Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

22 декабря 1992 годаN 1708-XII


ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(в ред. Законов РТ от 30.10.1998 № 1840,
от 28.06.2001 № 947, от 28.06.2001 № 948,
от 21.10.2003 № 44-ЗРТ, от 20.02.2006 № 14-ЗРТ,
от 15.07.2006 № 48-ЗРТ, от 05.07.2007 № 22-ЗРТ,
от 20.03.2008 № 9-ЗРТ, от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)

Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством определяет организацию и компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, особенности правового положения его судей, принципы конституционного судопроизводства, а также особенности производства по отдельным категориям дел в Конституционном суде Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ.
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И СТАТУС ЕГО СУДЕЙ

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Конституционный суд Республики Татарстан - орган судебной власти в Республике Татарстан

Конституционный суд Республики Татарстан - судебный орган конституционного контроля, осуществляющий в форме конституционного судопроизводства судебную власть в целях защиты конституционного строя Республики Татарстан, основных прав и свобод человека и гражданина, поддержания верховенства в правовой системе Республики Татарстан и непосредственного действия Конституции Республики Татарстан на всей ее территории.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 2. Законодательство о Конституционном суде Республики Татарстан

Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, статус судей Конституционного суда Республики Татарстан определяются Конституцией Республики Татарстан, федеральным законодательством и настоящим Законом.
(в ред. Закона РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан

(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о конституционности:
1) законов Республики Татарстан;
2) нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, иных органов государственной власти Республики Татарстан;
3) нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
4) не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан.
2. Конституционный суд Республики Татарстан дает толкование Конституции Республики Татарстан.
3. Конституционный суд рассматривает споры о компетенции:
1) между органами государственной власти Республики Татарстан;
2) между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления;
3) между органами местного самоуправления.
4. Конституционный суд Республики Татарстан дает заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан.
5. Конституционный суд Республики Татарстан по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Татарстан или его отдельных положений, нормативных правовых актов Президента и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также органов местного самоуправления.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня опубликования решения Конституционного суда Республики Татарстан.
7. Решение Конституционного суда Республики Татарстан, принятое в пределах его полномочий, является окончательным, не может быть пересмотрено иным судом.
8. В соответствии с Конституцией Республики Татарстан Конституционному суду Республики Татарстан принадлежит право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Татарстан по вопросам своего ведения.
9. Конституционный суд Республики Татарстан решает исключительно вопросы права и при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти Республики Татарстан.
10. По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный суд Республики Татарстан принимает Регламент Конституционного суда Республики Татарстан.

Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного суда Республики Татарстан

1. Конституционный суд Республики Татарстан состоит из шести судей, избираемых Государственным Советом Республики Татарстан.
Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Конституционный суд Республики Татарстан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее двух третей судей.
3. Полномочия Конституционного суда Республики Татарстан не ограничены определенным сроком.

Статья 5. Основные принципы деятельности Конституционного суда Республики Татарстан

Основными принципами деятельности Конституционного суда Республики Татарстан являются конституционная законность, независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Статья 6. Обязательность решений Конституционного суда Республики Татарстан

Решения Конституционного суда Республики Татарстан, принятые в пределах его компетенции, обязательны на всей территории Республики Татарстан для всех государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Статья 7. Гарантии деятельности Конституционного суда Республики Татарстан

1. Конституционный суд Республики Татарстан независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношении от любых других органов.
2. Финансирование Конституционного суда Республики Татарстан производится за счет бюджета Республики Татарстан и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В бюджете Республики Татарстан ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности Конституционного суда Республики Татарстан средства, которыми Конституционный суд Республики Татарстан распоряжается самостоятельно.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Конституционный суд Республики Татарстан самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.
4. Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности Конституционного суда Республики Татарстан, установленных настоящим Законом, не допускается.

Глава II. СТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан

(в ред. Закона РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Судьей Конституционного суда Республики Татарстан может быть гражданин Российской Федерации:
1) не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет;
2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
2. Кандидатом на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан не может быть:
1) лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления;
2) лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с Председателем или заместителем Председателя Конституционного суда Республики Татарстан.

Статья 9. Порядок избрания на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан

1. Кандидатов в судьи Конституционного суда Республики Татарстан представляют Государственному Совету Республики Татарстан Президент Республики Татарстан и Председатель Государственного Совета Республики Татарстан в равном количестве.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Государственный Совет Республики Татарстан рассматривает вопрос об избрании на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан на сессии в срок не позднее месяца со дня получения представлений Президента Республики Татарстан и Председателя Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Каждый судья Конституционного суда Республики Татарстан избирается на должность в индивидуальном порядке. Избранным на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от установленного численного состава Государственного Совета Республики Татарстан.
4. В случае выбытия судьи из состава Конституционного суда Республики Татарстан представление об избрании другого лица на вакантное место судьи вносится в Государственный Совет Республики Татарстан Президентом Республики Татарстан или Председателем Государственного Совета Республики Татарстан в установленном порядке.

Статья 10. Присяга судьи Конституционного суда Республики Татарстан

1. Председатель Государственного Совета Республики Татарстан на сессии Государственного Совета Республики Татарстан в порядке, установленном Государственным Советом Республики Татарстан, приводит к присяге лицо, избранное на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан.
2. Судья Конституционного суда Республики Татарстан на заседании Государственного Совета Республики Татарстан приносит на одном из государственных языков Республики Татарстан присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Татарстан, защищать конституционный строй Республики Татарстан, подчиняясь при этом Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан".
(часть вторая в ред. Закона РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 11. Требования, предъявляемые к судье Конституционного суда Республики Татарстан

(в ред. Закона РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Судья Конституционного суда Республики Татарстан не вправе:
1) замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;
2) принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в их политических акциях и иной политической деятельности;
3) публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;
4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
5) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать исполнению обязанностей судьи и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Председателя Конституционного суда Республики Татарстан. При этом указанная деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда Республики Татарстан с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
6) быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;
7) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;
8) использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;
10) получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц. Подарки, полученные судьей в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью Республики Татарстан и передаются судьей по акту в Конституционный суд Республики Татарстан, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, со служебной командировкой и с другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
11) принимать без разрешения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
12) выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда Республики Татарстан с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
13) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда Республики Татарстан с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
14) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Статья 12. Срок полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан

1. Судья Конституционного суда Республики Татарстан избирается на должность сроком на десять лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда Республики Татарстан - шестьдесят пять лет.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Избрание на должность судьи Конституционного суда Республики Татарстан на второй срок не допускается.
2. Судья Конституционного суда Республики Татарстан считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется шестьдесят пять лет.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Судья Конституционного суда Республики Татарстан, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием.

Статья 13. Гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Татарстан

Независимость судьи Конституционного суда Республики Татарстан обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными федеральным законодательством и настоящим Законом порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу.
(в ред. Закона РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 14. Несменяемость судьи Конституционного суда Республики Татарстан

1. В течение срока полномочий судья Конституционного суда Республики Татарстан несменяем.
2. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Татарстан могут быть прекращены или приостановлены только в порядке и по основаниям, установленным федеральным законодательством и настоящим Законом.
(в ред. Закона РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 15. Неприкосновенность судьи Конституционного суда Республики Татарстан

Судья Конституционного суда Республики Татарстан обладает неприкосновенностью в соответствии с федеральным законом.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 16. Равенство прав судей Конституционного суда Республики Татарстан

1. Судьи Конституционного суда Республики Татарстан пользуются равными правами.
2. Судья Конституционного суда Республики Татарстан имеет право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.
3. Судьи Конституционного суда Республики Татарстан не вправе излагать свои особые мнения, предложения и требования совместно.
4. Полномочия Председателя и заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан устанавливаются настоящим Законом.
5. Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан осуществляют все процессуальные полномочия, установленные настоящим Законом для судей Конституционного суда Республики Татарстан.

Статья 17. Право судьи Конституционного суда Республики Татарстан присутствовать на заседаниях государственных органов

Председатель, заместитель Председателя и другие судьи Конституционного суда Республики Татарстан имеют право присутствовать на заседании, в том числе закрытом, любого органа государственной власти Республики Татарстан.

Статья 18. Право судьи Конституционного суда Республики Татарстан на защиту государством

1. Судья Конституционного суда Республики Татарстан и его имущество находятся под особой защитой государства.
2. Меры, необходимые для обеспечения безопасности судьи Конституционного суда Республики Татарстан, членов его семьи, сохранности принадлежащего ему имущества, применяются органами, обеспечивающими безопасность, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Статья 19. Материальные и социальные гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Татарстан

Материальные и социальные гарантии независимости судьи Конституционного суда Республики Татарстан осуществляются по нормам, установленным для соответствующей категории судей федеральным законодательством о статусе судей в Российской Федерации, а также законодательством Республики Татарстан.
(в ред. Законов РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ, от 15.07.2006 № 48-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 20. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан

(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

1. Полномочия судьи приостанавливаются решением Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан при наличии одного из следующих оснований:
1) признание судьи Конституционного суда Республики Татарстан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи Конституционного суда Республики Татарстан либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
3) участие судьи Конституционного суда Республики Татарстан в предвыборной кампании в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Российской Федерации или Государственного Совета Республики Татарстан;
4) избрание судьи Конституционного суда Республики Татарстан депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом Государственного Совета Республики Татарстан.
2. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим, - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключение под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных законодательством.
3. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Квалификационная коллегия судей Республики Татарстан, приостановившая его полномочия.

Статья 21. Прекращение полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан

1. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Татарстан прекращаются по следующим основаниям:
1) письменное заявление судьи об отставке;
2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;
3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;
4) истечение срока полномочий судьи;
5) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
(п. 5 в ред. Закона РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;
7) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;
8) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;
9) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;
10) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи;
11) в случае, если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с Председателем или заместителем Председателя Конституционного суда Республики Татарстан.
(п. 11 введен Законом РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(часть первая в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Полномочия судьи Конституционного суда Республики Татарстан могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 5 - 9, 11 части первой настоящей статьи.
(часть вторая в ред. Закона РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае отмены решения Квалификационной коллегии судей Республики Татарстан о прекращении полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в пункте 7 части первой настоящей статьи, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.
(часть третья введена Законом РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
4. Прекращение полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан осуществляется по решению Государственного Совета Республики Татарстан.
5. С прекращением полномочий судьи Конституционного суда Республики Татарстан прекращаются также его полномочия в качестве Председателя или заместителя Председателя Конституционного суда Республики Татарстан.

Статья 22. Отставка судьи Конституционного суда Республики Татарстан

1. Судья Конституционного суда Республики Татарстан считается пребывающим в отставке, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4, 8, 10 и 11 части первой статьи 21 настоящего Закона.
(часть первая в ред. Закона РТ от 03.12.2009 № 57-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях или ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с законодательством.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. На пребывающего в отставке судью Конституционного суда Республики Татарстан распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего в отставке, установленные законодательством.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 23. Квалификационный класс судьи Конституционного суда Республики Татарстан

Судьям Конституционного суда Республики Татарстан в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы.

Глава III. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 24. Организационные формы конституционного судопроизводства

1. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан.
В заседаниях участвуют все судьи Конституционного суда Республики Татарстан.
2. В заседании Конституционного суда Республики Татарстан могут участвовать Президент Республики Татарстан, Председатель Государственного Совета Республики Татарстан, Премьер-министр Республики Татарстан, Председатель Верховного суда Республики Татарстан, Председатель Высшего арбитражного суда Республики Татарстан, Прокурор Республики Татарстан, которые вправе излагать свою позицию по всем рассматриваемым вопросам.

Статья 25. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан

1. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан:
1) руководит подготовкой заседаний Конституционного суда Республики Татарстан, созывает их и председательствует на них;
2) вносит на обсуждение Конституционного суда Республики Татарстан вопросы, подлежащие рассмотрению в заседаниях;
3) дает поручения судьям Конституционного суда Республики Татарстан;
4) представляет Конституционный суд Республики Татарстан в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями;
5) осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного суда Республики Татарстан, назначает руководителя аппарата и его подразделений;
6) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Конституционного суда Республики Татарстан.
2. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан является распорядителем бюджетных ассигнований на содержание и обеспечение деятельности Конституционного суда Республики Татарстан.
3. Председатель Конституционного суда Республики Татарстан издает приказы и распоряжения.

Статья 26. Временное исполнение обязанностей Председателя Конституционного суда Республики Татарстан

1. Во всех случаях, когда Председатель Конституционного суда Республики Татарстан не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан.
2. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Конституционного суда Республики Татарстан временное исполнение этих обязанностей переходит к старейшему по возрасту судье Конституционного суда Республики Татарстан.

Статья 27. Заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан

Заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан осуществляет по распоряжению Председателя Конституционного суда Республики Татарстан отдельные его функции, а также выполняет обязанности, возложенные на него Конституционным судом Республики Татарстан.

Статья 28. Регламент Конституционного суда Республики Татарстан

В Регламенте Конституционного суда Республики Татарстан на основе Конституции Республики Татарстан и настоящего Закона устанавливаются: порядок определения очередности рассмотрения дел в заседаниях; правила процедуры и этикета в заседаниях; принципы организации работы судей и распределения работы между ними, включая их возможную специализацию; порядок делопроизводства в Конституционном суде Республики Татарстан; требования к работникам аппарата Конституционного суда Республики Татарстан; правила внутреннего распорядка Конституционного суда Республики Татарстан; иные вопросы внутренней деятельности Конституционного суда Республики Татарстан.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА
В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Глава IV. ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА

Статья 29. Конституционная законность

Конституционный суд Республики Татарстан и его судьи, поддерживая верховенство в правовой системе Республики Татарстан и непосредственное действие Конституции Республики Татарстан, обеспечивают в пределах своей компетенции конституционную законность на всей территории Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 30. Независимость

1. Конституционный суд Республики Татарстан и его судьи при осуществлении своих полномочий независимы, руководствуются только Конституцией Республики Татарстан, федеральным законодательством и настоящим Законом.
(в ред. Закона РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решения и другие акты Конституционного суда Республики Татарстан, особые мнения судей выражают правовую позицию судей.
3. Судьи Конституционного суда Республики Татарстан принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению либо рассматриваемым Конституционным судом Республики Татарстан.
4. Какое бы то ни было вмешательство в деятельность Конституционного суда Республики Татарстан не допускается и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Статья 31. Коллегиальность

1. Рассмотрение дел и вопросов, а также принятие решений по ним производятся Конституционным судом Республики Татарстан коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании.
2. Конституционный суд Республики Татарстан правомочен принимать решения в заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.

Статья 32. Гласность

Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан проводится открыто. Решения Конституционного суда Республики Татарстан провозглашаются публично.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 33. Устность разбирательства

1. Разбирательство в заседаниях Конституционного суда Республики Татарстан происходит устно. В ходе рассмотрения дел Конституционный суд Республики Татарстан заслушивает объяснения сторон, показания экспертов, оглашает имеющиеся документы.
2. В заседании Конституционного суда Республики Татарстан могут не оглашаться документы, которые были представлены для ознакомления судьям и сторонам либо содержание которых излагалось в заседании по данному делу.

Статья 34. Язык конституционного судопроизводства

1. Производство в Конституционном суде Республики Татарстан ведется на государственных языках Республики Татарстан.
2. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
(часть вторая в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 35. Непрерывность судебного заседания

1. Заседание Конституционного суда Республики Татарстан по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, отведенного для отдыха или необходимого для подготовки участников процесса к дальнейшему разбирательству, а также для устранения обстоятельств, препятствующих нормальному ходу заседания.
2. Конституционный суд Республики Татарстан до принятия решения по делу или до его отложения не может рассматривать в своем заседании другие дела.

Статья 36. Отложение решения Конституционного суда Республики Татарстан

Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Конституционный суд Республики Татарстан найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Конституционный суд Республики Татарстан назначает дату, на которую переносится заседание. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено.

]]>
2. Вопрос о разъяснении решения Конституционного суда Республики Татарстан рассматривается в заседании с участием ходатайствующего органа или лица. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассмотренному делу.
3. О разъяснении решения Конституционного суда Республики Татарстан выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех же изданиях, где было опубликовано само решение.

Статья 78. Пересмотр решений Конституционного суда Республики Татарстан

1. Итоговое решение Конституционного суда Республики Татарстан может быть пересмотрено Конституционным судом Республики Татарстан по собственной инициативе в случаях, если:
изменилась конституционная норма, на основании которой было принято решение;
открылись новые существенные обстоятельства, не известные Конституционному суду Республики Татарстан в момент принятия решения.
2. Определение о разъяснении решения Конституционного суда Республики Татарстан может быть пересмотрено в том случае, если разъяснение правовой позиции Конституционного суда Республики Татарстан было дано не в соответствии с действительным содержанием итогового решения.

Статья 79. Исключена. - Закон РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 80. Право Конституционного суда Республики Татарстан налагать штрафы

1. Конституционный суд Республики Татарстан, защищая свое достоинство и обеспечивая нормальный ход конституционного судопроизводства, имеет право налагать штрафы по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Законом и законодательством об ответственности за неуважение к суду.
2. О наложении штрафа выносится определение Конституционного суда Республики Татарстан, которое опротестованию и обжалованию не подлежит.
3. Штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее пятнадцати дней со дня уведомления его о наложении штрафа. В случае отказа от уплаты штрафа или неуплаты штрафа в указанный срок принудительное исполнение определения Конституционного суда Республики Татарстан о наложении штрафа производится в соответствии с правилами производства по делам об административных правонарушениях.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.
ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ

Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗАКОНОВ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 81. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о проверке конституционности законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов, указанных в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 3 настоящего Закона, обладают Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, его Президиум и комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан и органы местного самоуправления.

Статья 82. Допустимость запроса

Запрос в Конституционный суд Республики Татарстан о проверке конституционности закона или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия Конституции Республики Татарстан либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Конституции Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 83. Пределы проверки

1. Конституционный суд Республики Татарстан устанавливает соответствие Конституции Республики Татарстан законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов:
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) по содержанию норм;
2) по форме закона или иного нормативного правового акта;
3) по порядку принятия, издания, подписания, опубликования или введения в действие;
4) с точки зрения установленного Конституцией Республики Татарстан разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
5) с точки зрения установленного Конституцией Республики Татарстан разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между Республикой Татарстан и Российской Федерацией, а также между органами государственной власти Республики Татарстан и органами государственной власти Российской Федерации.
2. Проверка конституционности законов Республики Татарстан или иных нормативных правовых актов, принятых до вступления в силу Конституции Республики Татарстан, производится Конституционным судом Республики Татарстан только по содержанию норм.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 84. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта Конституционный суд Республики Татарстан принимает одно из следующих решений:
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 N 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о признании закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений соответствующими Конституции Республики Татарстан;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) о признании закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Признание закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений не соответствующими Конституции Республики Татарстан является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных правовых актов, основанных на акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих законов или иных нормативных правовых актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НЕ ВСТУПИВШИХ В СИЛУ СОГЛАШЕНИЙ
О МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 85. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о проверке конституционности не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях обладают Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, его Президиум и комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан и органы местного самоуправления.

Статья 86. Допустимость запроса

(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Запрос по проверке конституционности не вступившего в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан допустим, если заявитель считает его не подлежащим введению в действие и применению в Республике Татарстан из-за его несоответствия Конституции Республики Татарстан.

Статья 87. Пределы проверки

Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Татарстан не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях:
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) по содержанию норм;
2) по форме соглашения;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) по порядку подписания, заключения, опубликования или введения в действие соглашений;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) с точки зрения установленного Конституцией Республики Татарстан разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
5) с точки зрения установленного Конституцией Республики Татарстан разграничения компетенции между высшими государственными органами Республики Татарстан.

Статья 88. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения дела о проверке конституционности не вступившего в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан Конституционный суд Республики Татарстан принимает одно из следующих решений:
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о признании не вступившего в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан либо отдельных его положений соответствующими Конституции Республики Татарстан;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) о признании не вступившего в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. С момента провозглашения решения Конституционного суда Республики Татарстан о признании не соответствующими Конституции Республики Татарстан не вступившего в силу соглашения о международных и внешнеэкономических связях Республики Татарстан либо отдельных его положений соглашение о международных и внешнеэкономических связях не подлежит введению в действие и применению, то есть не может быть ратифицировано, утверждено и не может вступить в силу для Республики Татарстан иным образом.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава XI. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО СПОРАМ О КОМПЕТЕНЦИИ

Статья 89. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с ходатайством о разрешении спора о компетенции обладает любой из участвующих в споре органов, указанных в части третьей статьи 109 Конституции Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 90. Допустимость ходатайства

Ходатайство допустимо, если:
1) оспариваемая компетенция определяется Конституцией Республики Татарстан, действующим законодательством, а разногласия подведомственны Конституционному суду Республики Татарстан;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) спор не касается вопроса о подведомственности дела суду или о подсудности;
3) спор не был или не может быть разрешен иным способом;
4) заявитель считает издание нормативного правового акта или совершение действия правового характера либо уклонение от издания нормативного правового акта или совершения такого действия нарушением установленного Конституцией Республики Татарстан разграничения компетенции между органами, указанными в части третьей статьи 109 Конституции Республики Татарстан;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) заявитель ранее обращался к органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении ими компетенции заявителя либо об уклонении этих органов от осуществления входящей в их компетенцию обязанности;
6) в течение месяца со дня получения письменного заявления, упомянутого в пункте 5 настоящей статьи, не были устранены указанные в нем нарушения.

Статья 91. Пределы проверки

1. Конституционный суд Республики Татарстан рассматривает споры о компетенции исключительно с точки зрения установленных Конституцией Республики Татарстан разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и разграничения компетенции между органами государственной власти Республики Татарстан; между органами государственной власти Республики Татарстан и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Рассмотрение дела о соответствии нормативного акта, являющегося предметом спора о компетенции, Конституции Республики Татарстан по содержанию норм, форме, порядку его подписания, принятия, опубликования или введения в действие возможно только на основании отдельного запроса и в соответствии с порядком рассмотрения дел о конституционности законов Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 92. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения спора о компетенции Конституционный суд Республики Татарстан принимает одно из следующих решений:
1) подтверждающее полномочие соответствующего органа издать нормативный правовой акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) отрицающее полномочие соответствующего органа издать нормативный правовой акт или совершить действие правового характера, послужившие причиной спора о компетенции.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если Конституционный суд Республики Татарстан признает издание нормативного правового акта не входящим в компетенцию издавшего его органа, акт утрачивает силу со дня, указанного в решении.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава XII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(введена Законом РТ от 28.06.2001 № 948)

Статья 93. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о толковании Конституции Республики Татарстан обладают Президент Республики Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан, его комитеты, одна пятая от установленного числа депутатов Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 94. Обязательность толкования Конституции Республики Татарстан

Толкование Конституции Республики Татарстан, данное Конституционным судом Республики Татарстан, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Глава XIII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ
ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Статья 95. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

Правом на обращение с запросом в Конституционный суд Республики Татарстан о даче заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан обладают Государственный Совет Республики Татарстан, его комитеты.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 96. Допустимость запроса

Запрос в Конституционный суд Республики Татарстан о даче заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан допустим, если действия и решения, конституционность которых предлагается проверить, являются основанием для освобождения Президента Республики Татарстан от должности согласно пункта 2 части первой и абзаца второго и третьего части второй статьи 97 Конституции Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 97. Пределы проверки

Конституционный суд Республики Татарстан устанавливает соответствие Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан с точки зрения установленной Конституцией Республики Татарстан компетенции Президента Республики Татарстан и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию иных судов и органов.

Статья 98. Порядок направления запроса и дачи заключения

1. Запрос о даче заключения о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан направляется в Конституционный суд Республики Татарстан не позднее пятнадцати дней со дня принятия решения о запросе.
К запросу прилагаются тексты решения о выдвижении обвинения, протокола или стенограммы обсуждения этого вопроса на заседании органа, направившего запрос, тексты всех связанных с этим обсуждением документов.
2. Заключение должно быть дано Конституционным судом Республики Татарстан не позднее десяти дней после регистрации запроса.

Статья 99. Заключение о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан

1. По итогам рассмотрения дела Конституционный суд Республики Татарстан дает одно из следующих заключений:
1) о признании действий и решений Президента Республики Татарстан соответствующими Конституции Республики Татарстан;
2) о признании действий и решений Президента Республики Татарстан не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Заключение Конституционного суда Республики Татарстан о соответствии Конституции Республики Татарстан действий и решений Президента Республики Татарстан учитывается Государственным Советом Республики Татарстан при принятии решения о недоверии Президенту Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Глава XIV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 100. Право на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

1. Правом на обращение в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, права и свободы которых нарушены законом Республики Татарстан, нормативными правовыми актами Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан, органов местного самоуправления, и их объединения.
(часть первая в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 41 настоящего Закона, прилагаются копии иных документов, подтверждающих применение либо возможность применения обжалуемого закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии таких документов производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 101. Допустимость жалобы

Жалоба на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод допустима, если:
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) закон или иной нормативный правовой акт затрагивает конституционные права и свободы граждан;
2) закон или иной нормативный правовой акт применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.

Статья 102. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

1. Конституционный суд Республики Татарстан, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон или иной нормативный акт. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Часть 2 исключена. - Закон РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 103. Пределы проверки

Пределы проверки Конституционным судом Республики Татарстан соответствия Конституции Республики Татарстан закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта, указанного в жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан, устанавливаются статьей 83 настоящего Закона.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 104. Итоговое решение по делу

1. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение законом Республики Татарстан или иным нормативным правовым актом конституционных прав и свобод граждан Конституционный суд Республики Татарстан принимает одно из следующих решений:
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) о признании закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Республики Татарстан;
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) о признании закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Татарстан.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если Конституционный суд Республики Татарстан признал закон или иной нормативный правовой акт либо отдельные их положения, примененные в конкретном деле, не соответствующими Конституции Республики Татарстан, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.
(в ред. Закона РТ от 28.06.2001 № 947)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Решение Конституционного суда Республики Татарстан о признании закона или иного нормативного правового акта либо отдельных их положений, примененных в конкретном деле, не соответствующими Конституции Республики Татарстан служит основанием для пересмотра по жалобам граждан и их объединений аналогичных дел компетентными органами Республики Татарстан.

Глава XV. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЗАКОНОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 105. Обращение в Конституционный суд Республики Татарстан

Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Республики Татарстан закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Конституционный суд Республики Татарстан с запросом о проверке конституционности данного закона или иного нормативного правового акта.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 106. Допустимость запроса

Запрос суда допустим, если закон Республики Татарстан или иной нормативный правовой акт применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 107. Исключена. - Закон РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ.
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 108. Пределы проверки и виды итоговых решений

Пределы проверки Конституционным судом Республики Татарстан соответствия Конституции Республики Татарстан закона Республики Татарстан или иного нормативного правового акта, оспариваемого в запросе суда, и виды итоговых решений по данному делу устанавливаются статьями 83 и 84 настоящего Закона.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 109. Аппарат Конституционного суда Республики Татарстан

1. Деятельность Конституционного суда Республики Татарстан обеспечивает аппарат Конституционного суда Республики Татарстан.
2. Аппарат Конституционного суда Республики Татарстан осуществляет организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное, материально-техническое, социально-бытовое и иное обеспечение Конституционного суда Республики Татарстан, проводит прием посетителей; рассматривает обращения в адрес Конституционного суда Республики Татарстан в предварительном порядке и в случаях, когда они не затрагивают вопросов, требующих изучения судьями Конституционного суда Республики Татарстан; содействует судьям в подготовке дел и иных вопросов к рассмотрению в заседаниях и на совещаниях; изучает и обобщает деятельность государственных органов по обеспечению исполнения решений Конституционного суда Республики Татарстан.
3. Конституционный суд Республики Татарстан в пределах своей сметы расходов устанавливает численность, структуру и штатное расписание аппарата; утверждает Положение об аппарате Конституционного суда Республики Татарстан.
4. Права, обязанности и ответственность работников аппарата Конституционного суда Республики Татарстан, а также условия прохождения ими государственной службы определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Татарстан о государственной службе, а также законодательством о труде и нормативными актами о правовом положении работников аппаратов судов.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Установление должностных окладов работников аппарата Конституционного суда Республики Татарстан осуществляется Председателем Конституционного суда Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством.
(в ред. Закона РТ от 21.10.2003 № 44-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 110. Официальное издание Конституционного суда Республики Татарстан

Официальным изданием Конституционного суда Республики Татарстан является "Вестник Конституционного суда Республики Татарстан".

Статья 111. Печать Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Татарстан является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан и своим наименованием.

Статья 112. Символы судебной власти Конституционного суда Республики Татарстан

1. На здании, занимаемом Конституционным судом Республики Татарстан, поднимается Государственный флаг Республики Татарстан.
В зале заседаний Конституционного суда Республики Татарстан помещаются Государственный флаг Российской Федерации, Государственный флаг Республики Татарстан и изображения Государственного герба Российской Федерации, Государственного герба Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством.
(в ред. Закона РТ от 20.02.2006 № 14-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Судьи Конституционного суда Республики Татарстан заседают в мантиях.
3. Судье Конституционного суда Республики Татарстан Государственным Советом Республики Татарстан выдается служебное удостоверение.

Статья 113. Место пребывания Конституционного суда Республики Татарстан

Местом постоянного пребывания Конституционного суда Республики Татарстан является столица Республики Татарстан - город Казань.
Заседания Конституционного суда Республики Татарстан проводятся в месте его постоянного пребывания, а также могут проводиться выездные заседания.

Президент Республики Татарстан
М.ШАЙМИЕВ
Казань
22 декабря 1992 года
№ 1708-XII



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru