Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июня 2008 г. № 5-О

ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНИНА Р.С.КАРАМУЛЛИНА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЯМИ ВТОРОЙ
И ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 46 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 16 ЯНВАРЯ 2003 ГОДА № 3-ЗРТ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
заслушав заключение судьи А.Г.Гатауллина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина Р.С.Карамуллина,

установил:

1. Гражданин Р.С.Карамуллин обратился в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод положениями частей второй и третьей статьи 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" (в редакции от 6 декабря 2006 года), согласно которым лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пунктах 1 и (или) 9 части первой статьи 32 названного Закона, которые вышли на государственную пенсию по старости (инвалидности) до 1 февраля 2003 года и которым пенсия за выслугу лет не назначена, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных частями третьей и четвертой настоящей статьи (часть вторая); данные лица имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом при наличии необходимого для назначения пенсии за выслугу лет стажа работы (службы) на должностях, указанных в статье 32 настоящего Закона. При этом стаж работы (службы) в Республике Татарстан на должностях, перечисленных в пунктах 1 и (или) 9 части первой статьи 32 настоящего Закона, должен составлять не менее 10 лет (часть третья).
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан отказало Р.С.Карамуллину в назначении государственной пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием у него требуемого согласно части третьей статьи 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" десятилетнего стажа работы (службы) на должностях, перечисленных в пунктах 1 и (или) 9 части первой статьи 32 настоящего Закона. Как следует из данного ответа, в указанный десятилетний стаж государственной службы заявителя включена работа в должности правового инспектора Татарского областного Совета профсоюзов, которая составляет 5 лет 6 месяцев 13 дней.
Однако, по мнению Р.С.Карамуллина, в стаж государственной службы, необходимый для назначения ему пенсии за выслугу лет, должен быть включен также период его службы в рядах Советской Армии по призыву с 29 ноября 1957 года по 29 июля 1960 года, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" из расчета один день военной службы за два дня работы и составляющий, таким образом, 5 лет 4 месяца, а также период работы заявителя в должности следователя прокуратуры Дзержинского района города Перми с 8 июля 1967 года по 15 сентября 1971 года - 4 года 2 месяца 7 дней. С учетом указанных периодов его стаж государственной службы в Республике Татарстан, как утверждает заявитель, составляет 15 лет.
Гражданин Р.С.Карамуллин считает, что оспариваемые положения, в силу которых в требуемый десятилетний стаж государственной службы в Республике Татарстан не включается служба в рядах Советской Армии по призыву и работа в должности следователя прокуратуры, противоречат статьям 21 (часть 3), 24 (часть 1), 28 (часть 2), 54 (часть 1), 58 (часть 2), 63 (часть 1) Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с оспариваемым положением лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пунктах 1 и (или) 9 части первой статьи 32 Закона Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) до 1 февраля 2003 года, к которым относится и заявитель Р.С.Карамуллин, имеют право на получение пенсии за выслугу лет при наличии 15-летнего стажа работы (службы) на должностях, указанных в статье 32 настоящего Закона. В соответствии с данной нормой в указанный 15-летний стаж государственной службы включаются в том числе период прохождения военной службы и период замещения на постоянной основе должностей прокурорских работников (пункты 3 и 6 части первой статьи 32). Следовательно, указанные заявителем периоды прохождения военной службы по призыву и работы в должности следователя прокуратуры включаются в его общий стаж государственной службы.
Вместе с тем наряду с общими условиями назначения пенсии за выслугу лет для указанной категории лиц Законом Республики Татарстан "О государственной гражданской службе Республики Татарстан" предусмотрено дополнительное условие, согласно которому для назначения пенсии за выслугу лет такие лица должны иметь стаж работы (службы) не менее 10 лет на должностях, исчерпывающим образом указанных в пунктах 1 и (или) 9 части первой статьи 32 данного Закона. К ним относятся периоды замещения на постоянной основе государственных должностей Республики Татарстан и должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, иных государственных должностей в государственных органах Республики Татарстан (Татарской АССР), а также должностей руководителей, специалистов, служащих, выборных должностей в аппаратах республиканских партийных и профсоюзных органов до 26 октября 1990 года включительно (пункты 1 и 9 части первой статьи 32). Это означает, что в составе 15-летнего общего стажа государственной службы, требуемого по Закону для назначения пенсии за выслугу лет, не менее 10 лет должно приходиться на работу (службу) в Республике Татарстан.
Установление дополнительного требования в отношении указанных категорий лиц является дискреционным полномочием законодателя, основанным на положении статьи 54 (часть 2) Конституции Республики Татарстан, согласно которому государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются Законом.
Как указал Конституционный суд Республики Татарстан (Постановление от 17 апреля 2007 года № 24-П), принцип равенства, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации и статье 28 Конституции Республики Татарстан, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным категориям. Такие различия, основанные на отдельных требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111, не считаются дискриминацией. На это обстоятельство обращал внимание и Конституционный Суд Российской Федерации (Определения от 1 июля 1998 года № 84-О, от 3 октября 2002 года № 233-О). Такой подход в полной мере распространяется и на правовое регулирование государственной гражданской службы, в том числе на условия назначения пенсии за выслугу лет бывшим гражданским служащим, которые вышли на государственную пенсию до вступления в силу Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан". Оспариваемое заявителем положение в равной мере распространяется на всех служащих, уволившихся с государственной гражданской службы до принятия данного Закона. В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, если лица, относящиеся к одной и той же категории государственных служащих, поставлены законодателем в одинаковое положение, это не может расцениваться как нарушение конституционного принципа равенства всех перед Законом (Определение от 17 октября 2006 года № 379-О). Следовательно, оспариваемые положения не могут рассматриваться как ограничение, умаление или иное нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку предметом обращения гражданина Р.С.Карамуллина являются положения, относительно которых Конституционным судом Республики Татарстан уже вынесено постановление, сохраняющее свою силу, его жалоба на основании пункта 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не может быть принята к рассмотрению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Р.С.Карамуллина на нарушение его конституционных прав частями второй и третьей статьи 46 Закона Республики Татарстан от 16 января 2003 года № 3-ЗРТ "О государственной гражданской службе Республики Татарстан", поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено Постановление, сохраняющее свою силу.
2. Данное Определение окончательно и обжалованию не подлежит.
3. В силу статьи 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru