Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 февраля 2010 г. № 38-П

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТОВ 1 И 2 СТАТЬИ 5
ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 8 ДЕКАБРЯ 2004 ГОДА № 63-ЗРТ
"ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН"
В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ В.Н.КОЛЧЕРИНОЙ

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Д.А.Алкаевой, Ф.Н.Багаутдинова, А.Л.Васина, А.Г.Гатауллина, Л.А.Гусевой,
с участием гражданки В.Н.Колчериной, обратившейся с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, ее представителя - Х.Г.Зариповой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - заместителя председателя Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по социальной политике В.П.Логинова, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.А.Рослова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан А.А.Ощепкова, полномочного представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - Правительства Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л.Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Ш.Ш.Гафиятуллина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К.Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Татарстан М.Х.Фатыхова, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста-эксперта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан В.Д.Клюкова,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частями пятой и девятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в связи с жалобой гражданки В.Н.Колчериной.
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданки В.Н.Колчериной на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 5 указанного Закона. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявительницей правовые нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н.Багаутдинова, выступления представителя заявительницы - Х.Г.Зариповой, представителя органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - В.П.Логинова, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.А.Рослова, от Государственного Совета Республики Татарстан - А.А.Ощепкова, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Г.Л.Удачиной, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Ш.Ш.Гафиятуллина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К.Крылова, от прокурора Республики Татарстан - М.Х.Фатыхова, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - В.Д.Клюкова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратилась гражданка В.Н.Колчерина с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктами 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан". Заявительница указывает, что проходила службу в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Татарстан и с 1 марта 2008 года получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В период прохождения службы она была награждена ведомственными знаками отличия в службе - медалями МВД Российской Федерации "За отличие в службе" II и III степеней.
9 февраля 2009 года гражданка В.Н.Колчерина обратилась в Управление социальной защиты Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в городе Набережные Челны с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда" и предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что она является пенсионером по выслуге лет и имеет ведомственные знаки отличия в службе. В удовлетворении заявления было отказано на том основании, что заявительнице назначена пенсия за выслугу лет, и поэтому статус ветерана труда и соответствующие меры социальной поддержки ей могут быть установлены при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Гражданка В.Н.Колчерина полагает, что, являясь пенсионером по выслуге лет и имея соответствующие ведомственные знаки отличия в службе, с учетом статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", она имеет право на присвоение звания "Ветеран труда" и пользование соответствующими мерами социальной поддержки. Однако пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", по ее мнению, необоснованно ограничивают, по сравнению с федеральным законодательством, условия присвоения звания ветерана труда, а также основания предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда.
На основании изложенного заявительница просит признать пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" нарушающими ее конституционные права и свободы и не соответствующими статьям 1 (часть 1), 2, 13, 24 (часть 1), 54 (часть 1) Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - демократическое правовое государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность Республики Татарстан; Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; законы Республики Татарстан не должны противоречить Конституции Республики Татарстан; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных Законом.
Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан по настоящему делу являются взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", поскольку они закрепляют для ветеранов труда, получающих пенсии по иным основаниям, чем предусмотрены Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в качестве условия назначения им мер социальной поддержки достижение возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
2. Оспариваемые заявительницей пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" определяют перечень и условия предоставления мер социальной поддержки, являющихся частью социальной защиты, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Конституционный суд Республики Татарстан в Постановлениях от 6 декабря 2006 года № 22-П, от 22 февраля 2007 года № 23-П и от 6 мая 2009 года № 34-П пришел к выводу, что республиканский законодатель, осуществляя правовое регулирование мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе и ветеранов труда, исходил из установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов и реализовал полномочие, принадлежащее ему в силу статей 54 (часть 2) и 75 (пункт 2) Конституции Республики Татарстан. При этом регулирование мер социальной поддержки ветеранов труда осуществлено республиканским законодателем в силу прямого предписания, содержащегося в статье 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ).
Таким образом, принятие оспариваемых положений, регулирующих перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда и условия их предоставления, входит в компетенцию Государственного Совета Республики Татарстан.
3. Согласно статье 13 во взаимосвязи с частью первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан в Республике Татарстан как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом по смыслу части первой статьи 54 Конституции Республики Татарстан социальное обеспечение включает в себя предоставление мер социальной поддержки в случаях и размерах, предусмотренных законом Республики Татарстан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" (в редакции от 22 декабря 2008 года) ветеранам труда, пенсия которым назначена в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предоставляются следующие меры социальной поддержки: ежемесячная денежная выплата в размере 451 рубля; субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан; субсидия в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг по доставке этого топлива; субсидия в размере 50 процентов затрат по абонентской плате за телефон, радио, коллективную антенну; бесплатное зубопротезирование и слухопротезирование по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 данного Закона ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на социальную поддержку в соответствии с настоящей статьей предоставляется по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пунктам 2 и 4 статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, лицам, имевшим звание "Ветеран труда", после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись соответствующие права и льготы; ветеранам труда, получавшим пенсии по иным основаниям либо получавшим пожизненное содержание за работу (службу), такие льготы предоставлялись при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не устанавливалось иное.
С 1 января 2005 года статья 22 указанного Закона действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ и предусматривает, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Указанные меры являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 10 Федерального закона № 5-ФЗ).
Как следует из преамбулы и статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 № 122-ФЗ, при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. В случае избрания субъектом Российской Федерации иного порядка, чем тот, который существовал на 31 декабря 2004 года, субъект Российской Федерации обязан вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие не только сохранение, но и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты указанных категорий граждан.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации положения, ранее содержавшиеся в пунктах 2 и 4 статьи 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) и закреплявшие условия предоставления ветеранам труда прав и льгот, обеспечивали тем самым повышение их социальной защищенности и, следовательно, не могут рассматриваться как ущемляющие какие-либо конституционные права и свободы указанных граждан, включая получателей пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" из числа бывших сотрудников органов внутренних дел (Определение от 21 апреля 2005 г. № 120-О).
Конституционный суд Республики Татарстан, рассматривая нормы Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", регламентирующие предоставление мер социальной поддержки для различных категорий ветеранов, установил, что Республика Татарстан обеспечила соблюдение условий и требований, установленных при передаче правового регулирования с федерального уровня на уровень субъекта Российской Федерации, в том числе и требования о введении эффективных правовых механизмов, обеспечивающих не только сохранение, но и возможное повышение уровня социальной защиты ветеранов (Постановления от 22 февраля 2007 года № 23-П и от 6 мая 2009 года № 34-П).
Данный подход корреспондирует с положениями статьи 12 Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года о том, что государства для осуществления эффективной реализации права на социальное обеспечение обязуются установить и поддерживать, последовательно совершенствовать систему социального обеспечения.
Положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ устанавливают перечень мер адресной социальной поддержки, предоставляемых пенсионерам, которым присвоено звание "Ветеран труда", а также закрепляют условия предоставления данных мер. К таким условиям указанные нормы относят назначение ветерану труда пенсии по Федеральным законам "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" или "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", а в случае назначения пенсии по иному основанию - достижение возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". По своему целевому назначению данные положения Закона направлены на обеспечение мерами социальной поддержки тех пенсионеров, которые относятся к категории ветеранов труда.
Оспариваемые гражданкой В.Н.Колчериной нормы в части, определяющей условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки, воспроизводят положения, которые содержались в статье 22 Федерального закона "О ветеранах" до внесения в нее изменений Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ. Они по своему буквальному содержанию и правовому смыслу не сужают, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, круг ветеранов труда, имеющих право на социальную поддержку, и обеспечивают гарантированный базовый уровень мер социальной поддержки указанных категорий граждан.
Данные нормы также не нарушают принцип равенства прав и свобод в отношении ветеранов труда, гарантированный в соответствии со статьей 28 Конституции Республики Татарстан, так как они в равной мере распространяются на всех ветеранов труда независимо от оснований приобретения ими статуса ветерана труда.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Как следует из содержания указанных положений Закона, они закрепляют перечень категорий лиц, которым присваивается звание ветерана труда. При этом данная норма связывает приобретение статуса ветерана труда, в частности, с таким условием, как наличие у лица соответствующего трудового стажа, и не содержит указания на необходимость достижения лицом пенсионного возраста.
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Оспариваемые положения статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" распространяются только на перечень и условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и не регулируют порядок и условия присвоения данного звания. Тем самым доводы заявительницы о том, что оспариваемые нормы ограничивают ее право на присвоение звания "Ветеран труда", являются необоснованными.
Заявительница, настаивая на предоставлении ей мер социальной поддержки, установленных для ветеранов труда, до достижения возраста, дающего право на пенсию по старости, фактически ставит вопрос о внесении изменения в условия предоставления таких мер ветеранам труда, получающим пенсию за выслугу лет согласно Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Между тем разрешение данного вопроса относится к дискреционным полномочиям законодателя Республики Татарстан.
Таким образом, оспариваемые заявительницей положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" как сохраняющие существовавшие ранее на федеральном уровне условия предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, получающим пенсию за выслугу лет согласно Закону Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", не отменяют и не умаляют право граждан, проходивших службу в указанных органах и получающих пенсию за выслугу лет, на социальное обеспечение и не могут рассматриваться как нарушающие их конституционные права и свободы. Следовательно, положения пунктов 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения" соответствуют Конституции Республики Татарстан.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и шестой статьи 67, статьями 68, 69, 71 и 73, пунктом 1 части первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

постановил:

1. Признать пункты 1 и 2 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан", поскольку они закрепляют для ветеранов труда, получающих пенсии по иным основаниям, чем предусмотрены Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в качестве условия назначения им мер социальной поддержки достижение возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
3. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru