Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 17 декабря 2009 г. № 2576

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПИСКИ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Управление Росздравнадзора по Республике Татарстан доводит до сведения, что действующими нормативно-правовыми документами регламентирован порядок назначения лекарственных средств и выписки рецептов при организации амбулаторного лечения больных (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания"). Также на уровне Минздравсоцразвития РФ отрегулирован вопрос организации отпуска лекарственных средств из аптечных учреждений (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2005 № 785 "О порядке отпуска лекарственных средств").
Вместе с тем, несмотря на широкое обсуждение общественностью возможных последствий самолечения, в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий систематически выявляются нарушения Правил отпуска лекарственных средств рецептурного ряда из аптечных учреждений Республики Татарстан, что противоречит требованиям п. 2.1 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2005 № 785 "О порядке отпуска лекарственных средств".
В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416, нарушения в части отпуска лекарственных средств из аптечных учреждений относятся к грубым и являются основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Управление Росздравнадзора по Республике Татарстан имеет опыт привлечения юридических лиц к административной ответственности при выявлении фактов отпуска лекарственных средств без рецепта врача.
Существующая проблема безрецептурного отпуска напрямую связана с вопросами организации выписки лекарственных средств амбулаторно-поликлиническими учреждениями.
Среди врачей распространена практика оформления назначенной лекарственной терапии на листах бумаги или на рецептурных бланках без заполнения всех предусмотренных полей. Речь идет о выписывании лекарственных средств, не подлежащих предметно-количественному учету, не входящих в льготные перечни, но в то же время не разрешенных к отпуску из аптек без рецепта врача. Данные лекарственные средства должны выписываться на рецептурных бланках формы 107-1/у (приложения № № 5, 6 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.02.2007 № 110).
Согласно п. 1.1 Инструкции о порядке выписывания лекарственных средств и оформления рецептов, утвержденной указанным Приказом, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, назначаются лекарственные средства и выписываются рецепты на них.
Кроме того, приложением № 11 указанного выше Приказа утверждена форма журнала учета в ЛПУ формы 107-1/у "Рецептурный бланк", который также должен вестись в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Однако, как показывает надзорная практика, требования Приказа Минздравсоцразвития, регулирующего основные вопросы назначения и выписки лекарственных средств, не выполняются в полном объеме всеми медицинскими учреждениями.
В связи с изложенным предлагаем руководителям медицинских учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению:
1. обеспечить выполнение действующих нормативных документов, регулирующих вопросы организации назначения и выписки лекарственных средств;
2. усилить контроль за назначением и выпиской рецептов на лекарственные средства в соответствии с действующими нормативными документами;
3. обеспечить необходимый запас рецептурных бланков, в том числе формы 107-1/у.
Одновременно обращаем внимание на недопущение организации лечебного процесса (диагностика, назначение, выписка лекарственных средств и т.д.) с учетом интересов сторонних компаний, лоббирующих продвижение конкретных товаров и услуг.
Факты финансовой поддержки врачей, в частности фармацевтическими компаниями (денежные поощрения, организация выезда за границу за счет компаний и т.д.), могут быть расценены как элемент коррупции, которая соответствующим образом преследуется Законом.

Руководитель
Р.С.САФИУЛЛИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru