Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Документ

действует

по 31 декабря 2010 года.




КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

СОГЛАШЕНИЕ
от 18 декабря 2009 года

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТОМ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КАБИНЕТОМ МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ПОЛИТИКИ И РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА 2010 ГОД

Федерация профсоюзов Республики Татарстан от лица республиканских объединений профсоюзов (далее - Профсоюзы), Координационный совет объединений работодателей Республики Татарстан от лица республиканских работодателей (далее - Работодатели), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее - Правительство), далее именуемые Сторонами, заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Татарстан "Об органах социального партнерства в Республике Татарстан" настоящее Республиканское соглашение о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2010 год (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия по их реализации в 2010 году.
Стороны в предстоящий период в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение социально-экономической политики, направленной на повышение качества жизни работников и их семей, рост производительности труда, стабильную занятость и повышение гибкости рынка труда, безопасность рабочих мест на основе повышения устойчивого функционирования и инновационного развития экономики.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны признают целесообразным заключение отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом Соглашение рассматривается Сторонами как основа для переговоров при заключении коллективных договоров и соглашений на разных уровнях социального партнерства.
Стороны в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.
Для достижения поставленных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства:

1. ЭКОНОМИКА И РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. В целях реализации настоящего Соглашения Стороны обязуются добиваться создания благоприятных условий для развития отечественного производства товаров и услуг, предпринимательства, укрепления экономического и финансового положения организаций.
Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих сохранение и развитие конкурентоспособности национальной экономики на основе учета долгосрочных стратегических интересов экономического развития, повышения благосостояния населения, развития конкуренции на рынках товаров и услуг, обеспечения эффективной защиты прав собственности, повышения эффективности государственного управления.

ПРОФСОЮЗЫ:

1.2. Участвуют совместно с работодателями в разработке мероприятий, направленных на сохранение и развитие производственного потенциала в организациях, рост производительности труда.
1.3. Содействуют устойчивой деятельности организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, повышению профессионализма и деловой активности работников.
1.4. Способствуют адаптации молодых специалистов в организациях.
1.5. Содействуют через представительства в органах управления организаций принятию обоснованных решений в экономической политике организаций, а также в размещении информации о предложениях по продаже и закупке сырья, материалов, комплектующих, а также о перечне выполняемых (оказываемых) ими работ (услуг) в электронной товарно-информационной системе Республики Татарстан (ЭТИС), размещенной в сети Интернет на сайте www.tattis.ru.
1.6. Участвуют в принятии и реализации антикризисных программ.
1.7. Добиваются увеличения количества заключаемых коллективных договоров, в том числе в субъектах малого предпринимательства.
1.8. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве организаций.

РАБОТОДАТЕЛИ:

1.9. Обеспечивают сохранение производственного потенциала организаций республики и создание условий для его роста.
1.10. Способствуют разработке и реализации энергосберегающих проектов в организациях.
1.11. Организуют размещение информации о своих предложениях по продаже и закупке сырья, материалов, комплектующих, а также о перечне выполняемых (оказываемых) ими работ (услуг) в электронной товарно-информационной системе Республики Татарстан (ЭТИС).
1.12. Принимают меры по развитию внутриреспубликанской и межрегиональной производственной кооперации, аутсорсинга.
1.13. Содействуют привлечению частных, в том числе зарубежных, инвестиций в области предпринимательства и малого бизнеса.
1.14. Способствуют распространению положительного опыта работы предприятий по повышению объемов производства, освоению и выпуску конкурентоспособной продукции, внедрению новых технологий, повышающих качество продукции и снижающих ее себестоимость.
1.15. Организуют научно-технические семинары, выставки, рекламные кампании, презентации товаров и услуг республиканских организаций, коллективные экспозиции на выставках в Российской Федерации и за рубежом.
1.16. Осуществляют экспертизу и участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти, решений министерств и ведомств Республики Татарстан, касающихся производственной и социально-экономической деятельности организаций.

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

1.17. Содействует экономическому росту и повышению конкурентоспособности экономики, в том числе путем:
проведения структурных реформ и содействия модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги;
развития кластеров в сферах автомобилестроения, нефтехимии, энергетики, информационных технологий с целью накопления их потенциала для последующего толчка в развитии в посткризисный период;
создания условий для развития малого и среднего бизнеса, самозанятости, в том числе посредством упреждающей подготовки индустриальных площадок для малого бизнеса;
внедрения эффективных механизмов стимулирования инвестиций и инноваций;
мониторинга и выработки мер государственной поддержки по обеспечению финансовой стабильности деятельности предприятий;
повышения эффективности государственного управления с целью устранения административных барьеров.

2. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

2.1. В целях проведения согласованной политики по обеспечению сохранения уровня и качества жизни, недопущения снижения реальной заработной платы работников, восстановления ее роли в мотивации высокопроизводительного труда, формирования доходов и их защиты Стороны считают необходимым:
обеспечивать своевременность выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности;
обеспечивать реализацию Закона Республики Татарстан "О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан";
принимать меры по сокращению числа работников, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;
разрабатывать и реализовывать меры по ликвидации задолженности по выплате заработной платы в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

ПРОФСОЮЗЫ:

2.2. Добиваются ухода от "серых" форм оплаты труда на предприятиях и в организациях.
2.3. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, в том числе за полнотой начисления и своевременностью выплаты заработной платы.
2.4. Содействуют включению в коллективные договоры и соглашения обязательств по установлению минимального уровня оплаты труда, принятию мер по доведению размера минимальной заработной платы до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан, соблюдению сроков выплаты заработной платы и ее индексации.
2.5. Добиваются доведения доли тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников реального сектора экономики до уровня не ниже 50 процентов.
2.6. Содействуют реализации трудовых прав, в том числе на получение заработной платы, работников организаций, находящихся в процедуре банкротства.
2.7. Оказывают бесплатную консультативную помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, представляют их интересы при разрешении трудовых споров (конфликтов).

РАБОТОДАТЕЛИ:

2.8. Осуществляют регулирование оплаты труда работников посредством заключения и реализации коллективных договоров с учетом настоящего Соглашения и отраслевых тарифных соглашений.
2.9. Принимают меры по:
обеспечению своевременной выплаты заработной платы, ее индексации, недопущению использования форм оплаты труда, не предусмотренных действующим законодательством;
доведению минимальной заработной платы в реальном секторе экономики до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи. По отдельным предприятиям, финансово-экономическое состояние которых не позволяет повысить минимальную заработную плату до указанного уровня, в коллективных договорах и (или) соглашениях определяются конкретные меры и сроки по доведению минимальной заработной платы до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан;
установлению доли тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников реального сектора экономики в размере не ниже 50 процентов.
2.10. Принимают меры по погашению имеющейся задолженности по заработной плате. В случае несвоевременной выдачи заработной платы обеспечивают индексацию невыплаченной заработной платы в размере, предусмотренном коллективным договором, но не ниже установленного действующим законодательством.
2.11. При всех изменениях систем и форм оплаты труда учитывают мнение выборного органа первичной профсоюзной организации.
2.12. Не допускают необоснованно высокой дифференциации заработной платы работников.

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

2.13. Обеспечивает своевременную выплату и индексацию заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий, пособий и социальных выплат, предусмотренных законодательством.
2.14. Обеспечивает разработку и поэтапное внедрение отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы в целях последовательного приближения ее размеров к уровню заработной платы в производственных видах деятельности.
2.15. Осуществляет мониторинг соблюдения минимального размера оплаты труда в организациях бюджетной сферы и принимает меры оперативного реагирования в случаях нарушения трудового законодательства.
2.16. Принимает меры по ограничению роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства и достижению адекватного уровня социальной поддержки граждан.

3. ЗАНЯТОСТЬ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА

3.1. В целях реализации активной политики занятости Стороны Соглашения считают необходимым:
участвовать в разработке и реализации республиканской и муниципальных целевых программ содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по стабилизации рынка труда;
оказывать содействие в разработке социальных планов и планов развития персонала организаций, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, повышение конкурентоспособности работников на рынке труда за счет установления организациями дополнительных социальных льгот для высвобождаемых работников, организации их опережающего обучения, содействия в трудоустройстве.

ПРОФСОЮЗЫ:

3.2. Информируют работников организаций об изменениях, происходящих в трудовом законодательстве.
3.3. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в вопросах найма, увольнения, сокращения численности или штата работников, введения режимов неполной занятости, предоставления льгот и гарантий в процессе высвобождения, реорганизации, ликвидации организаций.
3.4. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на сохранение, увеличение объемов производства, числа рабочих мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, а также мероприятий по профессиональной подготовке, повышению квалификации работников, в том числе за счет внутрипроизводственного обучения.
3.5. Концентрируют внимание на недопущении фактов дискриминации по половому, возрастному признакам, административного давления (сокращение, увольнение, административные отпуска).

РАБОТОДАТЕЛИ:

3.6. Способствуют сохранению занятости в организациях, созданию новых рабочих мест.
3.7. При необходимости в полном объеме и своевременно используют комплекс мер, предусмотренных государством для снижения напряженности на рынке труда, по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, опережающего профессионального обучения работников.
3.8. Не допускают нарушения норм трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, введении режима неполной занятости работников.
3.9. Включают в коллективные договоры положения, предусматривающие дополнительные социальные гарантии для сокращаемых работников организаций, а также возможность прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников, в том числе намеченных к высвобождению.
3.10. Обеспечивают выполнение установленной в соответствии с нормативными правовыми актами квоты для приема на работу инвалидов и несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет.
3.11. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы в установленном законодательством порядке с учетом мнения профсоюзной организации.
3.12. Участвуют в организации временных рабочих мест для безработных граждан и несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
3.13. Представляют в центры занятости населения информацию о потребности в работниках (наличии вакантных рабочих мест, должностей), о введении режима неполного рабочего времени в соответствии с установленным законодательством порядком.
3.14. Осуществляют меры по подготовке и повышению квалификации персонала.

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

3.15. Осуществляет разработку и реализацию государственных программ подготовки и переподготовки кадров по профессиям, востребованным в экономике республики.
3.16. Участвует в формировании кадрового резерва топ-менеджеров.
3.17. Принимает меры по обеспечению дополнительных гарантий при трудоустройстве категорий лиц, предусмотренных Законом Республики Татарстан "О реализации государственной политики в области содействия занятости населения в Республике Татарстан".
3.18. Принимает меры по упорядочению привлечения и использования иностранной рабочей силы в пределах установленной федеральным законодательством компетенции.
3.19. Информирует население и работодателей через средства массовой информации, иными методами об изменениях в законодательстве о занятости, о состоянии рынка труда, наличии свободных мест, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации, а также профессиях (специальностях), пользующихся устойчивым спросом у работодателей.
3.20. Реализует и финансирует мероприятия по содействию занятости населения, направленные на повышение уровня занятости населения.
3.21. Содействует созданию новых рабочих мест в организациях различных организационно-правовых форм с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития республики.
3.22. Организует проведение мероприятий по повышению трудовой мотивации учащихся образовательных учреждений.
3.23. Принимает меры по трудоустройству по специальности выпускников учреждений профессионального образования.
3.24. Содействует органам местного самоуправления в реализации установленного законодательством права участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и других мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

4. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

4.1. Рассматривая охрану труда и экологическую безопасность как приоритетные направления своего сотрудничества, Стороны считают необходимым:
осуществлять меры по разработке и реализации республиканских, муниципальных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда;
повышать эффективность государственного и общественного контроля над охраной труда, соблюдением его безопасности и охраной окружающей среды;
добиваться снижения числа несчастных случаев, уровня травматизма и профессиональных заболеваний в организациях;
рекомендовать внедрение на предприятиях и в организациях ГОСТа 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования";
совершенствовать формы, методы обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профактива по вопросам охраны труда;
осуществлять меры по повышению уровня информированности работников и населения о состоянии производственной и окружающей природной среды, о радиационной обстановке;
обращать особое внимание на своевременное возмещение вреда, причиненного здоровью работника трудовым увечьем или профзаболеванием, социальное страхование всех работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ПРОФСОЮЗЫ:

4.2. Осуществляют общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда посредством созданных в этих целях технических и правовых инспекций труда, избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.
4.3. Добиваются обязательного включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, улучшение условий и охраны труда.
4.4. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда и членов комитетов (комиссий) по охране труда.
4.5. Осуществляют проверки состояния условий и охраны труда, выполнение обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
4.6. Способствуют снижению числа несчастных случаев, уровня травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.
4.7. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда в организациях.
4.8. Защищают интересы работников (в том числе в судебных органах), пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимают участие в расследовании несчастных случаев.

РАБОТОДАТЕЛИ:

4.9. Обеспечивают выполнение государственных нормативных требований охраны труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности создание безопасных условий труда работников.
4.10. Организуют работу службы охраны труда, внедряют и совершенствуют систему управления охраной труда в организациях.
4.11. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников и средства на их финансирование;
проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
обеспечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;
обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проведение за счет собственных средств предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, в том числе работающих в техногенно опасных производствах и транспортных организациях, на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
4.12. Создают условия для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и правил по охране труда, организуют их обучение.
4.13. Принимают меры по обновлению производственных фондов, технологического оборудования, машин и механизмов.
4.14. Проводят административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

4.15. Проводит анализ и оценку состояния условий и охраны труда в организациях республики, разрабатывает меры по их улучшению.
4.16. Разрабатывает и обеспечивает реализацию республиканских целевых программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях республики.
4.17. Обеспечивает функционирование системы обучения по охране труда работодателей, специалистов и лиц, ответственных за обеспечение безопасности труда, в учебных центрах республики.
4.18. Осуществляет государственную экспертизу условий труда, правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.19. Организует проведение целевых совещаний-семинаров, смотров-конкурсов по охране труда, дней охраны труда с целью пропаганды передового опыта по созданию безопасных условий труда, профилактики рисков производственного травматизма и профзаболеваний работников.
4.20. Организует работу по контролю за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.
4.21. Совершенствует систему государственного управления охраной труда и способствует созданию соответствующих служб в министерствах и ведомствах.

5. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ И НАСЕЛЕНИЯ

5.1. Стороны Соглашения считают необходимым обеспечить соблюдение прав граждан на социальную защиту и признают приоритетными следующие задачи:
обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, создание эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем - социальной ипотеки, предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством;
принятие согласованных мер по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции;
проведение согласованной политики в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов;
содействие привлечению субъектов малого и среднего бизнеса в социальную сферу;
содействие распространению опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом имуннодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний;
содействие реализации мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства, социальную поддержку женщин и лиц с семейными обязанностями, а также работающих инвалидов и ветеранов труда;
совершенствование механизмов правового, экономического, политического характера, способствующих развитию социальной ответственности бизнеса.

ПРОФСОЮЗЫ:

5.2. Принимают участие в разработке и реализации социально направленных планов и программ организаций.
5.3. Предусматривают в отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашениях и коллективных договорах обязательства по установлению мер поощрения лиц, ведущих здоровый образ жизни, работников без вредных привычек, в том числе отказавшихся от табакокурения, ответственных лиц за проведение физкультурной работы в организациях, а также выделению помещений для занятий физической культурой.
5.4. Добиваются выделения организациями необходимых средств на поддержку работающих многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников - пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников и их детей.
5.5. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению работников и их детей.
5.6. Добиваются закрепления в коллективных договорах обязательств работодателей, направленных на улучшение жилищных условий работников.
5.7. Обеспечивают общественный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Проводят информационную работу по разъяснению основных положений федерального законодательства по внедрению страховых принципов финансирования обязательного социального страхования.
5.8. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения, в том числе работников бюджетных организаций.
5.9. Добиваются включения в соглашения и коллективные договоры обязательств, связанных с реализацией программы государственного софинансирования пенсии.
5.10. Представляют права, интересы членов профсоюзов в судебных, государственных и других органах, способствуют организации и деятельности комиссий по трудовым спорам в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

РАБОТОДАТЕЛИ:

5.11. Содействуют разработке социальных планов и программ на предприятиях и их практической реализации, в том числе в части негосударственного пенсионного обеспечения.
5.12. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на финансирование социально-оздоровительных мероприятий по согласованию с профсоюзными комитетами.

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

5.13. Повышает адресность мер социальной поддержки малоимущих категорий населения.
5.14. Обеспечивает своевременную индексацию мер социальной поддержки, осуществляемых в денежной форме, семьям с детьми и другим малообеспеченным категориям населения.
5.15. Создает условия для развития малого бизнеса в социальной сфере в целях формирования конкурентной среды и обеспечения повышения качества услуг.
5.16. Обеспечивает финансирование и организацию санаторно-курортного лечения в сумме не менее 89,5 млн рублей следующих категорий граждан:
работников бюджетной сферы;
малоимущих граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках оказания государственной социальной помощи.
5.17. Способствует развитию системы ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения республики и увеличения объемов жилищного строительства.
5.18. Оказывает государственную поддержку молодым семьям в улучшении жилищных условий в рамках реализации федеральных и региональных жилищных программ.
5.19. Разрабатывает программу оздоровления, отдыха и занятости детей и молодежи на 2010 год и обеспечивает ее реализацию с участием организаций в финансировании загородных детских оздоровительных, студенческих, палаточных и спортивных лагерей.
5.20. Проводит работу, направленную на сохранение и улучшение здоровья населения, обеспечение необходимых условий для эффективного функционирования организаций здравоохранения.
5.21. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам, ветеранам труда и другим категориям граждан, в соответствии с действующим законодательством.
5.22. Реализует комплекс мер, направленных на обеспечение охраны материнства и детства.
5.23. Разрабатывает и реализует комплексные целевые программы по работе с молодежью, обеспечивает государственную поддержку одаренных детей и талантливой молодежи.
5.24. Осуществляет меры по предоставлению гарантированного государством перечня социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе в стационарных учреждениях социального обслуживания, в соответствии с действующим законодательством.
5.25. Проводит работу по содействию формированию и развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения.

6. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

СТОРОНЫ:

6.1. Содействуют внедрению в практику социального партнерства принципов социальной ответственности бизнеса.
6.2. Содействуют заключению территориальных, отраслевых соглашений и коллективных договоров.
6.3. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при подготовке соглашений и коллективных договоров.
6.4. Принимают меры по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров в организациях в соответствии с действующим законодательством.

]]>
6.5. Проводят консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов, проектов целевых программ по социально-экономическим вопросам.
6.6. Проводят совещания, семинары, конференции, "круглые столы" и другие мероприятия в целях совершенствования механизма социального партнерства.

ПРОФСОЮЗЫ:

6.7. Организуют работу по заключению и контролю за выполнением соглашений и коллективных договоров, проводят экспертизу их проектов.
6.8. Оказывают методическую и организационную поддержку городским и районным координационным советам профсоюзных организаций.
6.9. Оказывают юридическую помощь членам профсоюзов в отстаивании трудовых прав и социальных гарантий.
6.10. Способствуют предупреждению индивидуальных и коллективных трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию.
6.11. Содействуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам.
6.12. Обеспечивают информационное сопровождение вопросов социального партнерства в средствах массовой информации и на профсоюзных сайтах.
6.13. Продолжают работу по восстановлению утраченных и созданию новых первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, особенно в негосударственном секторе экономики, создают молодежные комиссии и советы молодых специалистов при профсоюзных комитетах.
6.14. Организуют обучение членов профсоюзов основам социального партнерства на территориальном и отраслевом уровнях, в том числе через учебно-исследовательский центр профсоюзов и школы профсоюзного актива.
6.15. Изучают и обобщают опыт профсоюзных организаций в сфере социального партнерства.
6.16. Добиваются увеличения количества заключаемых коллективных договоров, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.

РАБОТОДАТЕЛИ:

6.17. Принимают меры по расширению числа участников Соглашения, регулярно рассматривают ход выполнения обязательств, принятых членами объединений работодателей в рамках Соглашения. О принимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.
6.18. Содействуют заключению в организациях всех форм собственности коллективных договоров и соглашений в рамках действующего законодательства.
6.19. Способствуют созданию объединений работодателей на отраслевом и территориальном уровнях.
6.20. Участвуют в продвижении и распространении лучшей практики российских и зарубежных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности, этического ведения дел.

ПРАВИТЕЛЬСТВО:

6.21. Обеспечивает информационно-аналитическое и организационное обеспечение работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.22. Информирует в установленном порядке Стороны по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений, анализирует состояние и развитие социального партнерства в сфере труда.
6.23. Координирует вопросы развития социального партнерства в сфере труда на отраслевом и территориальном уровнях, содействует созданию объединений работодателей и профсоюзных организаций.
6.24. Обеспечивает в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров организаций, отраслевых и территориальных соглашений, осуществляет контроль за их выполнением.
6.25. Проводит встречи с профсоюзным активом и работодателями республики для консультирования и информирования по интересующим Стороны вопросам.
6.26. Обеспечивает возможность участия представителей Сторон в работе комиссий и рабочих групп по социально-трудовым вопросам.

7. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

7.1. Стороны договорились об оценке выполнения своих обязательств и эффективности социального партнерства в Республике Татарстан согласно индикаторам, представленным в приложении к настоящему Соглашению.
7.2. Стороны обязуются, основываясь на показателях, приведенных в приложении, рассматривать регулярно (не реже одного раза в полугодие) выполнение обязательств Соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и размещать материалы на официальных сайтах Сторон, а также систематически освещать ход реализации Соглашения в средствах массовой информации.
7.3. В соответствии с принятыми индикаторами Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу обеспечивает Стороны Соглашения соответствующими информационно-статистическими материалами.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Соглашение заключено на 2010 год, вступает в силу с 1 января 2010 года и действует по 31 декабря 2010 года.
8.2. Текст Соглашения публикуется в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", размещается на официальных сайтах Сторон настоящего Соглашения.
8.3. Дополнения и изменения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, предусмотренном для заключения Соглашения.
8.4. Действие настоящего Соглашения распространяется на органы государственной власти Республики Татарстан, объединения работодателей и профсоюзов, которые уполномочили Стороны разработать и подписать настоящее Соглашение, и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан и не заявивших письменно о своем несогласии с его содержанием в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования.
8.5. В случае реорганизации или ликвидации Сторон настоящего Соглашения последнее имеет силу на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.
8.6. Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.
8.7. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
8.8. Стороны в соответствии с законодательством и (или) их уставами несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по Соглашению, непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением Соглашения.
8.9. При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.
8.10. Стороны намерены принять участие во втором полугодии 2010 года в коллективных переговорах по заключению нового соглашения.
8.11. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Совершено в г. Казани 18 декабря 2009 года.

От Правительства:
Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ

От профсоюзов:
Председатель
Федерации профсоюзов
Республики Татарстан
Т.П.ВОДОПЬЯНОВА

От работодателей:
Председатель
Координационного совета объединений
работодателей Республики Татарстан
А.П.ЛАВРЕНТЬЕВ


Приложение
к Республиканскому соглашению
между Федерацией профсоюзов
Республики Татарстан,
Координационным советом объединений
работодателей Республики Татарстан,
Кабинетом Министров
Республики Татарстан
о проведении социально-экономической
политики и развитии
социального партнерства на 2010 год

┌─────────────┬─────────────────────────────────────────────────┬─────────┐
│Ответственная│             Наименование индикатора             │Значение │
│   сторона   │                                                 │ индика- │
│             │                                                 │  тора   │
├─────────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│РАБОТОДАТЕЛИ │Реальная среднемесячная заработная плата         │         │
│             │работников предприятий:                          │         │
│             │добычи полезных ископаемых;                      │  91,8   │
│             │обрабатывающих производств;                      │  89,5   │
│             │производства и распределения электроэнергии, газа│         │
│             │и воды                                           │         │
│             │в сравнении с предыдущем годом, %                │  103,0  │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля работающих на предприятиях и в организациях │  23,0   │
│             │негосударственного сектора экономики, имеющих    │         │
│             │среднюю начисленную заработную плату ниже        │         │
│             │минимального потребительского бюджета на члена   │         │
│             │типовой семьи (на конец периода), в общей        │         │
│             │численности работающих на предприятиях и в       │         │
│             │организациях негосударственного сектора          │         │
│             │экономики Республики Татарстан, %                │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля работающих на предприятиях и в организациях │   0,1   │
│             │негосударственного сектора экономики, имеющих    │         │
│             │среднюю начисленную заработную плату ниже        │         │
│             │прожиточного минимума (на конец периода), в      │         │
│             │общей численности работающих на предприятиях и в │         │
│             │организациях негосударственного сектора          │         │
│             │экономики Республики Татарстан, %                │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Число человеко-дней нетрудоспособности в         │  54,7   │
│             │расчете на одного пострадавшего в связи с        │         │
│             │производственными увечьями и травмами            │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Удельный вес работников, занятых в условиях      │  22,5   │
│             │труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим│         │
│             │нормам, %                                        │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Число пострадавших на производстве, человек на   │  1,55   │
│             │1000 работающих                                  │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Индекс промышленного производства                │  102,0  │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Создание новых рабочих мест в промышленности,    │   1,5   │
│             │торговле и сфере услуг, тысяча мест              │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Отношение среднемесячной заработной платы в      │  110,0  │
│             │промышленности к среднемесячной заработной плате │         │
│             │в целом по Республике Татарстан, %               │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Темп роста выработки на одного работающего в     │  108,0  │
│             │промышленности, %                                │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Темп роста производительности труда по видам     │         │
│             │экономической деятельности (добавленной          │         │
│             │стоимости на одного занятого) в сопоставимых     │         │
│             │ценах, %:                                        │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │добыча полезных ископаемых                       │  108,5  │
│             │обрабатывающие производства                      │  102,6  │
│             │производство и распределение электроэнергии, газа│  101,0  │
│             │и воды                                           │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Удельный вес рабочих мест, прошедших аттестацию  │  60,0   │
│             │по условиям труда, %                             │         │
│             ┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Выполнение квоты по трудоустройству инвалидов, % │   100   │
├─────────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ПРОФСОЮЗЫ    │Удельный вес работников, занятых в условиях      │  22,5   │
│             │труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим│         │
│             │нормам, %                                        │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Число пострадавших на производстве, человек на   │  1,55   │
│             │1000 работающих                                  │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Темп роста выработки на одного работающего в     │  108,0  │
│             │промышленности, %                                │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Темп роста производительности труда по видам     │         │
│             │экономической деятельности (добавленной          │         │
│             │стоимости на одного занятого) в сопоставимых     │         │
│             │ценах, %:                                        │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │добыча полезных ископаемых                       │  108,5  │
│             │обрабатывающие производства                      │  102,6  │
│             │производство и распределение электроэнергии, газа│  101,0  │
│             │и воды                                           │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля нарушений, устраненных работодателями, в    │  91,0   │
│             │общем количестве выявленных профсоюзными         │         │
│             │инспекторами нарушений, %                        │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Увеличение числа коллективных договоров,         │   5,0   │
│             │заключенных в субъектах малого                   │         │
│             │предпринимательства, с участием первичных        │         │
│             │профсоюзных организаций, % к предыдущему году    │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля работающих, имеющих среднюю начисленную     │   0,2   │
│             │заработную плату ниже прожиточного минимума, в   │         │
│             │общей численности работающих на предприятиях и   │         │
│             │организациях Республики Татарстан, %             │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля работающих на предприятиях и в              │  60,0   │
│             │организациях, включая субъекты малого            │         │
│             │предпринимательства, охваченных коллективными    │         │
│             │договорами, заключенными с первичными            │         │
│             │профсоюзными организациями, %                    │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Наличие комитетов (комиссий) по охране труда на  │  97,0   │
│             │предприятиях и в организациях, имеющих первичные │         │
│             │профсоюзные организации, %                       │         │
├─────────────┼─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│КАБИНЕТ      │Уровень регистрируемой безработицы (на конец     │   3,1   │
│МИНИСТРОВ    │периода), %                                      │         │
│РЕСПУБЛИКИ   ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│ТАТАРСТАН    │Объем ВРП на душу населения, тыс. рублей         │  251,9  │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Темп прироста ВРП в сопоставимых ценах к         │   2,4   │
│             │предыдущему году, %                              │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Соотношение доходов 10% наиболее и наименее      │  13,5   │
│             │обеспеченного населения, раз                     │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля населения с денежными доходами ниже         │  11,4   │
│             │прожиточного минимума, %                         │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Реальная среднемесячная начисленная заработная   │  98,5   │
│             │плата работников в целом по Республике Татарстан │         │
│             │в сравнении с предыдущим годом, %                │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Среднемесячная продолжительность поиска работы   │   5,5   │
│             │лицом, зарегистрированным в качестве             │         │
│             │безработного, месяцев                            │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Индекс потребительских цен (среднегодовой), %    │  110,7  │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля работающих в бюджетных учреждениях, имеющих │   0,4   │
│             │среднюю начисленную заработную плату ниже        │         │
│             │прожиточного минимума, в общей численности       │         │
│             │работающих в бюджетных учреждениях Республики    │         │
│             │Татарстан, %                                     │         │
│             ├─────────────────────────────────────────────────┼─────────┤
│             │Доля работающих в бюджетных учреждениях, имеющих │  45,0   │
│             │среднюю начисленную заработную плату ниже        │         │
│             │потребительского бюджета, в общей численности    │         │
│             │работающих в бюджетных учреждениях Республики    │         │
│             │Татарстан, %                                     │         │
└─────────────┴─────────────────────────────────────────────────┴─────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru