СОВЕТ ПЕСТРЕЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
тридцатого заседания первого созыва
от 29 октября 2009 г. № 39
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА ГРАЖДАН
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕСТРЕЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 18 Устава Пестречинского муниципального района, в целях реализации права граждан на осуществление местного самоуправления в Пестречинском муниципальном районе, а также для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Пестречинского муниципального района Совет Пестречинского муниципального района РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение
о порядке назначения и проведения опроса граждан на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (прилагается).
2. Опубликовать настоящее решение в районной газете "Вперед" ("Алга").
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Пестречинского муниципального района -
председатель Совета Пестречинского
муниципального района
Ш.Г.НАСЫБУЛЛИН
Приложение
к решению
Совета Пестречинского
муниципального района
от 29 октября 2009 г. № 39
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА ГРАЖДАН
НА ТЕРРИТОРИИ ПЕСТРЕЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Общие положения
1.1. Опрос граждан (далее - опрос) является одной из форм прямого волеизъявления населения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Посредством опроса реализуется право граждан на осуществление местного самоуправления.
1.2. Опрос представляет собой способ выявления мнения жителей Пестречинского муниципального района или его части по вопросам местного значения, и его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
1.3. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. Принципы проведения опроса
2.1. В опросе граждан имеют право участвовать жители Пестречинского муниципального района, обладающие избирательным правом и проживающие в границах территории, на которой проводится опрос.
2.2. Жители Пестречинского муниципального района участвуют в опросе на равных основаниях. Каждый участник опроса обладает одним голосом и участвует в опросе непосредственно.
2.3. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в опросе в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям запрещаются.
2.4. Участие в опросе граждан является свободным и добровольным. В ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
2.5. Подготовка, проведение и установление результатов опроса осуществляется на основе принципов законности, открытости и гласности.
2.6. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны содействовать населению в реализации права на участие в опросе.
3. Вопросы, вносимые на опрос
3.1. На опрос могут выноситься:
- вопросы, непосредственно затрагивающие интересы жителей Пестречинского муниципального района и отнесенные Уставом Пестречинского муниципального района к вопросам местного значения;
- вопросы изменения целевого назначения земель муниципального образования "Пестречинский муниципальный район" для объектов регионального и межрегионального значения.
3.2. Вопросы, выносимые на опрос, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Татарстан, Уставу Пестречинского муниципального района.
Вопросы, выносимые на опрос, должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить возможность их множественного толкования.
4. Виды опроса
4.1. Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого голосования.
4.2. Тайное голосование проводится по опросным листам в пунктах проведения опроса в течение одного дня.
4.3. Поименное голосование проводится по опросным листам или опросным спискам, как в пунктах проведения опроса, так и членами Комиссии по проведению опроса по месту жительства участников опроса, в течение одного или нескольких дней.
4.4. Опрос может также проводиться в форме открытого голосования на собраниях граждан.
5. Порядок назначения опроса
5.1. Опрос граждан Пестречинского муниципального района проводится по инициативе:
- Совета Пестречинского муниципального района или Главы Пестречинского муниципального района - по вопросам местного значения;
- органов государственной власти Республики Татарстан - по вопросам изменения целевого назначения земель муниципального образования "Пестречинский муниципальный район" для объектов регионального и межрегионального значения.
5.2. Инициатива проведения опроса, принадлежащая Совету Пестречинского муниципального района, выражается в принятии указанным органом соответствующего решения о назначении опроса.
Инициатива проведения опроса, принадлежащая Главе Пестречинского муниципального района, выражается в направлении в Совет Района ходатайства о проведении опроса.
Инициатива проведения опроса, принадлежащая органу государственной власти Республики Татарстан, выражается в направлении этим органом в Совет Пестречинского муниципального района ходатайства о проведении опроса.
5.3. В ходатайстве о проведении опроса указываются:
- мотивы проведения опроса;
- предлагаемые формулировки вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на опрос;
- территория опроса;
- предполагаемая дата проведения опроса и его вид.
5.4. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом Пестречинского муниципального района.
5.5. Решение о назначении опроса должно быть принято в срок не позднее 30 дней со дня получения ходатайства о проведении опроса и не позднее чем за 30 дней до его проведения. Принятию решения о назначении опроса может предшествовать согласование (уточнение) Советом Пестречинского муниципального района с инициатором опроса формулировки вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на опрос.
5.6. Совет Пестречинского муниципального района вправе отказать инициатору в проведении опроса, если формулировка вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на опрос, противоречит действующему законодательству, настоящему Положению.
5.7. В решении Совета Пестречинского муниципального района о назначении опроса граждан устанавливаются:
- дата и сроки проведения опроса;
- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
- методика проведения опроса;
- форма опросного листа (опросного списка);
- минимальная численность жителей муниципального образования "Пестречинский муниципальный район", участвующих в опросе.
5.8. Опрос граждан может быть назначен только на воскресенье.
5.9. Решение о назначении опроса подлежит обязательному опубликованию не позднее, чем за 10 дней до его проведения.
6. Комиссия по проведению опроса
6.1. Подготовку и проведение опроса граждан осуществляет Комиссия по проведению опроса (далее - Комиссия).
6.2. Комиссия назначается Советом депутатов в количестве 3 - 15 человек в зависимости от территории проведения опроса на основе предложений инициаторов.
6.3. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются представители представительного органа, Исполнительного комитета, а также представители общественности территории, на которой проводится опрос.
6.4. Комиссия созывается не позднее, чем на третий день после принятия решения о ее образовании. На первом заседании Комиссия избирает открытым голосованием из своего состава заместителя(ей) председателя Комиссии и секретаря Комиссии, утверждает участки опроса, а также, в случае если опрос проводится в пунктах проведения опроса, утверждает количество и местонахождение таких пунктов.
Заседания Комиссии созывает ее председатель по мере необходимости. Заседание Комиссии считается правомочным, если в нем приняло участие не менее половины от установленного числа членов Комиссии.
Решения Комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от присутствующих на заседании членов Комиссии.
Комиссия вправе создать необходимое количество рабочих групп для проведения опроса граждан.
6.5. Участки опроса, место нахождения Комиссии и места нахождения пунктов проведения опроса граждан должны быть опубликованы (обнародованы) не менее чем за 10 дней до дня проведения опроса.
6.6. Комиссия по проведению опроса:
- организует исполнение настоящего Положения при проведении опроса граждан;
- оборудует пункты проведения опроса;
- обеспечивает изготовление опросных листов или опросных списков;
- организует сбор подписей при опросе;
- обеспечивает участие жителей Пестречинского муниципального района в опросе;
- организует проведение голосования жителей при опросе в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением;
- взаимодействует с органами и должностными лицами местного самоуправления Пестречинского муниципального района, общественными объединениями, средствами массовой информации;
- определяет результаты опроса граждан;
- рассматривает заявления и жалобы, связанные с проведением опроса граждан;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
6.7. Полномочия Комиссии прекращаются после официального опубликования (обнародования) результатов опроса Советом Пестречинского муниципального района.
6.8. Материально-техническое, организационное обеспечение деятельности Комиссии обеспечивается аппаратом Совета Пестречинского муниципального района.
7. Участки опроса. Списки участников опроса
7.1. Участок опроса - определенная Комиссией по проведению опроса территория Пестречинского муниципального района, на которой осуществляется опрос граждан.
Территория опроса может составлять единый участок опроса либо, по решению Комиссии, может быть разделена на несколько участков опроса.
Участки опроса должны иметь специально оборудованные помещения для голосования на время проведения опроса. Проведение голосования при опросе на участках обеспечивают члены Комиссии, направленные на участки, возглавляемые одним из членов Комиссии.
7.2. В список участников опроса включаются жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства участника опроса. Основанием для включения жителя в список участников опроса на конкретном участке по проведению опроса является факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Житель включается в список участников опроса только на одном участке по проведению опроса. Список участников опроса составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и секретарем комиссии, составившей список.
Дополнительное включение в список жителей, имеющих право на участие в опросе в соответствии с настоящим Положением, допускается в любое время, в том числе и в день проведения опроса.
Вносить изменения в списки жителей, имеющих право на участие в опросе, после начала подсчета голосов запрещается.
Список участников опроса составляется не позднее чем за 10 дней до проведения опроса.
8. Опросный лист
8.1. В опросном листе содержится точно воспроизведенный текст вынесенного на опрос вопроса (вопросов) и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "ЗА" или "ПРОТИВ", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на опрос нескольких вопросов они включаются в один опросный лист, последовательно нумеруются и отделяются друг от друга горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой-либо статьи или какого-либо пункта вынесенного на опрос проекта нормативного правового акта также последовательно нумеруются.
Опросный лист, применяемый для поименного голосования, должен иметь свободное место для внесения данных о голосующем.
Опросный лист содержит разъяснение о порядке его заполнения. В правом верхнем углу листа ставятся подписи председателя и секретаря Комиссии.
9. Опросный список
9.1. Опросный список применяется при поименном голосовании и представляет собой таблицу, в графы которой включаются данные о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте жительства участников опроса. Справа от этих граф под точно воспроизведенным текстом вопроса (вопросов), вынесенного (вынесенных) на опрос, указываются варианты ответа голосующего словами "ЗА" или "ПРОТИВ" и оставляется место для подписи участников голосования.
При вынесении на опрос нескольких вопросов они располагаются в опросном списке последовательно.
9.2. Опросный список подписывается председателем и секретарем Комиссии на каждой странице.
10. Порядок проведения опроса
10.1. Опрос проводится в день (или дни), назначенный (назначенные) Советом Пестречинского муниципального района в решении о назначении опроса граждан.
10.2. Опрос граждан в пунктах проведения опроса осуществляется с восьми часов утра до двадцати часов вечера по местному времени.
11. Порядок проведения тайного голосования
при проведении опроса
11.1. Тайное голосование проводится в пунктах проведения опроса, где должны быть специально оборудованы места для тайного голосования и установлены ящики, которые на время голосования опечатываются.
11.2. Опросный лист выдается голосующему членами Комиссии по списку участников опроса. При получении опросного листа голосующий предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность и место жительства, и расписывается против своей фамилии в списке участников опроса. Заполнение паспортных данных в списке участников опроса не требуется.
11.3. В случае если голосующий не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении опросного листа, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов Комиссии.
Лицо, оказавшее опрашиваемому помощь, расписывается в графе "Подпись участника опроса о получении опросного листа" с указанием своей фамилии.
11.4. Опросный лист заполняется голосующим в специально оборудованном месте (кабинах или комнатах), в котором не допускается присутствие иных лиц, и опускается в ящик для голосования.
При голосовании участник опроса ставит любой знак в квадрате под словом "ЗА" или "ПРОТИВ" в соответствии со своим волеизъявлением.
Члены Комиссии обеспечивают тайну опроса.
В случае если голосующий считает, что при заполнении опросного листа совершил ошибку, он вправе обратиться к члену Комиссии, выдававшему опросный лист, с просьбой выдать ему новый опросный лист взамен испорченного.
Член Комиссии выдает голосующему новый опросный лист, делая при этом соответствующую отметку в списке участников опроса, против фамилии данного участника. Испорченный опросный лист погашается, о чем членами Комиссии составляется соответствующий акт.
Заполненные опросные листы опускаются голосующим в ящик, который должен находиться в поле зрения членов Комиссии.
Число ящиков определяется Комиссией. Вопрос о проведении голосования с применением переносных ящиков для голосования Комиссия решает самостоятельно.
11.5. Если член Комиссии нарушает тайну опроса или пытается повлиять на волеизъявление участников опроса, он немедленно отстраняется от участия в ее работе. Решение об отстранении принимается членом Комиссии, возглавляющим работу Комиссии на данном участке с составлением соответствующего протокола и подписями всех членов Комиссии, осуществляющих проведение опроса на данном участке.
12. Порядок проведения поименного голосования при опросе
12.1. Поименное голосование может проводиться как в пунктах проведения опроса, так и по месту жительства граждан.
12.2. Поименное голосование может проводиться как по опросным листам, так и по опросным спискам.
12.3. При поименном голосовании по опросным спискам голосующий по предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность и место жительства, в опросном списке ставит против своей фамилии любой знак в графе, соответствующей его волеизъявлению, и расписывается.
12.4. При поименном голосовании по опросным листам голосующий записывает в опросный лист свою фамилию, имя и отчество, адрес, ставит любой знак в квадрате под словами "ЗА" или "ПРОТИВ" в соответствии со своим волеизъявлением и здесь же расписывается.
По просьбе голосующего сведения об участнике опроса может внести в опросный лист член Комиссии, но ставит знак в соответствующем квадратике и расписывается сам голосующий.
12.5. В конце каждого дня, в течение всего срока проведения опроса, заполненные опросные листы доставляются лицами, проводившими опрос, в Комиссию.
12.6. Данные голосования по опросному листу переносятся членами Комиссии в опросный список, который служит основным документом для установления результатов опроса.
13. Порядок проведения открытого голосования
при проведении опроса
13.1. Комиссия вправе провести собрание участников опроса для проведения голосования по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на опрос, если число жителей, участвующих в опросе, не превышает 1000 человек. Регистрация участников собрания проводится по списку участников опроса. Открывают и ведут собрание представители Комиссии в количестве не менее трех человек. На собрании допускаются выступления заинтересованных сторон по вопросу (вопросам), вынесенному (вынесенным) на опрос, их ответы на вопросы граждан, однако обсуждение не проводится.
13.2. Голосование на собрании проводится открыто по каждому вопросу отдельно "ЗА" и отдельно "ПРОТИВ". В голосовании участвуют только участники опроса, внесенные в список и зарегистрированные на собрании. Результаты голосования заносятся в протокол, который подписывается всеми членами Комиссии, присутствующими на собрании.
13.3. Собрание правомочно при участии более 25 процентов жителей, включенных в список участников опроса.
14. Установление результатов опроса
14.1. После проведения опроса Комиссия подсчитывает результаты голосования по участкам опроса и оформляет свое решение об итогах опроса протоколом об итогах опроса, в котором указываются следующие данные:
- дата составления протокола;
- сроки проведения опроса: даты начала и окончания;
- адрес участка по проведению опроса;
- территория опроса (если опрос проводился на части территории города, обязательно указываются наименования микрорайонов, улиц, номеров домов);
- формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
- общее число граждан, внесенных в список на участие в опросе;
- число граждан, принявших участие в опросе;
- признание опроса состоявшимся либо несостоявшимся;
- признание опроса действительным либо недействительным;
- число записей в опросном списке, признанных недействительными, либо число опросных листов, признанных недействительными;
- количество голосов, поданных "ЗА" при ответе на вопрос, вынесенный на опрос;
- количество голосов, поданных "ПРОТИВ" при ответе на вопрос, вынесенный на опрос;
- результаты опроса (вопрос считается одобренным, если при ответе на него "ЗА", проголосовало более половины участников опроса, принявших участие в голосовании).
14.2. Если опрос проводился по нескольким вопросам, то подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
14.3. Недействительными признаются записи в опросном листе, если:
- невозможно достоверно установить мнение участников опроса;
- запись не содержит данных о голосовавшем или его подписи;
- имеются повторяющиеся записи.
Недействительными признаются опросные листы:
- неустановленного образца,
- не имеющие отметок членов Комиссии,
- по которым невозможно достоверно установить мнение участников опроса.
14.4. Комиссия признает опрос несостоявшимся, если количество жителей, принявших участие в опросе, менее установленной решением Совета Пестречинского муниципального района о назначении опроса минимальной численности жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
14.5. Комиссия признает результаты опроса недействительными:
- если допущенные при проведении опроса нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления граждан;
- если количество записей в опросном списке, признанных действительными, составляет менее 80% от количества граждан, принявших участие в опросе;
- если количество опросных листов, признанных действительными, составляет менее 80% от количества граждан, принявших участие в опросе.
14.6. Протокол о результатах опроса составляется в 2-х экземплярах и подписывается всеми членами Комиссии. В случае если во время подписания протокола некоторые члены Комиссии отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия.
Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе изложить в письменной форме особое мнение, которое прилагается к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного решением Совета Пестречинского муниципального района количества членов Комиссии по проведению опроса.
День подписания протокола членами Комиссии является днем установления результатов опроса.
14.7. Первый экземпляр протокола направляется в Совет Пестречинского муниципального района вместе с опросными листами или опросными списками, второй экземпляр протокола направляется инициатору проведения опроса.
К первому экземпляру протокола прилагаются поступившие в Комиссию письменные жалобы, заявления и принятые по ним решения. Заверенные копии жалоб, заявлений и принятых по ним решений прилагаются ко второму экземпляру протокола.
Копии первого экземпляра могут быть представлены средствам массовой информации, местным общественным объединениям и органам территориального общественного самоуправления.
14.8. Комиссия и Совет Пестречинского муниципального района обеспечивают сохранность документации по проведению опроса и неприкосновенность заполненных опросных листов и опросных списков.
15. Результаты опроса
15.1. Результаты опроса подлежат опубликованию (обнародованию) в срок не позднее 10 дней со дня их установления.
15.2. Мнение населения, выявленное в ходе опроса, носит рекомендательный характер. Результаты опроса подлежат обязательному рассмотрению и учитываются при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Пестречинского муниципального района, а также органами государственной власти Республики Татарстан.
15.3. В случае принятия органами и должностными лицами местного самоуправления решений, противоречащих результатам опроса, указанные органы обязаны в течение 10 дней после принятия соответствующего решения довести до населения причины принятия такого решения путем опубликования (обнародования) соответствующей информации.
16. Хранение материалов опроса
16.1. Материалы опроса хранятся в Совете Пестречинского муниципального района до конца срока полномочий депутатов Совета Пестречинского муниципального района, а затем направляются на хранение в муниципальный архив.
16.2. Срок хранения указанных материалов определяется Советом Пестречинского муниципального района, но не может быть менее 1 года.
17. Финансовое обеспечение проведения опроса
17.1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств:
- местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления;
- бюджета Республики Татарстан - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти Республики Татарстан.
18. Ответственность за нарушение прав граждан
на участие в опросе
18.1. Лица, путем насилия, подкупа, угроз, подлога документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права на участие в опросе либо работе комиссии или членов комиссии, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.