Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 13 ноября 2009 г. № 2312/09

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

В соответствии со статьями 29, 55 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании", распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.97 № 1022-Р, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.12.2007 № 721 "О введении нормативного финансирования общеобразовательных учреждений РТ", в целях обеспечения учебной литературой образовательных учреждений Республики Татарстан ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить:
Положение о порядке обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (приложение 1);
Циклограмму деятельности по обеспечению учебной литературой образовательных учреждений Республики Татарстан (приложение 2);
Положение о порядке учета библиотечного фонда учебников общеобразовательного учреждения (приложение 3).
2. Отделу печатных изданий и учебно-методической литературы (ДМ. Мотыгуллин) довести настоящий Приказ до сведения всех заинтересованных сторон.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр
А.Х.ГИЛЬМУТДИНОВ





Приложение 1
к Приказу
Министерства образования и науки РТ
от 13 ноября 2009 г. № 2312/09

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьями 29, 55 Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании", распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.97 № 1022-Р.
2. Настоящее Положение регламентирует:
- порядок обеспечения учебной литературой общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (далее - Порядок);
- основы взаимоотношений учреждений образования (далее - УО), муниципальных органов управления образованием (далее - МОУО), органов местного самоуправления (далее - ОМС), Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - МОиН РТ), Института развития образования Республики Татарстан (далее - ИРО РТ), Республиканского центра мониторинга качества образования (далее - РЦМКО) в части обеспечения учреждений образования Республики Татарстан учебной литературой, рекомендованной (допущенной) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
3. Обеспечение республиканских государственных и муниципальных учреждений образования Республики Татарстан учебниками федерального и регионального перечней в соответствии с базисным учебным планом осуществляется за счет средств:
- республиканского бюджета;
- муниципальных бюджетов;
- внебюджетных средств учреждений образования;
- иных источников, не запрещенных законодательством РФ и РТ.
4. За счет средств республиканского бюджета для учреждений образования РТ приобретаются учебники, вошедшие в Бланк заказа Министерства образования и науки Республики Татарстан (далее - Бланк заказа МОиН РТ), составленный на основе федерального и регионального перечней.
5. Бланк заказа МОиН РТ формируется ежегодно на основании федерального и регионального перечней с учетом:
- мониторинга зависимости между результатами единого государственного экзамена и учебниками, использовавшимися в образовательном процессе;
- анализа результатов срезов знаний обучающихся на всех этапах обучения;
- рекомендаций ИРО РТ, разработанных на основании анализа учебников федерального и регионального перечней и результатов апробации предметных линий в образовательном процессе в учреждениях общего образования РТ.
6. Порядок приобретения учебной литературы, не входящей в Бланк заказа МОиН РТ, определяется органами местного самоуправления и общеобразовательными учреждениями за счет субвенций, внебюджетных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ и РТ.
7. Расходы, связанные с обеспечением учреждений общего образования республики бесплатными учебниками, не входящими в Бланк заказа МОиН РТ, несут учреждения образования и МОУО.
8. Нормативный срок использования учебников - 5 лет. Ежегодное обязательное обновление библиотечного фонда школьных учебников за счет средств республиканского бюджета составляет 24% от потребности в учебной литературе.

2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

2.1. Перечень органов, взаимодействующих между собой в целях обеспечения общеобразовательных учреждений Республики Татарстан учебной литературой, составляют учреждения общего образования, муниципальные органы управления образованием, органы местного самоуправления, Министерство образования и науки РТ, Институт развития образования РТ, Республиканский центр мониторинга качества образования.
2.2. Образовательные учреждения:
2.2.1. Определяют выбор учебных программ и учебной литературы для организации образовательного процесса в соответствии с образовательной программой, учебным планом общеобразовательного учреждения. Согласуют сформированный комплект учебной литературы образовательного учреждения с муниципальным органом управления образованием.
2.2.2. Информируют обучающихся и их родителей о перечне учебной литературы, входящей в комплект для обучения в данном классе, о наличии ее в школьном библиотечном фонде.
2.2.3. Оказывают помощь родительскому комитету (попечительскому совету) общеобразовательного учреждения в организации работы по приобретению недостающей учебной литературы из внебюджетных средств.
2.2.4. Выявляют обучающихся из социально незащищенных слоев населения для первоочередного обеспечения учебной литературой из фонда школьной библиотеки, а именно:
- воспитанники детских домов, школ-интернатов, специальных (коррекционных) школ;
- дети-инвалиды;
- дети, находящиеся под опекой и попечительством;
- дети из многодетных семей;
- дети из семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума, установленного в республике.
2.2.5. Осуществляют контроль за сохранностью учебной литературы, выданной учащимся.
2.2.6. Анализируют состояние обеспеченности фонда библиотеки общеобразовательного учреждения учебной и учебно-методической литературой.
2.2.7. Проводят ежегодную инвентаризацию библиотечного фонда учебной и учебно-методической литературы.
2.2.8. Формируют заказ на учебную литературу и направляют его в МОУО и МОиН РТ.
Заказ формируют на основании потребности с учетом имеющихся фондов учебников школьных библиотек.
2.2.9. Разрабатывают и утверждают нормативные документы, регламентирующие деятельность по обеспечению учащихся учебной литературой, в том числе за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников.
2.2.10. Осуществляют контроль за соответствием фонда учебной и учебно-методической литературы реализуемым программам и учебному плану школы.
2.2.11. Ежегодно руководитель общеобразовательного учреждения издает приказ о распределении функциональных обязанностей работников учреждения по организации работы по учебному книгообеспечению.
2.3. Муниципальные органы управления образованием:
2.3.1. Разрабатывают нормативные документы, определяют и утверждают порядок обеспечения учебной литературой подведомственных общеобразовательных учреждений с привлечением разных источников финансирования.
2.3.2. При формировании проекта местного бюджета ежегодно вносят предложения по объемам финансирования на приобретение учебной и учебно-методической литературы для подведомственных учреждений.
2.3.3. Осуществляют контроль за проведением ежегодной инвентаризации библиотечного фонда учебников общеобразовательных учреждений.
2.3.4. Анализируют обеспеченность подведомственных общеобразовательных учреждений учебной литературой и представляют информацию в МОиН РТ.
2.3.5. Доводят до сведения подведомственных общеобразовательных учреждений федеральные и региональные перечни учебной литературы, Бланк заказа МОиН РТ на следующий учебный год.
2.3.6. Ежегодно формируют и утверждают сводный заказ на учебную литературу, закупаемую за счет средств республиканского бюджета, для подведомственных общеобразовательных учреждений всех типов и представляют его в МОиН РТ.
2.3.7. Привлекают внебюджетные средства для приобретения учебной и учебно-методической литературы для подведомственных общеобразовательных учреждений.
2.3.8. Осуществляют контроль за соответствием фонда учебной и учебно-методической литературы реализуемым программам, учебным планам общеобразовательных учреждений.
2.3.9. Организуют приобретение учебной и учебно-методической литературы за счет средств муниципального бюджета и консолидированных внебюджетных средств.
2.3.10. Оказывают практическую и консультативную помощь руководителям и библиотечным работникам общеобразовательных учреждений по организации поставок учебной и учебно-методической литературы в общеобразовательные учреждения за счет внебюджетных средств.
2.3.11. Распределяют учебную литературу, приобретенную за счет бюджетных средств, по общеобразовательным учреждениям и обеспечивают ее своевременное предоставление учащимся.
2.3.12. Доводят до сведения участников образовательного процесса (в том числе с использованием средств массовой информации) порядок обеспечения общеобразовательных учреждений учебной литературой.
2.4. Министерство образования и науки Республики Татарстан:
2.4.1. Формирует республиканскую систему обеспечения общеобразовательных учреждений учебной литературой на основе единого информационного пространства.
2.4.2. Определяет организационные структуры, регламентирующие и реализующие республиканскую систему учебного книгообеспечения общеобразовательных учреждений.
2.4.3. Разрабатывает нормативные документы, регламентирующие деятельность Министерства образования и науки РТ, муниципальных органов управления образования, учреждений образования по обеспечению учебной литературой, закупленной на средства, выделенные из республиканского бюджета, и осуществляет контроль за их выполнением.
2.4.4. Ежегодно формирует Бланк заказа учебной литературы, закупаемой на средства, выделенные из республиканского бюджета, на основании федерального и регионального перечней с учетом:
- мониторинга зависимости между результатами единого государственного экзамена и учебниками, использовавшимися в образовательном процессе;
- анализа результатов срезов знаний обучающихся на всех этапах обучения;
- рекомендаций ИРО РТ, разработанных на основании анализа учебников федерального и регионального перечней и результатов апробации предметных линий в образовательном процессе в учреждениях общего образования РТ.
2.4.5. На основании заказов учреждений образования РТ формирует сводный заказ МОиН РТ для закупок учебной литературы на средства, выделенные из республиканского бюджета.
2.4.6. На основе сводных заказов определяет порядок поэтапного обеспечения общеобразовательных учреждений учебной литературой и доводит ее до сведения ОМС.
2.4.6. Вносит предложения в проект республиканского бюджета на очередной финансовый год по выделению объемов финансирования на приобретение учебной литературы для общеобразовательных учреждений.
2.4.7. Организует проведение мониторинга школьных учебных библиотечных фондов, анализирует состояние обеспеченности общеобразовательных учреждений учебной литературой.
2.4.8. Организует экспертизу учебно-методических комплексов и новых учебных средств, реализующих национально-региональный компонент содержания общего образования.
2.4.9. Разрабатывает меры по повышению квалификации и переподготовке кадров по вопросам современного учебного книгообеспечения.
2.5. Институт развития образования РТ:
2.5.1. Обеспечивает подготовку тьюторов-методистов муниципальных систем образования для организации текущей методической и консультационной поддержки образовательных учреждений по вопросам организации учебного процесса на основе выбранной учреждением образовательной программы, учебно-методического комплекса по предмету (далее - УМК).
2.5.2. Проводит мониторинг образовательных результатов и анализ этих результатов в зависимости от используемых УМК.
2.5.3. Организует ежегодный аудит образовательных программ общеобразовательных учреждений на соответствие требованиям к содержанию общего образования и используемым УМК.
2.5.4. Оказывает информационную и консультационную поддержку учителям и работникам библиотек общеобразовательных учреждений при выборе и использовании УМК, закупленных на бюджетные средства.
2.5.5. Совместно с МОиН РТ участвует в формировании Бланка заказа на учебную литературу.
2.6. Республиканский центр мониторинга качества образования проводит мониторинг зависимости результатов единых государственных экзаменов и результатов срезов знаний обучающихся на всех этапах обучения от используемых учебников.
2.7. Взаимоотношения образовательных учреждений, МОУО, МОиН РТ, ИРО РТ, РЦМКО по обеспечению общеобразовательных учреждений учебной литературой отражены в Циклограмме деятельности по обеспечению общеобразовательных учреждений республиканской системы образования учебной литературой, утвержденной приказом МОиН РТ.
2.8. Ответственность за обеспечение учебной литературой учащихся несет руководитель общеобразовательного учреждения.

3. О ВЫБОРЕ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

3.1. Выбор учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
3.2. Список учебников и учебных пособий является обязательным приложением к образовательной программе общеобразовательного учреждения.
3.3. Список учебников и учебных пособий - документ, отражающий перечень программ, реализуемых общеобразовательным учреждением в текущем учебном году, и их обеспеченность учебниками и учебными пособиями.
3.4. Документ имеет следующие разделы: класс, предмет, учебная программа, наименование учебника.
3.6. Общеобразовательное учреждение вправе реализовывать любые программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ и обеспеченные учебниками из федеральных перечней при условии обеспечения льготной категории учащихся бесплатными учебниками.
3.8. При организации учебного процесса рекомендуется использовать учебники и учебные пособия из одной предметно-методической линии (дидактической системы для ступени образования).
3.9. Руководителями общеобразовательных учреждений обеспечивается соответствие образовательных программ, реализуемых в учреждении, требованиям к содержанию образования для данного типа (вида) общеобразовательного учреждения и уровня образования.





Приложение 2
к Приказу
Министерства образования и науки РТ
от 13 ноября 2009 г. № 2312/09

ЦИКЛОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

┌───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┐
│                 Основные мероприятия                  │      Сроки      │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│1. Общеобразовательное учреждение                                        │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│1.1. Учитель                                                             │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Анализирует    необходимое    количество     учебников,│ Ноябрь - январь │
│обеспечивающих      реализацию      учебного      плана│                 │
│образовательного учреждения с учетом преемственности по│                 │
│вертикали (преемственность обучения с 1 по  11  кл.)  и│                 │
│горизонтали      (целостность      учебно-методического│                 │
│комплекса: программа,  учебник,  методическое  пособие,│                 │
│дидактические и раздаточные материалы) в соответствии с│                 │
│образовательной программой школы, количеством  учащихся│                 │
│и формирует потребность в учебной литературе по  своему│                 │
│предмету                                               │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Следит за состоянием учебников по своему предмету      │    Постоянно    │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Ежегодно   контролирует    соответствие    используемых│ В течение года  │
│учебников стандартам  учебным  программам  федеральному│                 │
│перечню учебных изданий                                │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Вносит предложения  об  утверждении  на  педагогическом│     ноябрь      │
│совете ОУ перечня учебников, необходимых для реализации│                 │
│образовательной программы школы на следующий год       │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Своевременно   проходит   курсовую   переподготовку   в│     По мере     │
│соответствии с заявленным УМК                          │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│1.2. Классный руководитель                                               │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Участвует в выдаче и  приемке  учебников  из  школьного│   Май, июнь,    │
│фонда                                                  │    сентябрь     │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Проверяет  наличие  комплекта   учебников   у   каждого│Сентябрь, 1 раз в│
│учащегося класса                                       │четверть, по мере│
│                                                       │  прихода новых  │
│                                                       │    учащихся     │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Информирует родителей, учащихся о  перечне  необходимых│  Апрель, май,   │
│учебников,  входящих  в  комплект   школьника   данного│    сентябрь     │
│класса,  числе  учебников,  имеющихся   в   библиотеке,│                 │
│ответственности  родителей   за   сохранность   учебной│                 │
│литературы                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Выявляет контингент учащихся из социально  незащищенных│Май, сентябрь, по│
│семей   и   содействует   обеспечению   этих   учащихся│  мере прихода   │
│бесплатными учебниками из школьного фонда              │ новых учащихся  │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│1.3. Библиотекарь                                                        │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Проводит анализ состояния библиотечного фонда учебников│     ноябрь      │
│в     соответствии     с     ежегодной     потребностью│                 │
│общеобразовательного  учреждения,  с   реализуемой   им│                 │
│образовательной программой                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Формирует потребность ОУ в учебниках в  соответствии  с│     Январь      │
│федеральным и региональным перечнями,  сложившимся  УМК│                 │
│школы, составляет совместно с заместителем директора по│                 │
│учебной  работе  сводный  заказ  ОУ   на   учебники   и│                 │
│представляет его на утверждение директору              │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует прием учебной литературы, обеспечивает  учет│    Постоянно    │
│и хранение, своевременно списывает физически и морально│                 │
│устаревшие учебники                                    │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Готовит  отчет   общеобразовательного   учреждения   об│  Май, сентябрь  │
│обеспечении  учебниками  на  новый  учебный  год  и   о│                 │
│поступлении   учебников   в   библиотечный    фонд    в│                 │
│соответствии с заказом образовательного учреждения     │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Составляет базу данных излишних учебников  для передачи│    сентябрь     │
│в муниципальный обменный фонд                          │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Информирует педагогов о новинках в  области  учебной  и│    Постоянно    │
│учебно-методической литературы                         │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│1.4. Заместитель директора по учебной работе                             │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Корректирует образовательную программу ОУ              │     По мере     │
│                                                       │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает   контроль   за   обеспечением   учителями│    Постоянно    │
│преемственности по вертикали (преемственность  обучения│                 │
│с 1 по  11  кл.)  и  горизонтали  (целостность  учебно-│                 │
│методического    комплекса:     программа,     учебник,│                 │
│методическое  пособие,  дидактические   и   раздаточные│                 │
│материалы) в соответствии с реализуемыми школой УМК    │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Контролирует обеспеченность учебниками в соответствии с│  Сентябрь, май  │
│утвержденными УМК образовательного учреждения          │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Проводит  работу  по  составлению  перечня   учебников,│ Ноябрь - январь │
│планируемых на следующий  учебный  год  для  реализации│                 │
│образовательной программы ОУ                           │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  работу  с  педагогическим  коллективом   по│Октябрь - декабрь│
│изучению  и  анализу   федерального   и   регионального│                 │
│перечней учебных изданий                               │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Контролирует   соответствие  реализуемого   УМК   школы│    Постоянно    │
│учебным  программам,   федеральному   и   региональному│                 │
│перечням учебных изданий                               │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Формирует  сводную  заявку  на  повышение  квалификации│ По специальному │
│учителей  по  новым  УМК,  по  изменениям,  вносимым  в│     графику     │
│образовательные     стандарты,     по     использованию│                 │
│информационных технологий в преподавании предмета      │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│1.5. Руководитель общеобразовательного учреждения                        │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Несет   ответственность   за   комплектование,   полное│    Постоянно    │
│использование и сохранность фонда  учебной  литературы,│                 │
│закупленной на  средства  республиканского  бюджета  по│                 │
│заказу общеобразовательного учреждения                 │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Ежегодно утверждает список учебников и учебных  пособий│ Ноябрь - январь,│
│общеобразовательного учреждения                        │     февраль     │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу  по│     По мере     │
│книгообеспечению в рамках своей компетенции            │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Утверждает заказ на учебники на следующий учебный год с│ Ноябрь - январь │
│учетом многоканального финансирования                  │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Защищает   перед   муниципальным   органом   управления│ Ноябрь - январь │
│образованием заказ на учебную литературу для закупки на│                 │
│средства республиканского и муниципального бюджетов    │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Согласовывает    календарно-тематическое   планирование│Август, сентябрь │
│учителей   предметников   и   его   учебно-методическое│                 │
│сопровождение                                          │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Определяет пути привлечения дополнительных  средств  на│    Постоянно    │
│покупку учебников. Определяет  лицо,  ответственное  за│                 │
│обеспечение учебниками за счет внебюджетных средств    │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  закупку  учебников  за  счет   внебюджетных│ Январь - август │
│средств:                                               │По особому плану │
│- доводит информацию до родителей учеников  о  реальном│     по мере     │
│состоянии обеспеченности учебниками;                   │  необходимости  │
│-  организует  необходимую  работу  с   родителями   по│                 │
│приобретению учебников в собственность семьи;          │                 │
│- вносит предложения  о  совершенствовании  нормативной│                 │
│базы   общеобразовательного    учреждения    в    части│                 │
│книгообеспечения                                       │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Определяет и контролирует порядок обеспечения  учащихся│   Май, июнь,    │
│ОУ учебной  литературой,  в  т.ч.  из  малообеспеченных│    сентябрь     │
│семей                                                  │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Оценивает деятельность  работников  ОУ  по  обеспечению│                 │
│учащихся учебной литературой, определяет меры поощрения│                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤

]]>
│2. Муниципальный орган управления образованием                           │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│2.1. Методист, ответственный за учебное книгообеспечение                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Проводит  анализ  новых  поступлений   и   расходования│Сентябрь, январь │
│средств,  в  том  числе  и  внебюджетных,  на   учебную│                 │
│литературу                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Оказывает   практическую   и   консультативную   помощь│    Постоянно    │
│администрации ОУ, библиотечным работникам  по  вопросам│                 │
│учета, пополнения учебных фондов и формирования заказов│                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Вносит предложения по оценке деятельности администрации│     По мере     │
│ОУ, библиотекаря по обеспечению ОУ района  (города)  по│  необходимости  │
│обеспечению учебной литературой                        │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Участвует  в  разработке  проектов  нормативно-правовой│     По мере     │
│базы по обеспечению учащихся учебной литературой       │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет контроль  за  деятельностью  ОУ  по  учету│  До 30 октября  │
│фондов в соответствии  с  Порядком  учета  библиотечных│                 │
│фондов    учебной    литературы    общеобразовательного│                 │
│учреждения                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует изучение нормативных документов по  учебному│ В течение года  │
│книгообеспечению   и   ознакомление   с    ними    всех│                 │
│руководителей ОУ                                       │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет контроль деятельности  ОУ  по  обеспечению│ В течение года  │
│учащихся  учебной  литературой,  том  числе  из   числа│                 │
│социально    незащищенных    групп    населения,     за│                 │
│формированием фонда учебников                          │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Проводит    анализ    обеспеченности    образовательных│  До 1 октября   │
│учреждений района (города) учебной литературой         │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Доводит федеральный  и  региональный  перечни  до  всех│ Ноябрь, январь  │
│образовательных учреждений                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Формирует сводный заказ учреждений  образования  района│Декабрь, февраль │
│(города)  на  учебники  федерального  и   регионального│                 │
│перечней и представляет его в МОиН РТ                  │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Доводит  до  подведомственных  учреждений  сведения   о│Апрель, май, июнь│
│наименованиях  и  количестве   экземпляров   учебников,│                 │
│приобретенных за счет республиканских  и  муниципальных│                 │
│средств                                                │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Распределяет учебную литературу по ОУ в соответствии  с│     По мере     │
│накладными и заказами и составляет  приказ  о  передаче│   поступления   │
│учебников к началу учебного года                       │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет методическое сопровождение деятельности ОУ│     По мере     │
│по обеспечению учебной литературой  общеобразовательных│   поступления   │
│учреждений                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Оказывает   методическую   помощь   ОУ   в   работе   с│    постоянно    │
│автоматизированной  программой  по   учету   фондов   и│                 │
│автоматизированному заказу учебной литературы.         │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Проводит сбор  информации  и  подготовку  аналитических│     По мере     │
│материалов по обеспеченности  УМК  системы  образования│  необходимости  │
│района                                                 │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует презентацию  новой  учебной  и  методической│ В течение года  │
│литературы  на   районных   совещаниях   педагогических│                 │
│работников                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│2.2. Руководитель методической службы                                    │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Проводит семинары  с  зам.  директоров  по  УВР  "Новые│ Зимние каникулы │
│требования к содержанию образования  и  образовательная│                 │
│программа учреждения на новый учебный год", "О  порядке│                 │
│обеспечения учебной литературы в новом учебном году"   │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет контроль  за  изданием  в  ОУ  приказа  об│     Апрель      │
│утверждении   перечня    учебников,    планируемых    к│                 │
│использованию в образовательном процессе  на  следующий│                 │
│учебный год                                            │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает    согласование    перечней     учебников,│  До 10 октября  │
│используемых  в  образовательном  процессе  ОУ   района│                 │
│(города),   на   соответствие    действующим    учебным│                 │
│программам по предметам                                │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Формирует  банк  данных  территории   по   используемым│  До 10 октября  │
│образовательным программам, учебникам  и  учителям,  их│                 │
│реализующим                                            │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Формирует  сводную  заявку  на  повышение  квалификации│     По мере     │
│учителей района (города) на следующий  календарный  год│  необходимости  │
│по  методике  преподавания  предметов   по   заявленным│                 │
│учебным программам                                     │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Курирует деятельность базовых площадок по  апробации  и│     По мере     │
│внедрению новых учебных изданий                        │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет  организацию  и  контроль  информационного│В соответствии с │
│обеспечения ОУ по вопросам учебного книгообеспечения   │ планами работы  │
│                                                       │      МОУО       │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│2.3. Руководитель муниципального органа управления образованием          │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Координирует работу по обеспечению ОУ  района  (города)│    Постоянно    │
│учебной  литературой,  в  т.ч.  за  счет   внебюджетных│                 │
│средств                                                │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Вносит  предложения  в  проект  бюджета  муниципального│     По мере     │
│образования на очередной год по финансированию  закупок│  необходимости  │
│учебной литературы, не вошедшей в Бланк заказа МОиН РТ │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Оценивает деятельность руководителей ОУ по  обеспечению│   1 раз в год   │
│учебной литературой, по формированию и  реализации  УМК│                 │
│общеобразовательного учреждения                        │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│3. Министерство образования и науки РТ                                   │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│3.1. Отдел печатных изданий и учебно-методической литературы             │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Принимает,   обобщает   и   анализирует    отчеты    по│Сентябрь, октябрь│
│обеспеченности   муниципальных    органов    управления│                 │
│образованием учебной  литературой  на  начало  учебного│                 │
│года                                                   │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Разрабатывает и усовершенствует  имеющуюся  нормативно-│     По мере     │
│правовую базу по учебному книгообеспечению             │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Формирует   сводный   заказ   на   учебную   литературу│ Январь, февраль │
│федерального и регионального  перечней  и  представляет│                 │
│министру образования и науки РТ                        │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает   порядок   работы   с    федеральным    и│Ноябрь - февраль │
│региональным перечнями, Бланком  заказа  МОиН  РТ  всех│                 │
│уровней республиканской системы образования            │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Информирует о новинках учебного книгоиздания, наглядных│    Постоянно    │
│пособиях, картографической продукции                   │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Координирует   деятельность    методистов    ИРО    РТ,│    Постоянно    │
│методической службы муниципальных  органов  образования│                 │
│по пропаганде новой учебной литературы                 │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Оказывает   практическую   и   консультативную   помощь│    Постоянно    │
│специалистам органов управления образованием  и  ОУ  по│                 │
│вопросам,   связанным   с   обеспечением   ОУ   учебной│                 │
│литературой                                            │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Анализирует в разрезе районов обеспеченность ОУ учебной│Январь, февраль, │
│литературой,   в    том    числе    с    использованием│     октябрь     │
│многоканального финансирования                         │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Вносит предложения в проект бюджета на следующий год по│Сентябрь, октябрь│
│финансированию       закупки       учебников        для│                 │
│общеобразовательных учреждений                         │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  экспертизу  учебных  изданий,   реализующих│     По мере     │
│национально-региональный компонент                     │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  деятельность  по   реализации   нормативных│    Постоянно    │
│документов, связанных с деятельностью библиотек ОУ     │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Координирует  и  инспектирует  деятельность   МОУО   по│    Постоянно    │
│вопросам учебного книгообеспечения                     │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет контроль за исполнением заказа на  учебные│   Май, июнь,    │
│издания                                                │август, сентябрь │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет   контроль   за   использованием   учебной│    Постоянно    │
│литературы, в том числе  закупленной  за  счет  средств│                 │
│республиканского бюджета                               │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Ежегодно  анализирует,  корректирует  с  учетом  итогов│  Февраль, март  │
│инвентаризации  потребность  ОУ   региона   в   учебной│                 │
│литературе                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает деятельность экспертного совета по учебной│     По мере     │
│литературе национально-регионального компонента        │  необходимости  │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Готовит документы  для  закупок  учебной  литературы  в│   Март - июль   │
│соответствии с заказами МОУО                           │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Осуществляет контроль за поставками учебной  литературы│ Июнь - сентябрь │
│от поставщиков и ее доставкой до УО                    │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│3.2. Министр образования и науки Республики Татарстан                    │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Утверждает заказ МОиН  РТ  на  учебную  литературу  для│     Февраль     │
│закупки за счет средств республиканского бюджета       │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Заключает договоры на поставку учебной литературы      │ В установленные │
│                                                       │      сроки      │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает  издание  учебной  литературы  и   учебно-│    Постоянно    │
│методической    литературы    национально-регионального│                 │
│компонента                                             │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Оценивает деятельность муниципальных органов управления│    Постоянно    │
│образованием по обеспечению учебниками                 │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┤
│4. Институт развития образования РТ                                      │
├───────────────────────────────────────────────────────┬─────────────────┤
│Обеспечивает помощь  в  разработке  содержания  учебных│    Постоянно    │
│изданий национально-регионального компонента           │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  работу  по  апробации  и  внедрению   новых│    Постоянно    │
│учебных изданий                                        │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  и  проводит  подготовку  и   переподготовку│    Постоянно    │
│специалистов  МОУО  по  учебному   книгообеспечению   и│                 │
│библиотекарей ОУ                                       │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает   изучение   со   слушателями   содержания│    Постоянно    │
│выпущенных учебников и методические рекомендации по  их│                 │
│применению в учебном процессе                          │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует  анализ  учебной   литературы   федерального│     декабрь     │
│перечня.                                               │                 │
│Вносит предложения по формированию Бланка  заказа  МОиН│                 │
│РТ  для  закупки  учебной   литературы   на   средства,│                 │
│выделенные из республиканского бюджета                 │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Организует педагогический мониторинг учебной литературы│    Постоянно    │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает  помощь  методическим  службам   МОУО   по│    Постоянно    │
│внедрению  в  систему  образования   учебников   нового│                 │
│поколения                                              │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Обеспечивает   организацию    проведения    мониторинга│ В течение года  │
│образовательных результатов и анализ этих результатов в│                 │
│зависимости от используемых УМК                        │                 │
├───────────────────────────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Способствует деятельности экспертного совета по учебной│     По мере     │
│литературе национально-регионального компонента        │  необходимости  │
└───────────────────────────────────────────────────────┴─────────────────┘





Приложение 3
к Приказу
Министерства образования и науки РТ
от 13 ноября 2009 г. № 2312/09

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ УЧЕТА БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА УЧЕБНИКОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Приказом Минобразования РФ от 24.08.2000 № 2488 утверждены Методические рекомендации по применению "Инструкции об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений".

1.1. Порядок учета библиотечного фонда учебников осуществляется в соответствии с Инструкцией об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений, утвержденной Приказом Министерства образования Российской Федерации от 24.08.2000 № 2488, Положением о порядке обеспечения учебной литературой образовательных учреждений и настоящим Положением.
1.2. Библиотечный фонд учебников учитывается и хранится отдельно от основного библиотечного фонда библиотеки общеобразовательного учреждения.
1.3. Учет библиотечного фонда учебников отражает поступление учебников в фонд, выбытие из фонда, величину всего фонда учебников и служит основой для обеспечения сохранности фонда учебников и контроля за наличием и движением учебников.
1.4. Учет библиотечного фонда учебников осуществляется документами: "Книга суммарного учета", "Картотека учета учебников", "Тетрадь учета учебных материалов временного характера", автоматизированной программой учета фондов учебной литературы.
1.5. Учету подлежат все виды учебной литературы, включенные в библиотечный фонд.

2. УЧЕТ ФОНДА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. К учебному фонду относятся:
- все учебники;
- учебные пособия;
- математические таблицы;
- сборники упражнений и задач;
- практикумы;
- книги для чтения;
- хрестоматии.
2.2. Учет библиотечного фонда учебников должен способствовать его сохранности, правильному формированию и целевому использованию. Все операции по учету производятся библиотекарем, стоимостный учет ведется бухгалтерией МОУО или бухгалтерией учебного заведения. Сверку данных библиотеки и бухгалтерии необходимо производить ежегодно.
2.3. Учет учебников осуществляется в "Книге суммарного учета" (далее - КСУ).
КСУ ведется в трех частях:
1 часть. Поступление в фонд. После получения учебников записывается общее количество и их стоимость, с обязательным указанием номера и даты сопроводительного документа. Номер записи ежегодно начинается с № 1 и идет по порядку поступлений.
2 часть. Выбытие из фонда. Записываются номера актов на списание учебников с указанием даты утверждения акта и общего количества списанных учебников на общую сумму. Нумерация записей о выбывших изданиях из года в год продолжается.
3 часть. Итоги учета движения фондов. Записываются итоги движения фонда учебников: общее количество поступивших учебников за текущий год, на сумму. Общее количество выбывших учебников за текущий год, на сумму. Общее количество учебников, состоящих на 1 января последующего года, на сумму.
КСУ по учебникам хранится в библиотеке постоянно.
2.4. Индивидуальный (групповой) учет учебников осуществляется в картотеке учета учебников, на каталожных карточках стандартного размера.
На карточке указывается библиографическое описание учебника, сведения о количестве поступивших учебников с указанием цены, их регистрационный номер.
Если учебник поступает неоднократно и не имеет отличия, кроме года издания и цены, то все поступления заносятся на единую карточку. Если же в учебнике внесены дополнения и изменения, то на него заводится новая карточка.
Карточки расставляются в учетную картотеку по классам, а внутри классов - по предметам и по алфавиту фамилий авторов или заглавий.
Карточки на списанные учебники из картотеки учета учебников изымаются сразу же после подписания акта о выбытии.
Чтобы регулировать последовательность регистрационного номера, рекомендуется вести "Журнал регистрации учетных карточек библиотечного фонда школьных учебников" по образцу: номер по порядку, название, количество, цена одного экземпляра, номер записи в КСУ.
2.5. Учету подлежат все виды учебников и учебных пособий. Рабочие тетради, дидактические материалы, таблицы, прописи и т.д. являются документами временного характера. Их учет производится в "Тетради учета документов временного характера".
2.6. Взамен утерянных или испорченных учебников принимаются такие же учебники.
Учебники, утерянные и принятые взамен, учитываются в "Тетради учета утерянных и замены учебников".
2.7. Учет выбытия учебников. Списание учебников проводится не реже одного раза в год. Списанные учебники сдаются в макулатуру.
На каждый вид списания ("Ветхие", "Устаревшие по содержанию", "Утерянные читателями", "Хищение") составляется акт в 2 экземплярах, который подписывается комиссией и утверждается директором школы. Один экземпляр акта подлежит хранению в библиотеке, другой передается под расписку в бухгалтерию, которая производит списание с баланса школы указанной в акте стоимости учебников.
Рекомендуемый срок использования учебников и учебных пособий в пределах 5 лет считается ориентировочным. Списанные учебники, находящиеся в хорошем состоянии, могут выдаваться учащимся для подготовки к экзаменам и передаваться для использования в кабинетах.
2.8. Учет выдачи учебников. Заведующая библиотекой выдает учебники учителям I - III классов, классным руководителям IV - XI классов или учителям по соответствующему предмету. Количество экземпляров выданных учебников отмечается в особой тетради или формулярах учащегося.
Как правило, учебники выдаются учащимся на год. Учебники, по которым обучение ведется несколько лет, могут быть выданы на несколько лет.
2.9. Каждое общеобразовательное учреждение ведет электронный каталог учебников с использованием АИБС "MARK-SQL".



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru