КАЗАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2008 г. № 17-31
О ПОЛОЖЕНИИ "О МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОЛГЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КАЗАНИ"
(в ред. решения
Казанской городской Думы от 26.11.2009 № 7-44)
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Уставом
муниципального образования города Казани, в целях повышения эффективности осуществления функции по управлению муниципальным долгом города Казани, а также учитывая необходимость установления порядка привлечения, обслуживания и учета долговых обязательств муниципального образования города Казани, Казанская городская Дума РЕШИЛА:
1. Утвердить Положение
"О муниципальном долге муниципального образования города Казани" согласно приложению.
2. Считать утратившими силу:
- решение
Казанской городской Думы от 17.02.2006 № 6-6 "О порядке предоставления бюджетных кредитов и муниципальных гарантий";
абзац утратил силу. - Решение
Казанской городской Думы от 26.11.2009 № 7-44.
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы муниципального образования г. Казани Л.Н.Андрееву.
Мэр города
И.Р.МЕТШИН
Приложение
к решению
Казанской городской Думы
от 26 июня 2008 № 17-31
ПОЛОЖЕНИЕ
"О МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОЛГЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА КАЗАНИ"
Положение о муниципальном долге муниципального образования города Казани (далее - Положение) определяет понятие, форму и состав долга муниципального образования города Казани (далее - муниципальный долг), устанавливает порядок его привлечения, обслуживания, учета, а также раскрытия информации о муниципальном долге.
1. Общие положения
1.1. В целях настоящего Положения применяются следующие понятия и термины:
"муниципальный долг" - совокупность долговых обязательств муниципального образования города Казани (далее - долговые обязательства).
Долговые обязательства полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета;
"прямые обязательства муниципального образования города Казани" (далее - прямые обязательства) - это совокупность всех обязательств, которые требуют выплаты процентов и основного долга должником кредитору в установленные сроки.
К прямым обязательствам относятся:
- кредитные соглашения и договоры;
- займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
- договоры и соглашения о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования города Казани, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет;
"условные обязательства муниципального образования города Казани" (далее - условные обязательства) - обязательства, выплаты по которым могут возникнуть в будущем при наступлении заранее оговоренных обстоятельств, не полностью подконтрольных органам местного самоуправления.
К условным обязательствам относятся муниципальные гарантии муниципального образования города Казани (далее - гарантии).
"Долговая емкость бюджета" - это величина, равная превышению доходов бюджета над его расходами, без учета расходов на увеличение стоимости основных средств, расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, ассигнований на погашение просроченной кредиторской задолженности и на исполнение обязательств по гарантиям за счет средств бюджета в каждом периоде выбранного интервала времени.
"Кассовый разрыв бюджета" - это краткосрочное, в пределах нескольких месяцев одного финансового года, превышение расходных обязательств бюджета над бюджетными доходами, которое в последующие месяцы финансового года компенсируется соответствующим превышением доходов бюджета над его расходами.
"Заимствования на рефинансирование" - это заимствования, привлекаемые для погашения существующих обязательств.
1.2. В объем муниципального долга включаются:
- номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет;
- объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием города Казани;
- объем обязательств по гарантиям;
- объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования города Казани.
1.3. Долговые обязательства могут носить краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 10 лет) характер.
1.4. Управление муниципальным долгом осуществляется Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани) в соответствии с Уставом муниципального образования города Казани.
2. Роль управления муниципальным долгом
в бюджетном процессе
2.1. Главная задача управления муниципальным долгом - обеспечение финансирования расходов бюджета муниципального образования города Казани (далее - бюджет) за счет муниципальных заимствований при условии:
- сохранения объема муниципального долга и условных обязательств на экономически безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
- обеспечения исполнения обязательств по муниципальному долгу и условным обязательствам в полном объеме;
- поддержания минимально возможной стоимости обслуживания муниципального долга.
2.2 Финансовый орган муниципального образования города Казани (далее - Финансовый орган) участвует в разработке перспективного финансового плана на очередной финансовый год и плановый период.
На основе прогнозов доходов и текущих расходов бюджета и принятых инвестиционных программ Финансовый орган определяет необходимые и возможные объемы привлечения заимствований, а также прогнозы обслуживания и погашения прямых обязательств и объемов ожидаемых платежей по условным обязательствам.
При составлении проекта бюджета на очередной финансовый год Финансовый орган определяет структуру муниципального долга, а также перечень подлежащих предоставлению и исполнению гарантий и на основании этого разрабатывает программу внутренних муниципальных заимствований и программу муниципальных гарантий на очередной финансовый год.
2.3. Финансовый орган проводит подготовительную работу для заключения договоров о привлечении кредитов, предоставлении гарантий и размещении выпусков муниципальных ценных бумаг, а также осуществляет учет прямых и условных обязательств.
3. Цели заимствования
Муниципальные заимствования (далее - заимствования) осуществляются в целях финансирования дефицита бюджета, а также для погашения долговых обязательств.
В зависимости от целей привлечения заимствования подразделяются на:
- заимствования на покрытие кассовых разрывов;
- заимствования на рефинансирование;
- заимствования на инвестиционные цели.
Заимствования на покрытие кассовых разрывов бюджета - краткосрочные заимствования, которые привлекаются в пределах финансового года на финансирование временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета.
Заимствования на рефинансирование могут быть:
- вынужденными, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих долговых обязательств превышают долговую емкость бюджета;
- добровольными, когда рефинансирование осуществляется для улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.
Инвестиционные заимствования - заимствования, которые привлекаются для финансирования капитальных расходов, их погашение производится вне пределов финансового года, в котором они были привлечены.
4. Стратегия заимствования
4.1. Объем заимствований, привлекаемых на покрытие кассового разрыва, определяется величиной этого разрыва. Срок, на который привлекаются заимствования, должен соответствовать длительности кассового разрыва.
Срок заимствования не должен быть короче длительности кассового разрыва. Превышение сроков заимствования над длительностью кассового разрыва допускается только для предотвращения возникновения новых кассовых разрывов в течение финансового года.
4.2. Объем заимствований на вынужденное рефинансирование определяется величиной превышения затрат на обслуживание и погашение имеющихся прямых обязательств над долговой емкостью бюджета.
Вынужденное рефинансирование должно быть осуществлено как можно раньше после выявления необходимости в нем.
4.3. Инвестиционная программа муниципального образования города Казани определяет общие потребности в расходах на инвестиционные цели и приоритеты осуществления отдельных проектов. Основываясь на данной информации, Финансовый орган определяет допустимые объемы привлечения заимствований и часть, в которой инвестиционная программа может быть выполнена за счет заемных средств.
При определении сроков, на которые привлекаются заимствования, следует руководствоваться сроками реализации инвестиционных проектов, принятых к осуществлению, но не более, чем установлено действующим законодательством.
4.4. Сроки заимствований определяются таким образом, чтобы не допустить кратковременных пиковых платежей на погашение и обслуживание муниципального долга.
При выборе инструментов заимствований минимизация рисков является более важной, чем снижение стоимости заимствований.
5. Процедура принятия решений
при привлечении заимствований
Кредиты, получаемые от кредитных организаций, и облигационные займы привлекаются на основании заключенных муниципальных контрактов по результатам проведенного конкурсного отбора.
Привлечение бюджетного кредита от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании решения органа государственной власти, выступающего кредитором по данному долговому обязательству.
5.1. Процедура принятия решения о привлечении заимствований включает следующие этапы:
- определение потребности в привлечении заимствований;
- определение объемов привлекаемых заимствований;
- выбор заемных инструментов.
5.2. Определение потребностей в привлечении заимствований зависит от их цели.
Потребность в заимствованиях на покрытие кассовых разрывов определяется величиной, длительностью и сроками возникновения кассовых разрывов в течение финансового года.
Величина, длительность и сроки кассовых разрывов определяются в рамках бюджетного планирования.
Потребность в вынужденном рефинансировании возникает при превышении объема долговых обязательств к погашению над долговой емкостью бюджета, то есть при отсутствии в бюджете средств на исполнение прямых и условных обязательств.
Потребность в вынужденном рефинансировании определяется в рамках управления муниципальным долгом.
Потребность в добровольном рефинансировании определяется на основе анализа структуры и условий обслуживания и погашения текущих прямых и условных обязательств, а также условий, сложившихся на рынке заимствований в конкретный момент.
Принятие решения о заимствовании на рефинансирование осуществляется в рамках долговой политики.
Потребность в заимствованиях на инвестиционные цели определяется на основе инвестиционных планов муниципального образования города Казани.
Объем привлекаемых заимствований на инвестиционные цели не может превышать долговую емкость бюджета.
5.3. Выбор заемных инструментов осуществляется на основании следующих критериев в порядке значимости:
- величина рисков;
- сроки погашения;
- стоимость.
6. Предельные объемы муниципального долга и предельные
объемы расходов на обслуживание муниципального долга
6.1. В решении о бюджете на очередной финансовый год утверждаются следующие параметры:
- предельный объем муниципального долга;
- предельный объем заимствований, привлекаемых в планируемом финансовом году;
- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в планируемом финансовом году;
- перечень гарантий, предоставляемых юридическим лицам на сумму, превышающую 0,01% расходов бюджета в планируемом финансовом году.
6.2. Предельный объем заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств.
6.3. Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
6.4. Предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга в очередном финансовом году (и плановом периоде), утвержденный решением о бюджете, по данным отчета об исполнении данного бюджета за отчетный финансовый год не должен превышать 15% объема расходов, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
6.5. Договоры о долговых обязательствах, выполнение которых требует увеличения предельных объемов, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год.
6.6. В случае если при исполнении бюджета нарушается хотя бы одно из ограничений, указанных в пунктах 6.2
- 6.4
настоящего Положения, и при этом муниципальное образование город Казань в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, принятие муниципальным образованием городом Казанью новых долговых обязательств осуществляется только после приведения указанных бюджетных параметров в соответствие с требованиями настоящего Положения, за исключением заимствований (принятия других долговых обязательств), осуществляемых в целях реструктуризации и погашения муниципального долга.
7. Осуществление заимствований
Под заимствованиями понимаются внутренние муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг, и кредиты, привлекаемые в бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают долговые обязательства.
7.1. Выпуск муниципальных ценных бумаг и привлечение кредитов от кредитных организаций осуществляются на основании соглашений и договоров с коммерческими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности в Российской Федерации, по результатам конкурсного отбора, если иное не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
Право заключать договоры от имени муниципального образования города Казани принадлежит Исполнительному комитету города Казани.
Конкурсный отбор проводится перед началом финансового года, а также в течение финансового года в случае возникновения соответствующей необходимости.
7.2. Исполнительный комитет города Казани вправе осуществлять заимствования у Российской Федерации в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов. Данные заимствования не являются внешними заимствованиями и не приводят к образованию внешнего долга муниципального образования города Казани.
Осуществление иных заимствований в иностранной валюте, за исключением случая, изложенного выше, не допускается.
7.3. Решение об эмиссии муниципальных ценных бумаг принимается Исполнительным комитетом города Казани в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и муниципального долга, установленными в соответствии с решением о бюджете, а также с программой внутренних заимствований.
В решении об эмиссии муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг.
7.4. Условия эмиссии муниципальных ценных бумаг принимаются Исполнительным комитетом города Казани и подлежат регистрации в Министерстве финансов Российской Федерации.
7.5. Порядок выпуска, обращения и погашения муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
8. Гарантии
8.1. Гарантией является способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование город Казань, выступающее гарантом, дает обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
От имени муниципального образования города Казани гарантии предоставляются Исполнительным комитетом города Казани, заключающим соответствующие договоры о предоставлении гарантий, в пределах общей суммы предоставляемых гарантий.
8.2. Предоставление гарантии осуществляется на основании решения о бюджете на очередной финансовый год, а также договора о предоставлении гарантии при условии:
- проведения анализа финансового состояния принципала, осуществляемого Финансовым органом в установленном им порядке;
- предоставления принципалом залогового обеспечения исполнения обязательств; в данном случае обязательным считается проведение независимой оценки обеспечения уполномоченным на соответствующие действия агентом;
- отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед бюджетами Российской Федерации, Республики Татарстан и муниципального образования города Казани, а также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации.
8.3. Предоставление гарантии, а также заключение договора о предоставлении гарантии осуществляются после представления принципалом в Финансовый орган следующих документов:
а) заявления;
б) нотариально заверенных копий устава (положения) предприятия, свидетельств о регистрации с учетом всех внесенных в них изменений и дополнений;
в) копий бухгалтерских отчетов по состоянию на 1 января текущего года и на последнюю отчетную дату;
г) расшифровок дебиторской и кредиторской задолженностей к представленным бухгалтерским балансам;
д) справки о наличии или об отсутствии задолженности по налоговым и иным платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды по состоянию на 1 января текущего года и на последнюю отчетную дату;
е) справок, заверенных налоговыми органами, о том, что в отношении данного предприятия не инициирована процедура несостоятельности (банкротства), о действующих расчетных (текущих) валютных и рублевых счетах, наличии средств на расчетных счетах и сумме картотеки к ним;
ж) карточек с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера.
Финансовый орган вправе запрашивать у претендента на получение гарантии иные документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении гарантии.
Муниципальное образование город Казань в целях предоставления и исполнения гарантий, проведения независимой оценки, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением гарантий вправе воспользоваться услугами уполномоченного на это агента, назначаемого Исполнительным комитетом города Казани.
Полномочия и квалификационные требования к уполномоченному агенту определяются согласно конкурсной документации при проведении конкурсного отбора на оказание соответствующих услуг.
8.4. Финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.
8.5. Муниципальное образование город Казань вправе предоставлять Российской Федерации гарантии в иностранной валюте исключительно в рамках использования целевых иностранных кредитов, что не является внешними заимствованиями и не приводит к образованию внешнего муниципального долга.
9. Программа внутренних заимствований муниципального
образования города Казани
9.1. Программа внутренних заимствований муниципального образования города Казани (далее - Программа заимствований) на очередной финансовый год представляет собой перечень всех внутренних заимствований с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы муниципального долга, по каждому виду заимствования.
В случае выпуска долговых обязательств с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества Программа заимствований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных долговых обязательств, выраженные в валюте Российской Федерации, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.
9.2. Программа заимствований представляется Руководителем Исполнительного комитета города Казани на рассмотрение Городской Думе и утверждается Городской Думой в виде приложения к проекту решения о бюджете на очередной финансовый год.
9.3. В Программу заимствований в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу в установленном порядке.
9.4. Проведение реструктуризации муниципального долга не отражается в Программе заимствований.
9.5. Отчет об исполнении Программы заимствований представляется Руководителем Исполнительного комитета города Казани в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом решения об исполнении бюджета за отчетный финансовый год.
10. Учет и регистрация долговых обязательств
10.1. Муниципальное образование город Казань создает систему учета и регистрации долговых обязательств.
10.2. Финансовый орган ведет муниципальную долговую книгу (далее - долговая книга).
Информация о долговых обязательствах вносится в долговую книгу в срок, не превышающий пяти дней с момента возникновения соответствующего обязательства.
10.3. В долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств по видам этих обязательств, о дате их возникновения и исполнения полностью или частично, формах обеспечения обязательств, а также другая информация, состав которой, порядок и срок внесения в долговую книгу устанавливаются Исполнительным комитетом города Казани.
10.4. Для учета прямых и условных обязательств используется специализированная система учета. Данная система учета прямых и условных обязательств должна отвечать следующим принципам:
- обеспечение полноты учета. Для этого должен быть создан реестр прямых и условных обязательств. Для каждого обязательства, входящего в реестр обязательств, должна учитываться вся необходимая информация;
- обеспечение соответствия систем учета экономической сущности долговых обязательств. В связи с этим необходимо выделение в рамках единой системы учета подсистем для учета прямых и условных обязательств, а внутри подсистем - блоков для учета обязательств, сходных по своей экономической сути;
- обеспечение единства системы учета. Вся информация обо всех обязательствах должна храниться в единой системе учета прямых и условных обязательств, а упомянутые выше подсистемы и блоки учета различных по своей сути обязательств должны быть реализованы на основе единых технических средств и стандартов и взаимосвязаны друг с другом;
- автоматизация процесса учета. Все процессы по ведению учета долговых обязательств, за исключением процесса ввода информации, должны быть полностью автоматизированы. Система автоматизации должна обеспечивать формирование выходных форм как заранее определенных и закрепленных, так и дополнительных;
- организация взаимосвязи с другими системами управления муниципальными финансами. Для этого система учета долговых обязательств должна быть связана на уровне автоматизированных систем с другими системами управления муниципальными финансами.
11. Раскрытие информации о муниципальном долге
11.1. Основной задачей раскрытия информации о муниципальном долге является формирование положительной кредитной репутации муниципального образования города Казани. Главной целью раскрытия информации является снижение стоимости и улучшение структуры вновь привлекаемых муниципальным образованием городом Казанью заимствований.
11.2. Процедура раскрытия информации о муниципальном долге подразумевает ежеквартальное опубликование долговой книги, информации об исполнении бюджета, о перспективных финансовых и инвестиционных планах, о кредитном рейтинге (в случае его существования), присвоенном независимым аналитическим агентством на официальном сайте муниципального образования города Казани. Раскрываемая информация должна отвечать следующим принципам:
- обеспечение полноты раскрытия информации. Доступная информация о муниципальном долге должна позволить сформировать точное представление о финансовом состоянии муниципального образования города Казани;
- обеспечение объективности раскрываемой информации. Раскрываемая информация о муниципальном долге, а также вспомогательная информация должны объективно отражать текущее состояние и финансовые перспективы муниципального образования города Казани;
- раскрытие информации не должно нарушать конфиденциальность.
12. Управление рисками
12.1. Основной целью управления рисками является их минимизация. С точки зрения основных подходов минимизации выделяют:
- риски, источники возникновения которых являются подконтрольными (кредитный риск, юридические риски, риск ликвидности, риск платежа);
- риски, связанные с внешними условиями, которые не подконтрольны (риск процентной ставки, риск рефинансирования, валютный риск, риск пролонгации, риск цены выкупа).
12.2. Мероприятия, осуществляемые для минимизации подконтрольных рисков:
- повышение качества перспективного финансового планирования;
- построение оценки долговой емкости бюджета города на основе прогнозов экономического развития и финансового состояния города Казани;
- планирование структуры и объема муниципального долга, исходя из условия, что объем расходов на погашение и обслуживание обязательства в каждом периоде не должен превышать величину долговой емкости в данном периоде, основанную на сценарных условиях социально-экономического развития города Казани (оптимистического и консервативного);
- анализ кредитоспособности получателя гарантии на стадии выдачи гарантии, а также мониторинг его финансового состояния на протяжении всего срока действия гарантии;
- проведение детальной юридической экспертизы разрабатываемых документов по привлечению заимствований с целью полной детализации всех условий контрактов.
12.3. Мероприятия, осуществляемые для минимизации неподконтрольных рисков:
- рефинансирование существующих долговых обязательств;
- отказ от привлечения заимствований в случае наличия угрозы наступления неблагоприятных последствий.
Заместитель Главы
Л.Н.АНДРЕЕВА