Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






О применении документа см. примечание в

Справке

22 мая 2008 годаN 22-ЗРТ


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
24 апреля 2008 года

(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)

Настоящий Закон в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации определяет полномочия органов государственной власти Республики Татарстан в области лесных отношений и регулирует отношения, связанные с использованием лесов на территории Республики Татарстан.

Глава 1. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В ОБЛАСТИ ЛЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Статья 1. Полномочия Президента Республики Татарстан в области лесных отношений

К полномочиям Президента Республики Татарстан в области лесных отношений относятся:
1) определение основных направлений государственной политики Республики Татарстан в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;
2) назначение на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и освобождение от должности руководителя исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществляющего переданные Российской Федерацией отдельные полномочия в области лесных отношений;
3) утверждение по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти структуры исполнительного органа государственной власти Республики Татарстан в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществляющего переданные Российской Федерацией отдельные полномочия в области лесных отношений;
4) организация деятельности по осуществлению Республикой Татарстан переданных ей полномочий в соответствии с федеральными законами и частью 8 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации;
5) утверждение Лесного плана Республики Татарстан;
6) обеспечение своевременного представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежеквартального отчета о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти Республики Татарстан по вопросам переданных Республике Татарстан полномочий;
7) иные полномочия, установленные федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Статья 2. Полномочия Государственного Совета Республики Татарстан в области лесных отношений

Государственный Совет Республики Татарстан осуществляет законодательное регулирование лесных отношений на территории Республики Татарстан в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Статья 3. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в области лесных отношений

1. Полномочия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан в области лесных отношений определяются Лесным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, настоящим Законом и включают в себя собственные полномочия и полномочия, переданные Российской Федерацией.
2. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к полномочиям Кабинета Министров Республики Татарстан в области лесных отношений относятся:
1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Республики Татарстан;
2) определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон;
(п. 2 в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3 - 6) утратили силу. - Закон РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ;
(см. текст в предыдущей редакции)

Пункт 7 части 2 статьи 3 вступает в силу с 1 апреля 2010 года (пункт 3 статьи 2 Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ).

7) предоставление гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесных участков, находящихся в пределах земель лесного фонда, для строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, предоставление юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям лесных участков для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) предоставление гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса Российской Федерации лесных участков, находящихся в пределах земель лесного фонда, для строительства линий электропередач, линий связи, трубопроводов, дорог и других линейных объектов;
9) предоставление религиозным организациям лесных участков, находящихся в пределах земель лесного фонда, в безвозмездное срочное пользование для осуществления религиозной деятельности;
10) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях;
(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11) установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор;
12) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
3. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти Республики Татарстан в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - уполномоченный орган) относятся:
1) разработка Лесного плана Республики Татарстан и лесохозяйственных регламентов, утверждение лесохозяйственных регламентов (за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации), а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации);
(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) размещение заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности, не возложено на лиц, использующих леса;
3) организация и контроль за деятельностью органов управления лесным хозяйством на соответствующих территориях, а также установление порядка деятельности лесничих в Республике Татарстан;
4) рассмотрение лесных деклараций, поданных лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду;
5) рассмотрение представленных гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, отчетов об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация);
6) рассмотрение отчетов об охране и защите лесов, представленных гражданами и юридическими лицами в установленном порядке;
7) прием в установленном порядке от граждан, юридических лиц, осуществляющих воспроизводство лесов, лесоразведение, отчетов о воспроизводстве лесов и лесоразведении и их рассмотрение;
8) осуществление функций продавца права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений;
9) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 7 - 9 части 2 настоящей статьи), а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
10) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений;
11) рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий;
12) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Татарстан;

Пункт 13 части 3 статьи 3 вступает в силу с 1 января 2010 года (пункт 2 статьи 2 Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ).

13) осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации;
(п. 13 в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
14) иные полномочия, установленные федеральным законодательством и законодательством Республики Татарстан.
4. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации к полномочиям органа исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов относятся:
1) установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности Республики Татарстан, в целях его аренды;
2) установление ставок платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности Республики Татарстан;
3) установление для граждан ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
(часть четвертая введена Законом РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)

Глава 2. ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ ГРАЖДАНАМИ
ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД

Статья 4. Условия заготовки древесины гражданами для собственных нужд

1. Для заготовки древесины гражданами для собственных нужд предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные насаждения.
2. В целях обеспечения заготовки древесины гражданами для собственных нужд резервируется лесосечный фонд.
3. Лесные участки, на которых проводится заготовка древесины гражданами для собственных нужд, не используются для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов.

Статья 5. Порядок предоставления лесных насаждений в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд

1. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
2. Форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3 - 5. Утратили силу. - Закон РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ;
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается без проведения аукциона.
(п. 6 в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд определяется по ставкам, устанавливаемым уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов.
(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 6. Передача лесных насаждений гражданину для заготовки древесины

1. Уполномоченный специалист органа управления лесным хозяйством на соответствующей территории в соответствии с договором купли-продажи лесных насаждений в присутствии гражданина определяет местоположение лесных насаждений или намечаемые в рубку деревья с указанием пасек, волоков, мест складирования, выделяя неэксплуатационные участки, семенники и семенные куртины, не подлежащие рубке, участки с жизнеспособным подростом, подлежащие сохранению для последующего лесовосстановления места рубки.
2. Лесные насаждения передаются гражданину для заготовки древесины уполномоченным специалистом органа управления лесным хозяйством на соответствующей территории по акту передачи лесных насаждений после внесения платы за заготавливаемую древесину.
3. После окончания заготовки, но до окончания срока действия договора купли-продажи гражданин сообщает в орган управления лесным хозяйством на соответствующей территории об окончании заготовки древесины для проведения освидетельствования заготовленной древесины и мест рубок. При освидетельствовании проверяются соблюдение технологии заготовки, состояние очистки мест рубок, соответствие заготовленной древесины объему, указанному в договоре купли-продажи лесных насаждений.
4. Вывозка заготовленной древесины разрешается уполномоченным специалистом органа управления лесным хозяйством на соответствующей территории после освидетельствования мест рубок и фактически заготовленной древесины и внесения соответствующей отметки о заготовке древесины в договор купли-продажи.

Статья 7. Нормативы заготовки древесины гражданами для собственных нужд

1. Граждане при необходимости могут заготавливать для собственных нужд:
один раз в 25 лет до 100 куб. метров древесины для строительства дома и надворных построек;
один раз в 10 лет до 50 куб. метров древесины для ремонта дома и надворных построек;
один раз в год до 20 куб. метров древесины на хозяйство для отопления помещений.
2. Контроль за соблюдением гражданами нормативов заготовки древесины для собственных нужд осуществляется уполномоченным органом.

Глава 3. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЙ

(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Статья 8. Исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений

К исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений относятся:
проведение работ по уходу за лесами (рубки ухода за лесами), проведение санитарно-оздоровительных и противопожарных мероприятий на лесных участках, не предоставленных в аренду, постоянное (бессрочное) пользование;
осуществление в защитных лесах выборочных рубок в перестойных насаждениях;
реализация перспективных национальных проектов в части деревянного домостроения.

Статья 8.1. Исключительные случаи заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников

К исключительным случаям относится заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Глава 4. ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ И СБОРА ГРАЖДАНАМИ
НЕДРЕВЕСНЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ, ПИЩЕВЫХ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
И СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД

Статья 9. Заготовка и сбор гражданами недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и сбор ими лекарственных растений для собственных нужд

Граждане имеют право свободно и бесплатно осуществлять в лесах для собственных нужд заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов, а также сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и лекарственных растений.

Статья 10. Требования к использованию лесных участков при осуществлении заготовки и сбора отдельных видов недревесных лесных ресурсов для собственных нужд

1. Заготовка бересты допускается с растущих деревьев на отведенных в рубку лесных насаждениях за 1 - 2 года до рубки (за исключением деревьев, предназначенных для заготовки фанерного кряжа и спецсортиментов), а также со свежесрубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.
Заготовка бересты с растущих деревьев производится в весенне-летний и осенний периоды без повреждения луба. При этом используемая для заготовки часть ствола не должна превышать половины общей высоты дерева.
Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев производится в течение всего года.
Запрещается рубка деревьев для заготовки бересты.
2. Заготовка коры и луба осуществляется одновременно с рубкой деревьев и кустарников в течение всего года.
3. Заготовка хвороста осуществляется в соответствии с правилами заготовки древесины и ухода за лесами.
4. Для заготовки веточного корма в течение года используются ветви древесно-кустарниковых пород.
Заготовка веточного корма производится со срубленных деревьев при проведении выборочных и сплошных рубок.
5. Заготовка пихтовых, сосновых, еловых лап разрешается только со срубленных деревьев на лесосеках при проведении выборочных и сплошных рубок.

Статья 11. Требования к заготовке отдельных видов пищевых лесных ресурсов и сбору лекарственных растений гражданами для собственных нужд

1. Заготовка дикорастущих плодов и ягод осуществляется строго в установленные сроки.
Сроки заготовки дикорастущих плодов и ягод зависят от времени наступления массового созревания урожая, устанавливаются уполномоченным органом и доводятся органами местного самоуправления через средства массовой информации до граждан не позднее чем за две недели до их начала.
Категорически запрещается рубка плодоносящих ветвей и деревьев для сбора плодов.
2. Сбор и заготовка плодов, ягод и грибов должны производиться способами, не наносящими вреда плодовым насаждениям, ягодникам и грибницам и обеспечивающими своевременное воспроизводство их запасов.
3. Заготовка орехов должна проводиться способами, обеспечивающими сохранность кустарников и деревьев.
При заготовке орехов запрещается рубка и повреждение ветвей, стволиков и деревьев.
4. Заготовка грибов должна проводиться способами, обеспечивающими сохранность грибницы.
5. Заготовка березового сока допускается на участках спелого леса не ранее чем за 5 лет до рубки.
Заготовка березового сока в насаждениях, где проводятся выборочные рубки, разрешается с деревьев, намеченных в рубку.
Заготовка березового сока должна производиться способами, обеспечивающими сохранение технических свойств древесины.
6. Заготовка щавеля, побегов папоротника орляка и других пищевых лесных ресурсов должна вестись способами, не ухудшающими состояния их зарослей. Запрещается вырывать растения с корнями, повреждать листья (вайи) и корневища папоротника.
7. Заготовка лекарственных растений допускается в объемах, обеспечивающих своевременное восстановление растений и воспроизводство запасов сырья.
Повторный сбор сырья лекарственных растений в одной и той же заросли (угодье) допускается только после полного восстановления запасов конкретного вида растений.

Глава 5. ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСОВ
ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА

(в ред. Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ)
(см. текст в предыдущей редакции)


Статья 12 вступает в силу с 1 апреля 2010 года (пункт 3 статьи 2 Закона РТ от 04.12.2009 № 63-ЗРТ).

Статья 12. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства

1. Леса могут использоваться для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
2. Лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков.
3. На лесных участках, предоставленных для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, допускается создание объектов охотничьей инфраструктуры в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов.
4. Использование гражданами лесов в общедоступных охотничьих угодьях осуществляется без предоставления лесных участков в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации.

Статья 13. Права лиц, осуществляющих использование лесов для ведения охотничьего хозяйства

Лица, осуществляющие использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, вправе:
1) осуществлять комплекс биотехнических мероприятий, направленных на увеличение численности животного мира;
2) заготавливать корм в соответствии с действующим законодательством;
3) осуществлять реконструкцию лесоводственными методами территорий в соответствии с лесохозяйственными регламентами лесничеств и на основании проекта освоения лесов в целях создания лесной инфраструктуры;
4) возводить на срок использования лесов временные строения и сооружения и осуществлять благоустройство арендуемых лесных участков;
5) создавать в соответствии с действующим законодательством лесные дороги, необходимые для ведения охотничьего хозяйства, и (или) осуществлять их ремонт;
6) получать в установленном порядке информацию о лесных участках, предоставленных в аренду для ведения охотничьего хозяйства;
7) пользоваться иными правами, предусмотренными действующим законодательством и условиями договора аренды лесного участка.

Статья 14. Обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для ведения охотничьего хозяйства

Лица, осуществляющие использование лесов для ведения охотничьего хозяйства, обязаны:
1) использовать лесные участки, предоставленные в аренду для ведения охотничьего хозяйства, в соответствии с действующим законодательством;
2) соблюдать условия договора аренды лесного участка;
3) вести охотничье хозяйство в строгом соответствии с проектом освоения лесов;
4) не допускать нанесения вреда окружающей среде и здоровью человека;
5) вести работы способами, исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов и других природных объектов;
6) соблюдать на предоставленных в аренду лесных участках правила пожарной безопасности, проводить на указанных участках противопожарные мероприятия;
7) соблюдать санитарно-ветеринарные и зоогигиенические требования при обращении с животными;
8) не допускать нарушений прав других лиц, использующих леса;
9) возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке, в том числе за уничтожение или повреждение лесных культур, плантаций, сеянцев и саженцев в лесных питомниках дикими животными в случае превышения действующих нормативов их численности;
10) выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством и договором аренды лесного участка.

Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 16. О вступлении в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом, а также принять нормативные правовые акты, обеспечивающие его реализацию.

Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ
Казань, Кремль
22 мая 2008 года
№ 22-ЗРТ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru