Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ЗАИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

РЕШЕНИЕ
от 16 октября 2009 г. № 334

О ПРОГРАММЕ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА"
В ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2009 - 2015 ГОДЫ

В целях формирования у детей высокого патриотического сознания на основе исторических ценностей, чувства верности своему Отечеству, гордости за него, готовности к выполнению государственного долга Совет Заинского муниципального района РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Формирование личности гражданина" в Заинском муниципальном районе на 2009 - 2015 годы".
2. Контроль за исполнением данного решения возложить на заместителя Главы Заинского муниципального района Р.М.Халитова.
3. Решение вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета,
Глава муниципального района
Т.В.ВОРОПАЕВА





Утверждена
решением
Совета Заинского
муниципального района
от 16 октября 2009 г. № 334

ПРОГРАММА
"ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА" В ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ НА 2009 - 2015 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 Наименование         "Формирование   личности   гражданина"   в   Заинском
 Программы            муниципальном районе на 2009 - 2015 годы.

 Основания для        Закон Российской  Федерации  и  Республики  Татарстан
 разработки           "Об образовании", Республиканская  целевая  программа
 Программы            "Патриотическое   воспитание   молодежи    Республики
                      Татарстан"  на  2009  -  2010  годы,  Государственная
                      программа    "Патриотическое    воспитание    граждан
                      Российской Федерации на 2006 - 2010 годы",  Закон
                      государственных языках Республики Татарстан  и других
                      языках в Республике Татарстан"   и    др. нормативные
                      документы.

 Заказчик Программы   Исполнительный   комитет   Заинского   муниципального
                      района.

 Разработчик          Отдел образования Исполнительного комитета  Заинского
 Программы            муниципального района РТ.

 Цель Программы       Создание  условий,  способствующих   формированию   у
                      воспитанников  высокого   патриотического   сознания,
                      чувства  верности  своему  Отечеству,  готовности   к
                      выполнению     гражданского      долга,      оказанию
                      благотворного влияния на  развитие  основных  качеств
                      гражданственности,   которые   в   дальнейшем   будут
                      формироваться в течение всей жизни человека.

 Задачи  Программы    - способствовать воспитанию личной убежденности,  что
                      ты нужен  городу,  стране;  гордости  за  себя,  свою
                      семью, город, республику, страну;
                      - способствовать  формированию  и  развитию  активной
                      жизненной позиции воспитанников через привлечение  их
                      к   социально-значимой   практической    деятельности
                      (бережного отношения к памятникам  истории,  культуры
                      края,  сохранения  традиций,  участия   в   поисково-
                      исследовательской  деятельности,  охране   окружающей
                      среды и т.д.);
                      - способствовать воспитанию и  развитию  национальных
                      начал и национального образа жизни,  в  то  же  время
                      уважения и интереса ко всем нациям;
                      -  способствовать  сохранению   и   совершенствованию
                      традиционных и поиску инновационных  форм  и  методов
                      работы  по  патриотическому  воспитанию  обучающихся,
                      укреплению их физического и психического здоровья.

 Сроки реализации     2009 - 2015 годы.
 Программы

 Исполнители          Отдел образования Исполнительного комитета  Заинского
 мероприятий          муниципального района РТ, образовательные  учреждения
                      города и района.

Перечень разделов Программы

   I.         Пояснительная записка
  II.         Тематическое содержание Программы
        1.    Модуль "Я - маленький гражданин"
        2.    Модуль "Отечеству служить готовы!"
        3.    Модуль "Люби и знай родной свой Край!"
        4.    Модуль "Истоки"
        5.    Модуль "Человек. Земля. Вселенная"
        6.    Модуль  "В здоровом теле - здоровый дух"
        7.    Модуль "Счастливая семья"
        8.    Модуль "Делу время - потехе час"
        9.    Модуль "Возьмемся за руки, друзья!"
        10.   Модуль "Планета  детства"
  III.        План реализации Программы
        1.    Развитие нормативно-правовой базы
        2.    Работа с руководящими и педагогическими кадрами
        3.    Научное обеспечение
        4.    Программно-методическое и информационное обеспечение
        5.    Взаимодействие с ведомствами, учреждениями и
              общественными организациями
  IV.         Ресурсное обеспечение Программы
        1.    Финансовое обеспечение
        2.    Кадровое обеспечение
        3.    Информационно-методическое обеспечение
   V.         Ожидаемые результаты
        1.    Ожидаемые результаты от педагогов
        2.    Критерии оценки результативности Программы
   VI.        Приложение

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр негативных позиций исторического прошлого нашей Родины. У многих молодых людей формируется не совсем объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране, и людях - участниках этих событий. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Прививать молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи в стране, вообще, и в нашем городе, в частности, вновь стала первостепенной. По сведениям информационного центра МВД РТ, за 7 месяцев 2009 года в г. Заинске и Заинском районе несовершеннолетними совершено 19 преступлений:
- тяжких и особо тяжких преступлений - 5,
- грабежей - 5,
- краж - 9.
В отделении ПДН Заинского ОВД состоят на учете 20 несовершеннолетних особой категории, как условно осужденные, условно-досрочно освобожденные и освобожденные от уголовной. Всего на профилактическом учете в ПДН состоит 35 неблагополучных семей, 9 родителей лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.
К числу негативных факторов, сформировавших целое поколение бездуховных людей, относятся:
- резкое падение уровня благосостояния людей;
- развитие "национального патриотизма", способствующего межнациональным конфликтам и войнам;
- разрушение старой системы воспитания, дегероизация страны и образование идеологического вакуума;
- продуманное и целенаправленное разложение детей и молодежи с помощью алкоголя, наркотиков, ранней проституции, грубого насилия;
- информационный терроризм средств массовой информации.
Таким образом, суть проблемы состоит:
- в несформированности у молодых горожан таких непреходящих общечеловеческих ценностей, как любовь к своей семье, к своему городу, к своей Родине, к соотечественникам, к самому себе, к истории и культуре своего народа;
- в недостатке внутренней культуры, составляющей нравственную основу личности ребенка;
- в отсутствии уважения к старшему поколению защитников Отечества и ответственности за свои поступки;
- в слабом проявлении патриотизма как важнейшего духовного достояния личности.
В основе предлагаемой Программы - опыт работы образовательных учреждений г. Заинска и Заинского муниципального района.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - от 2 до 17 лет. Это требует от организаторов работы по реализации данной программы возрастного подхода с учетом психических и физических особенностей дошкольников (2 - 7 лет), младших школьников (1 - 4 классы), учащихся среднего звена (5 - 8 классы) и старшеклассников (9 - 11 классы). Годовые планы работы по реализации программы будут составляться с учетом этого фактора.
В отличие от существующих довольно многочисленных программ по патриотическому воспитанию учащихся данная программа предполагает деятельностный подход в решение обозначенных проблем, так как реализация программы предусматривает практическую поисково-исследовательскую деятельность, охрану памятников и организацию походов.
Личностно ориентированная направленность работы в совокупности с доказательством того, что быть нравственным человеком, патриотом и гражданином выгодно, что ты нужен городу, республике, является гарантией успешного решения проблемы патриотического воспитания учащихся.
Деятельность по основным направлениям программы осуществляется системно и комплексно в сотрудничестве со всеми городскими структурами, Советом ветеранов, краеведческим музеем истории города, музеями образовательных учреждений.
Особенностью программы гражданского и патриотического воспитания в воспитательной системе города и района является также тот факт, что осуществляться она будет во взаимосвязи поисково-краеведческой работы с туристско-экскурсионной, эколого-охранной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, с осуществлением трудового, семейного и профориентационного воспитания.

II. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа представлена по модулям, работа в которых ведется по направлениям: поисково-краеведческая, туристско-экскурсионная, эколого-охранная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, профориентационная работа, трудовое и семейное воспитание.

2.1. Модуль "Я - маленький гражданин" (дошкольный возраст)

Цель работы:
Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, яркими индивидуальными способностями и хорошим здоровьем, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Основные задачи:
Воспитательные:
Формирование осознанной убежденной гражданской позиции патриота своей Родины у взрослых и детей, задействованных в реализации программы.
Образовательные:
Апробация новых форм, средств и содержания педагогической работы с детьми, их родителями и педагогами по сообщению знаний об истории быта, культуре и традициях нашей страны, знакомство с трудом народа на современном этапе.
Развивающие:
Эмоциональное развитие через формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие "Родина", сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.

Направления и формы работы

Формы работы с детьми:
- занятия,
- беседы,
- прогулки,
- развлечения,
- игры,
- праздники,
- литературные вечера, досуги,
- экскурсии,
- выставки,
- чтение литературных произведений,
- встречи с интересными людьми.
Формы работы с кадрами:
- методические объединения,
- педагогические советы,
- конференции,
- семинары, семинары-практикумы,
- совещания,
- консультации,
- обмен опытом,
- самообразование,
- праздники,
- взаимопосещения,
- открытые просмотры,
- "круглые столы",
- мастер-классы.
Формы работы с родителями:
- родительские конференции, собрания,
- дни открытых дверей,
- лектории,
- консультации,
- совместные экскурсии,
- совместные субботники, акции,
- вечера отдыха,
- детско-родительские клубы,
- выставки,
- беседы,
- праздники,
- спортивные мероприятия,
- родительский всеобуч,
- анкетирование.

Гипотеза работы:

1. Получение теоретических знаний педагогами, детьми и родителями в области гражданско-патриотического воспитания.
2. Формирование чувства собственного достоинства, самоутверждения, овладения умением правильно строить свои отношения с окружающим миром.
3. Безболезненная адаптация выпускников дошкольных учреждений к условиям школьной жизни.
4. Разумная организация своего свободного времени.
5. Формирование умения защищать себя на правильной правовой основе на протяжении всей жизни.

Этапы реализации проблемы по формированию личности
гражданина Заинского муниципального района

Диагностический:
- выявление затруднений участников программы при решении данной проблемы;
- анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
Теоретическое исследование проблемы:
- изучение теоретических вопросов проблемы;
- предварительная работа по проблеме, сбор материалов;
- организация работы творческой группы.
Практическая часть:
- оформление методических пособий, разработка и принятие программы по ДОУ города;
- наработка практического материала для педагогов;
- установление взаимосвязи с общественными организациями, учреждениями, школами;
- исследовательская деятельность, разработка педагогических проектов.
Подведение итогов работы:
диагностика результатов работы, выступление с обобщенным опытом на конференциях, форумах различного уровня, защита проектов по программе.

Тематические блоки

             ┌─────────────────── КТО Я? ────────────────────┐
             │                       │                       │
            \/                      \/                      \/
            Моя                     Мой                  Профессии
           семья                   д/сад

         ┌─────────────────── МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД ────────────────────┐
         │                     │              │                     │
        \/                    \/             \/                    \/
       Природа             История         Достоприме-            Села
       родного             города          чательности,            и
        края                               предприятия          деревни
                          Символика           района            Заинска

        ┌──────────────────── НАША РЕСПУБЛИКА ────────────────────┐
        │                     │              │                    │
       \/                    \/             \/                   \/
       Из                 Казань -        Знакомство            Наши
     истории              столица         с природой           соседи
   республики               РТ            и животным         (знакомство
                                            миром           с национальным
  Гос. символика.                                             составом)
    Президент

            ┌───────────── РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ─────────────┐
            │                        │                       │
           \/                       \/                      \/
        Символика.                Воины -                "Я имею право..."
        Президент               защитники                (знакомство с
                                Отечества               Конвенцией о правах
                                                        ребенка, правами и
                                                          обязанностями)

                        Я - БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК!

Общее содержание и задачи

1. Тематический блок "Кто я?"
Основные темы:
- Кто я?
- Моя семья.
- Мой детский сад.
- Профессии.
Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний; развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи; научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования ("Я есть!"); повысить педагогическую культуру родителей, гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства; воспитывать бережное отношение к труду.

Средства реализации

┌──────────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────────┐
│    Младший дошкольный возраст    │     Средний     │ Старший дошкольный │
│                                  │   дошкольный    │      возраст       │
│                                  │     возраст     │                    │
├──────────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────────┤
│Цикл познавательных занятий "Я здоровье берегу, сам себе я помогу":      │
│- мой организм   - мои чувства                                           │
│- мои поступки   - мои умения                                            │
│- мои мысли      - мое настроение                                        │
├──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────────┤
│                                  │Организация работы по педагогическому │
│                                  │проекту "Знай свое тело"              │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│Цикл занятий для родителей по     │Организация работы по семейным        │
│адаптации ребенка к детскому саду │проектам "Дружная компания семей",    │
│                                  │"Мужчины нашего рода", "Семейные      │
│                                  │традиции", "Большая семья - большая   │
│                                  │радость", "Детский сад и семья -      │
│                                  │первый социум для ребенка" и др.      │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┬────────────────────┤
│Составление социального портрета  │Составление      │Организация работы  │
│семьи                             │генеалогического │по семейному        │
│                                  │древа семьи,     │проекту "Мама,      │
│                                  │семейного герба  │папа, я - читающая  │
│                                  │                 │семья" и другим     │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┴────────────────────┤
│Организация работы групп          │Проведение фестиваля "Самая умная и   │
│кратковременного пребывания       │талантливая семья"                    │
│"Вместе с мамой" (для детей с 1   │                                      │
│года)                             │                                      │
├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┤
│                  Проведение Недели семьи во всех ДОУ                    │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│                      Организация семейных выставок                      │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│         Организация Клубов выходного дня с участием всей семьи          │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│                  Проведение Дня рождения детского сада                  │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│         Экскурсии в соседние детские сады "Замечательный сосед"         │
├──────────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────────┤
│Цикл бесед на тему "Чем мы        │                 │День встречи с      │
│похожи, чем отличаемся?" (имя,    │                 │выпускниками        │
│фамилия, внешность и др.)         │                 │детского сада       │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────────┤
│                                  │                 │Цикл познавательных │
│                                  │                 │занятий "Лица       │
│                                  │                 │народов мира"       │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┴────────────────────┤
│                                  │Цикл познавательных занятий "Что в    │
│                                  │имени тебе моем?" (что означает мое   │
│                                  │имя, отчество, имена в названии улиц, │
│                                  │великие тезки и т.д.)                 │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┬────────────────────┤
│                                  │                 │Проведение "Дня     │
│                                  │                 │Успеха" с           │
│                                  │                 │приглашением        │
│                                  │                 │успешных людей      │
├──────────────────────────────────┼─────────────────┴────────────────────┤
│Знакомство с профессиями (на      │Цикл познавательных занятий           │
│занятиях согласно основной        │"Профессии моих родителей", "Все      │
│программе)                        │профессии нужны, все профессии важны" │
├──────────────────────────────────┼──────────────────────────────────────┤
│                                  │Цикл познавательных занятий "Цена     │
│                                  │хлеба", "Разговор о правильном        │
│                                  │питании"                              │
├──────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────┤
│                    Организация семейных субботников                     │
└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

2. Тематический блок "Мой любимый город"
Основные темы:
- Природа родного края.
- История города, символика.
- Достопримечательности города.
- Села и деревни района.
Задачи: формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности - гражданина своей "малой" родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края; воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей); знакомить с селами района, знаменитыми земляками, продолжать воспитывать положительное отношение к труду, формирование потребности трудиться.

Средства реализации

┌────────────────────────────────────────┬────────────────────┬──────────────────────┐
│       Младший дошкольный возраст       │ Средний дошкольный │  Старший дошкольный  │
│                                        │      возраст       │        возраст       │
├────────────────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────────┤
│Цикл занятий "Моя "малая" родина"                                                   │
│- времена года   - история города        - символика                                │
│           - природа родного края        - знаменитые земляки                       │
│                 - достопримечательности - предприятия                              │
│                                         - села и деревни                           │
├────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Проведение экологических акций "Каждой пичужке свою кормушку", "Зеленая улица",     │
│"Природа любит чистоту" и др.                                                       │
├────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Работа над экологическими проектами                                                 │
├────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┤
│Цикл бесед о растениях и животных       │Цикл экскурсий - в лес, парк, поле, к      │
│(согласно основной программе)           │водоему, о правилах поведения на природе   │
├────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Цикл бесед "Где эта улица, где этот     │Цикл экскурсий "Наш город красив и молод"  │
│дом" - знаешь ли ты свой адрес          │                                           │
├────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Посещение мини-музея детского сада (при │Посещение экспозиций краеведческого музея  │
│наличии), выставок в ДОУ                │                                           │
├────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Изготовление схем совместно с родителями│Изготовление макетов "Наш микрорайон" -    │
│"Дорога в детский сад"                  │развивать умение детей ориентироваться в   │
│                                        │ближайшем окружении, логично излагать      │
│                                        │мысли                                      │
├────────────────────────────────────────┴───────────────────────────────────────────┤
│Прогулки по бульвару Победы. Подготовка  празднования юбилея Победы: экскурсии к    │
│памятнику воинам, погибшим в ВОВ, встречи с земляками - ветеранами, воинами-        │
│интернационалистами, оформление фотовыставок, выставок и т.д.                       │
├────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────┤
│Уроки безопасности в быту, дать понятие │Уроки безопасности: дать понятие о         │
│об опасных предметах, явлениях          │возможных травмах, о безопасном поведении  │
│                                        │на дороге, в быту, об общении с незнакомыми│
│                                        │людьми; учить оказывать первую помощь      │
├────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Экскурсии по детскому саду, знакомство  │Закрепление знаний о профессиях. Цикл      │
│с профессиями сотрудников детского      │экскурсий на предприятия города, занятия на│
│сада                                    │тему "Люди труда". Дать детям              │
│                                        │первоначальные сведения об особенностям    │
│                                        │развития сельского хозяйства и             │
│                                        │животноводства Заинского района (с         │
│                                        │использованием материала местных СМИ)      │
├────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────┤
│Цикл бесед "Все работы хороши"          │Цикл занятий "Рукотворный мир"             │
│                                        │   1) Кто и как создает красивые и полезные│
│                                        │      предметы (рассказы о профессиях.     │
│                                        │      Схема: замысел - материал - орудие   │
│                                        │      труда - производство - продукт       │
│                                        │      деятельности)                        │
│                                        │   2) Я в гостях у мастеров (посещение     │
│                                        │      музеев, выставок, ознакомление       │
│                                        │      народно-прикладным искусством)       │
│                                        │   3) Я тоже многое могу! (художественно-  │
│                                        │      прикладная деятельность)             │
│                                        │   4) Подарим новую жизнь старым вещам     │
│                                        │      (изготовление предметов из           │
│                                        │      утилизированного материала,          │
│                                        │      оформление выставок)                 │
├────────────────────────────────────────┼────────────────────┬──────────────────────┤
│                                        │                    │Цикл занятий по       │
│                                        │                    │экономическому        │
│                                        │                    │воспитанию детей.     │
│                                        │                    │Социально-            │
│                                        │                    │экономическая игра    │
│                                        │                    │"Юный коммерсант"     │
└────────────────────────────────────────┴────────────────────┴──────────────────────┘

3. Тематический блок "Наша Республика. Российская Федерация"
Основные темы:
- Из истории Республики, символика.
- Казань - столица Татарстана.
- Знакомство с природой, растительным и животным миром. Красная книга Татарстана.
- Наши соседи. Знакомство с национальным составом.
- Российская Федерация. Символика.
- "Я имею право..." - знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правами и обязанностями гражданина.
Задачи: познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, климат влияют на образ жизни); формировать определенное отношение к истории родного края; познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях.

Средства реализации

┌──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐
│      Средний дошкольный возраст      │    Старший дошкольный возраст    │
├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Цикл бесед "Кто ты?" -  принадлежность│                                  │
│к национальности, язык                │                                  │
├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Знакомство      с      государственной│Знакомство    с    государственной│
│символикой РТ. Президент РТ           │символикой РФ. Президент РФ       │
├──────────────────────────────────────┼──────────────────────────────────┤
│Цикл занятий "Моя родина -  Татарстан"│Цикл  занятий   "Наша   Родина   -│
│-  беседы,  праздники,  игры,   песни,│Россия"                           │
│национальные блюда. Казань  -  столица│                                  │
│Татарстана                            │                                  │
├──────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────┤
│Что такое родная природа?  (Ознакомление  с  ландшафтом,  растительным  и│
│животным миром своего края) "Красная Книга" Татарстана, России           │
├─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цикл занятий об экономном расходовании природных ресурсов                │
├──────────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┤

]]>
│  │отдела к 65-летию Победы          │                 │                 │
├──┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│4 │Сбор данных по вопросам           │В течение года   │Гатауллина Р.А.  │
│  │патриотического воспитания в      │                 │                 │
│  │общеобразовательных учреждений    │                 │                 │
└──┴──────────────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┘

3.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

Обеспечение готовности специалистов к решению проблем и современных задач патриотического воспитания детей и учащейся молодежи - основной вопрос всей предстоящей работы по реализации программы. Подготовка педагогов к организации воспитательной деятельности в данном направлении требует существенных изменений. Необходимо разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов, усовершенствовать систему их подготовки и повышения квалификации.

┌────┬────────────────────────────────┬──────────────────┬────────────────┐
│ №  │          Мероприятия           │ Сроки исполнения │  Исполнители   │
├────┼────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│1.  │Разработка плана работы с       │Ноябрь            │Гатауллина Р.А. │
│    │руководителями школьных музеев в│                  │                │
│    │связи с 65-летием Победы        │                  │                │
├────┼────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│2.  │Подготовка материалов для       │Декабрь - январь  │Гатауллина Р.А. │
│    │сборников (из опыта работы ДДТ и│                  │                │
│    │музеев школ города) по          │                  │                │
│    │организации деятельности        │                  │                │
│    │специалистов в области          │                  │                │
│    │патриотического воспитания и    │                  │                │
│    │дополнительного образования     │                  │                │
├────┼────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│3.  │Проведение тематических планерок│В течение всего   │Гатауллина Р.А. │
│    │и педагогических советов по     │периода           │                │
│    │проблемам патриотического       │                  │                │
│    │воспитания учащихся             │                  │                │
├────┼────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│4.  │Осуществление комплексного      │1 раз в год       │Гатауллина Р.А. │
│    │анализа состояния подготовки    │                  │                │
│    │руководящих и педагогических    │                  │                │
│    │кадров по проблемам             │                  │                │
│    │патриотического воспитания      │                  │                │
├────┼────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────────┤
│5.  │Обобщение опыта работы по       │Май               │Гатауллина Р.А. │
│    │патриотическому воспитанию      │                  │                │
│    │учащихся в общеобразовательных  │                  │                │
│    │школах                          │                  │                │
└────┴────────────────────────────────┴──────────────────┴────────────────┘

3.3. Научное обеспечение

Комплекс научных исследований по реализации программы предусматривает:
- последовательный системный анализ патриотического воспитания детей в городе и районе, уровня их внутренней культуры, знаний истории своей семьи, своего города, республики, Отечества;
- анализ состояния проблем патриотического воспитания учащихся в разных учреждениях образования;
- разработку современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности.

┌────┬───────────────────────────────────┬───────────────┬────────────────┐
│ №  │            Мероприятия            │     Сроки     │  Исполнители   │
│    │                                   │  исполнения   │                │
├────┼───────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│1.  │Проведение исследований по         │В течение      │ОО, ИМЦ         │
│    │проблемам патриотического          │года           │                │
│    │воспитания учащихся города,        │               │                │
│    │района:                            │               │                │
│    │- совершенствование содержания,    │               │                │
│    │форм, методов и технологий         │               │                │
│    │нравственного воспитания личности, │               │                │
│    │развития ее творческого            │               │                │
│    │потенциала;                        │               │                │
│    │- психолого-педагогическая         │               │                │
│    │диагностика процесса воспитания    │               │                │
│    │патриотизма и гражданственности    │               │                │
├────┼───────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤

    
    Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

│4.  │Организация и проведение конкурса  │Декабрь        │Гатауллина Р.А. │
│    │сценариев по гражданско-           │               │                │
│    │патриотической тематике            │               │                │
├────┼───────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│5.  │Организация научных исследований   │В течение      │ОО, ИМЦ         │
│    │по проблемам: "Совершенствование   │года           │                │
│    │содержания методов и технологий    │               │                │
│    │нравственного, гражданского и      │               │                │
│    │патриотического воспитания         │               │                │
│    │учащихся, развитие творческого и   │               │                │
│    │мотивационного потенциала"         │               │                │
├────┼───────────────────────────────────┼───────────────┼────────────────┤
│6.  │Организация поисковой работы по    │2009 - 2015    │Руководители    │
│    │сбору материалов для школьных      │гг.            │школьных музеев │
│    │музеев и уголков Славы, с целью    │               │                │
│    │использования  собранных           │               │                │
│    │материалов в патриотическом        │               │                │
│    │воспитании учащихся                │               │                │
└────┴───────────────────────────────────┴───────────────┴────────────────┘

3.4. Программно-методическое и информационное обеспечение

Повышение качества воспитательной деятельности и целенаправленного развития патриотического воспитания возможно только с информационным и программно-методическим обеспечением, основными задачами которого являются:
- разработка учебно-методического сопровождения деятельности по воспитанию гражданина-патриота; отдельных направлений; детских общественных организаций;
- создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки воспитания гражданина-патриота;
- расширение педагогической деятельности по выпуску программных материалов и информационной литературы;
- расширение сотрудничества со СМИ в утверждении патриотических основ воспитания патриота, нравственных, гражданских и патриотических качеств личности.

┌────┬─────────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────┐
│ №  │           Мероприятия           │      Сроки      │  Исполнители   │
│    │                                 │   исполнения    │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Подготовить договор со СМИ и     │Октябрь          │ОО              │
│    │добиться выделения времени на    │                 │                │
│    │телевидении для передачи "Я -    │                 │                │
│    │гражданин!" и полосы в городской │                 │                │
│    │газете под тем же названием      │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Подготовить и издать методические│Январь - апрель  │ОО              │
│    │рекомендации:                    │                 │                │
│    │- "Руководителю школьного музея",│                 │                │
│    │- "Классному руководителю о      │                 │                │
│    │военно-патриотическом воспитании │                 │                │
│    │учащихся"                        │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Презентация новых программ       │Февраль          │ИМЦ             │
│    │патриотического воспитания       │                 │                │
│    │учащихся и механизмов их         │                 │                │
│    │внедрения                        │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Создание банка форм, методов,    │В течение года   │Шимановская     │
│    │технологий по совершенствованию  │                 │Е.В.            │
│    │патриотического, нравственного и │                 │                │
│    │гражданского воспитания учащихся │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Подготовить статью на основе     │Май              │ОО, ИМЦ         │
│    │аналитической справки:           │                 │                │
│    │"Система патриотического         │                 │                │
│    │воспитания в школах города и     │                 │                │
│    │района" (из опыта работы         │                 │                │
│    │педагогов)                       │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Проведение педагогических чтений │Февраль          │ОО              │
│    │"Гражданином быть обязан" (с     │                 │                │
│    │привлечением родителей)          │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Разработка рекомендаций по       │Ноябрь           │Гатауллина Р.А. │
│    │составлению целевых программ     │                 │                │
│    │патриотического воспитания       │                 │                │
│    │учащихся в условиях лагеря,      │                 │                │
│    │трудового (экологического)       │                 │                │
│    │отряда, профильной смены         │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Разработка механизма             │Октябрь          │ОО, ИМЦ         │
│    │консультативной поддержки детей, │                 │                │
│    │педагогов, родителей в вопросах  │                 │                │
│    │патриотического воспитания       │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Организация тематических         │В течение года   │Администрация   │
│    │мероприятий, оформление стендов, │                 │ОУ              │
│    │наглядно подчеркивающих важность │                 │                │
│    │тех или иных характеристик       │                 │                │
│    │личности, проявляющихся в        │                 │                │
│    │различных  жизненных ситуациях   │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Подготовка методических          │В течение года   │ОО, ИМЦ         │
│    │рекомендаций:                    │                 │                │
│    │- "Формирование у учащихся       │                 │                │
│    │качеств гражданина-патриота";    │                 │                │
│    │- "Городское учебно-методическое │                 │                │
│    │объединение руководителей        │                 │                │
│    │школьных музеев как средство     │                 │                │
│    │управления развитием музейного   │                 │                │
│    │пространства с целью организации │                 │                │
│    │патриотического воспитания       │                 │                │
│    │учащихся"                        │                 │                │
└────┴─────────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────┘

3.5. Взаимодействие с ведомствами, учреждениями и
общественными организациями

Одно из условий выполнения цели и задач программы - это работа с заинтересованными ведомствами: УДМ, Управление спорта, МВД, военкомат, Управление культуры - и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи. Настоящая программа реализуется в тесном взаимодействии и с городским краеведческим музеем.
Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:
- координация деятельности организаций, учреждений и общественных движений по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;
- распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам патриотического воспитания учащихся;
- создание системы патриотического воспитания учащихся.

┌────┬─────────────────────────────────┬─────────────────┬────────────────┐
│ №  │           Мероприятия           │      Сроки      │  Исполнители   │
│    │                                 │   исполнения    │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Проведение родительских собраний,│По четвертям     │ОО, ИМЦ,        │
│    │педсоветов совместно с УДМ,      │                 │администрация   │
│    │Управление спорта, МВД,          │                 │ОУ              │
│    │военкоматом, Управлением культуры│                 │                │
│    │на темы:                         │                 │                │
│    │- "Роль семьи в патриотическом   │                 │                │
│    │воспитании детей";               │                 │                │
│    │- "Воспитание детей в семье:     │                 │                │
│    │идеалы, ценности, ориентиры"     │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Заключение двухсторонних и       │В течение всего  │ОО              │
│    │многосторонних договоров о       │периода          │                │
│    │сотрудничестве, поддержке        │                 │                │
│    │проектов и программ деятельности │                 │                │
│    │образовательных учреждений по    │                 │                │
│    │вопросам патриотического         │                 │                │
│    │воспитания учащихся              │                 │                │
├────┼─────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤
│    │Организация круглого стола       │Ноябрь           │ОО              │
│    │"Проблемы установления           │                 │                │
│    │оптимальных форм взаимодействия с│                 │                │
│    │партнерами по совместной         │                 │                │
│    │деятельности в области           │                 │                │
│    │патриотического воспитания       │                 │                │
│    │учащихся" с приглашением         │                 │                │
│    │представителей Управления        │                 │                │
│    │культуры, УФСиТ, УДМ             │                 │                │
└────┴─────────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────┘

IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение предполагает использование финансовых, кадровых, технических и методических возможностей.

4.1. Финансовое обеспечение

Осуществление финансирования программы планируется за счет бюджетных средств.

4.2. Кадровое обеспечение

Основу кадрового состава образовательных учреждений составляет персонал:
- с I и высшей квалификационной категорией (738 педагогов);
- со II квалификационной категорией (237 педагога).

4.3. Информационно-методическое обеспечение

Общеобразовательные учреждения располагают библиотекой, книжный фонд которой составляет 333227 экземпляров. Литература (пособия, рекомендации и т.д.) по воспитательной работе составляет 10 000 экземпляров.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5.1. Ожидаемые результаты от детей

- Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе по исторической и патриотической тематике.
- Освоение учащимися знаний государственных символов Российской Федерации и Республики Татарстан.
- Сформированность объективного исторического подхода к событиям ВОв 1941 - 1945 гг., повышение интереса у юношей к военной службе, формирование психологической готовности к успешной деятельности в современной техносоциальной среде.
- Сформированность личной убежденности в том, что ты нужен семье, городу, стране.
- Развитие активной жизненной позиции, накопление опыта жизнедеятельности личности путем выработки механизмов преодоления трудностей по изменению окружающего мира.
- Освоение учащимися определенных способов действия в повседневных условиях и опасных ситуациях.
- Освоение учащимися определенных способов действия в повседневных условиях и опасных ситуациях.
- Развитие навыков дисциплины, здорового образа жизни и норм поведения.

5.2. Ожидаемые результаты от педагогов

- Реализация принципа вариативности программ, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.
- Умение осуществлять задачи с учетом принципов личностно-ориентированного развития детей.
- Создание психологического комфорта в работе с детьми, подготовка актива для реализации программы в своих коллективах.

5.3. Критерии оценки результативности программы

Оценка результативности программы осуществляется через анализ такого показателя, как "патриотизм и гражданственность". Критериями патриотизма и гражданственности являются: социальная и творческая активность, гражданское мужество, правдолюбие, демократизм, интернационализм, независимость убеждений, принципиальность, прогрессивность взглядов, знание истории Отечества и любовь к своей стране.
Успешная реализация программы будет способствовать распространению опыта и его внедрению в городах Российской Федерации с учетом их исторических, культурных и социальных особенностей. Реализация программы будет осуществляться системой конкретных мер нормативно-правового, кадрового, научного, программно-методического и информационного обеспечения во взаимодействии с заинтересованными предприятиями, ведомствами, учреждениями и организациями.


Приложение

Модель выпускника начальной школы

Эстетическая ступень развития:
- умение видеть и понимать красоту окружающего мира, стремление беречь, защищать природу;
- приобщение к миру искусства края, знание творчества родных поэтов, писателе, художников.
Физическая ступень развития:
- желание укреплять свое здоровье, привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены;
- знание народных игр и умение их организовывать.
Коммуникативная ступень развития:
- умение слушать и слышать других, умение устанавливать контакты со сверстниками;
- умение управлять своим поведением и чувствами, владение основными навыками этикета;
- соотнесение своих поступков с социально-ценностными нормами.
Духовно - нравственная ступень развития:
- обладание такими качествами, как любовь к матери, семье, дому, своей Родине;
- доброта, внимание к окружающим людям, честность, отзывчивость, уважительное отношение к представителям других наций и народностей.
Трудовая ступень развития:
- желание участвовать в трудовых делах класса, оказывать помощь близким и незнакомым людям;
- наличие коллективистских начал, стремление к взаимопомощи.
Познавательная ступень развития:
- стремление к расширению кругозора;
- познавательный интерес к окружающему миру, истории и культуре своей Родины;
- знания, умения, навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике ученика и требованиям учебных стандартов.

Модель выпускника основной школы

Духовно-нравственная ступень развития:
- осознанная любовь к людям, к родному дому, матери, семье, близким;
- чуткость, тактичность, уважение к своей родине России;
- осмысление понятий честь, долг, целеустремленность, гражданственность;
- социальная активность, нравственная убежденность.
Эстетическая ступень развития:
- потребность в чтение классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность;
- стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты.
Трудовая ступень развития:
- умение работать в коллективе;
- бережное отношение к имуществу;
- умение применять трудовые знания на практике;
- сформированность чувства долга, ответственности, способности к адекватной оценке своих возможностей.
Познавательная ступень развития:
- знания, умения, навыки, соответствующие личностным потребностям школьника, в том числе знание о России и регионе;
- знание широкого спектра профессиональной деятельности человека, культура мышления.
Физическая ступень развития:
- осознанная потребность в укреплении своего здоровья, выполнение правил здорового образа жизни;
- знание основ народной медицины, желание заниматься в различных спортивных секциях.
Коммуникативная ступень развития:
- умение критически осмысливать свои поступки, анализировать отношения со сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс;
- управление своим поведением;
- способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях.

Модель выпускника средней школы

Физическая ступень развития:
- готовность вести здоровый, физически активный образ жизни, сознательное отношение к своему здоровью;
- умение использовать в жизни национальные традиции здоровья;
- стремление к достижению личных спортивных результатов.
Трудовая ступень развития:
- осмысленное и осознанное профессиональное самоопределение;
- готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе;
- способность к конструктивной, научной организации труда;
- критичность, оптимизм, мобильность.
Познавательная ступень развития:
- развитый интеллект, культура ума, научное миропонимание, творческое мышление;
- сформированность мотивов и познавательных интересов, потребность в продолжении образования и самообразования.
Трудовая ступень развития:
- осмысленное и осознанное профессиональное самоопределение;
- готовность к трудовой деятельности и самореализации в обществе;
- способность к конструктивной, научной организации труда;
- критичность, оптимизм, мобильность.
Коммуникативная ступень развития:
- умение выполнять роль в коллективе, устанавливать контакты, уважать иные вкусы, привычки, обычаи;
- высокая социальная адаптированность.
Эстетическая ступень развития:
- потребность вносить прекрасное в учебную, трудовую, досуговую деятельность, в отношения с окружающими людьми;
- овладение основами мировой культуры, знание достижений художественного творчества России и Татарстана.
Духовно-нравственная ступень развития:
- осознанная гражданская позиция;
- чувство гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину;
- гуманистическое отношение к другим народам и человечеству;
- преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru