на взаимосвязанных положениях статей 116 (часть 1) и 118 (часть 1) Конституции Республики Татарстан, согласно которым органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
2.2. Пунктом 2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год" рекомендовано собственникам жилых помещений, выбравшим способ управления многоквартирным жилым домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, установить перечень услуг и размер платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном жилом доме на 2009 год в соответствии с приложением № 1 к настоящему Постановлению.
По своему буквальному содержанию и правовому смыслу, в том числе придаваемому сложившейся правоприменительной практикой, данная норма носит рекомендательный характер. Она не предусматривает юридической обязанности собственников по установлению ими перечня услуг и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме в точном соответствии с оспариваемой нормой и, следовательно, не содержит юридически обязывающего предписания. По целевому назначению данная норма направлена на информирование указанной категории собственников о предоставлении им правовой возможности воспользоваться тарифами на жилищные услуги, перечисленные в приложении № 1 к обжалуемому Постановлению. Тем самым оспариваемая норма призвана содействовать определению перечня жилищных услуг и размера платы за эти услуги собственникам жилых помещений, выбравшим способ управления многоквартирным домом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Рекомендательный характер оспариваемой нормы подтверждается также содержанием пункта 1.2 обжалуемого Постановления, согласно которому администрации районов Исполнительного комитета города Казани и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета города Казани обязаны оказывать методическую и консультационную помощь при проведении собраний собственниками жилых помещений по вопросу установления перечня услуг и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме. При этом за собственниками жилых помещений в многоквартирном доме сохраняется право согласиться с рекомендацией, изложенной в оспариваемой норме, либо принять иное решение.
Тем самым оспариваемая норма не лишает и не ограничивает возможности полномочных органов управления товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива самостоятельно установить размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме. Эти размеры могут отличаться от рекомендованных оспариваемой нормой тарифов на жилищные услуги как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения.
Из изложенного следует, что оспариваемая норма ни прямо, ни косвенно не предполагает установления перечня услуг и размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в многоквартирном доме в порядке, противоречащем требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе пункту 4 части второй статьи 145, согласно которому установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья относится к компетенции общего собрания членов данного товарищества, а также части восьмой статьи 156, в силу которой размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с его уставом.
В то же время если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, то на основании части четвертой статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации такой размер устанавливается органом местного самоуправления. В этом случае правовое регулирование должно осуществляться не рекомендательной, а императивной (обязывающей) нормой.
Таким образом, пункт 2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как ограничивающий, умаляющий или иным образом нарушающий права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Республики Татарстан, в том числе ее статьями 49, 51, 55 (часть 2), 58 (часть 2) и 60.
3. Заявительница оспаривает приложение № 1 к обжалуемому Постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани в части, устанавливающей квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за отдельные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (в частности, за капитальный ремонт, управление жилищным фондом, санитарное содержание и санитарную очистку жилых зданий, текущий ремонт жилых зданий и благоустройство придомовой территории, техническое обслуживание и ремонт внутридомовых санитарно-технических сетей, сетей отопления и сетей электроснабжения).
Согласно частям первой и второй статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. В силу части первой статьи 37 данного Кодекса доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Федеральное законодательство связывает определение долей собственников в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме с размером общей площади жилого помещения, принадлежащего собственнику. Единицей измерения данной величины является квадратный метр общей площади жилого помещения. При этом по смыслу указанных положений Жилищного кодекса Российской Федерации оспариваемая заявительницей единица измерения в виде квадратного метра общей площади жилого помещения используется не только для определения доли собственника в общем имуществе многоквартирного дома, но и для дифференциации оплаты за содержание и ремонт данного имущества в зависимости от размера принадлежащей собственнику общей площади жилого помещения.
Кроме того, прямое указание на данную единицу измерения применительно к размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения содержится в Правилах проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года № 75 (в редакции от 18 июля 2007 года), согласно которым "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения (пункт 2).
Ранее Конституционный суд Республики Татарстан уже отмечал, что размер общей площади жилого помещения представляет собой утвердившийся в правоприменительной практике критерий расчета размера платежей за такие виды жилищно-коммунальных услуг, которые не могут быть измерены натуральными либо иными количественными показателями. Применение данного критерия оправданно и при расчете платежей за управление жилищным фондом и работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий при условии, что данные услуги обладают необходимыми потребительскими свойствами и режимом предоставления (пункт 5.3 мотивировочной части Постановления от 24 ноября 2003 года № 11-П).
Конституционный суд Республики Татарстан сформулировал ряд правовых гарантий, направленных на защиту прав граждан - потребителей жилищных и коммунальных услуг. В частности, Конституционный суд Республики Татарстан подчеркнул необходимость установления исчерпывающего перечня услуг по содержанию и ремонту жилых помещений в многоквартирном доме, а также указал на обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих регулирование цен и тарифов на продукцию организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги, предоставлять информацию о полном составе затрат, относимых на себестоимость указанной продукции, цены и тарифы на которую подлежат регулированию (пункт 5.2.2 мотивировочной части Постановления от 24 ноября 2003 года № 11-П). Кроме того, Конституционный суд Республики Татарстан отметил, что регулирование платы за капитальный ремонт, осуществляемое органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, и договоры управления многоквартирными домами должны предусматривать в том числе и обязанность управляющей организации по строго целевому использованию поступивших от граждан - собственников жилых помещений финансовых средств, предназначенных для оплаты расходов на капитальный ремонт, а также соответствующую ответственность данной организации за их нецелевое использование (пункт 2 резолютивной части Постановления от 28 апреля 2005 года № 15-П).
Указанные правовые позиции Конституционного суда Республики Татарстан сохраняют свое значение в рамках действующего правового регулирования и должны применяться в том числе к правоотношениям, возникающим из оспариваемых заявительницей правовых норм.
На основании статей 8 - 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" собственники жилых помещений в многоквартирном доме как потребители услуг и работ по содержанию и ремонту жилых помещений имеют право на информацию об этих услугах и работах, а также об их исполнителе. Статья 12 данного Закона предусматривает ответственность исполнителя за ненадлежащую информацию о работе, услуге.
Следовательно, оспариваемая норма правомерно закрепляет квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, отражая предусмотренную федеральным законодательством дифференциацию оплаты за содержание и ремонт данного имущества в зависимости от размера принадлежащей собственнику общей площади жилого помещения. Чем больше общая площадь жилого помещения, принадлежащего собственнику, тем выше размер его платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, приложение № 1 к Постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год" в части, устанавливающей квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не противоречит Конституции Республики Татарстан, ее статьям 49, 51, 55 (часть 2), 58 (часть 2) и 60.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частью второй статьи 66, статьями 67 - 69, 71, 73 и пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать пункт 2 Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 17 ноября 2008 года № 9663 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2009 год", а также приложение № 1 к данному Постановлению в части, устанавливающей квадратный метр общей площади жилого помещения в качестве единицы измерения, исходя из которой исчисляется плата за жилищные услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, соответствующими Конституции Республики Татарстан.
По своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Постановлении, положения пункта 2 обжалуемого Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани являются нормой рекомендательного характера. В случае если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер должен устанавливаться органами местного самоуправления императивной (обязывающей) нормой.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru