МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 28 декабря 2009 г. № 9980/9
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА
"МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА" В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2009/2010 УЧЕБНОМ ГОДУ
Министерство образования и науки Республики Татарстан информирует, что изучение учебного предмета "Мировая художественная культура" в рамках реализации Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года направлено на формирование устойчивых знаний по отечественной и мировой художественной культуре, понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей; на развитие художественно-эстетического вкуса и чувств; ассоциативно-образного мышления; творческих способностей; адекватного восприятия и критической оценки произведений искусства; уважительного отношения к культурным традициям и поведенческой мотивации различных народов. Изучение мировой художественной культуры предполагает приобретение необходимых навыков для осознанного формирования собственной культурной среды и непрерывного расширения кругозора.
Предмет "Мировая художественная культура" на ступени среднего (полного) общего образования обобщает знания, полученные на уроках предметной области "Искусство" ("Изобразительное искусство" и "Музыка").
Идея непрерывного художественного образования на всех ступенях обучения реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся: от целостного восприятия искусства к углублению в специфику каждого вида искусства и практическую творческую деятельность в курсе "Мировая художественная культура".
На базовом уровне на изучение мировой художественной культуры отводится 70 часов в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. На профильном уровне ("Художественно-эстетический профиль") - 204 часа в X и XI классах по 102 часа, из расчета 3 учебных часа в неделю.
Рекомендуется следующее примерное распределение учебного времени:
+-----------------------------------+-------------------------------------+
¦ Базовый уровень ¦ Профильный уровень ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦ Тематика ¦ Кол-во ¦ Тематика ¦ Кол-во ¦
¦ ¦ часов ¦ ¦ часов ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦ 10 класс ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦Художественная культура¦не менее ¦Происхождение искусства ¦не менее 2 ¦
¦первобытного мира ¦ 2 часов ¦ ¦ часов ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦Художественная культура¦не менее ¦Художественная культура¦не менее 17¦
¦Древнего мира ¦ 5 часов ¦первобытного мира и¦ часов ¦
¦ ¦ ¦древних цивилизаций¦ ¦
¦ ¦ ¦(Месопотамия, Древний¦ ¦
¦ ¦ ¦Египет, Критомикенская¦ ¦
¦ ¦ ¦культура) ¦ ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦Художественная культура¦не менее ¦Художественная культура¦не менее 9 ¦
¦Средних веков ¦ 6 часов ¦Востока (Индия, Китай,¦ часов ¦
¦ ¦ ¦Япония) ¦ ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦Художественная культура¦не менее ¦Художественная культура¦не менее 3 ¦
¦Ренессанса ¦ 9 часов ¦Месамерики ¦ часов ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦Художественная культура¦не менее ¦Античная художественная¦не менее 15¦
¦Христианской Руси ¦ 6 часов ¦культура (Древняя Греция,¦ часов ¦
¦ ¦ ¦Древний Рим,¦ ¦
¦ ¦ ¦раннехристианское ¦ ¦
¦ ¦ ¦искусство) ¦ ¦
+-------------------------+---------+-------------------------+-----------+
¦<*>
Возникновение и¦не менее ¦Художественная культура¦не менее 15¦
¦развитие Мусульманской ¦ 3 часов ¦Средних веков ¦ часов ¦
¦культуры ¦ ¦ ¦ ¦
]]>
При подготовке к уроку возможно использование следующих электронных изданий:
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ № ¦ Наименование диска ¦ CD ¦
¦п/п¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 1 ¦Мировая художественная культура. От¦Ч. 1 - интерактивный материал¦
¦ ¦наскальных рисунков до XVI века ¦для 10 кл. ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 2 ¦Мировая художественная культура. XVII -¦Ч. 2 - интерактивный материал¦
¦ ¦начало XX вв. ¦для 10 - 11 кл. ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 3 ¦Мировая художественная культура.¦Ч. 3 - интерактивный материал¦
¦ ¦Культура стран Древнего и¦для 10 кл. ¦
¦ ¦средневекового Востока ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 4 ¦Эрмитаж. Искусство Западной Европы ¦Интерактивный материал для¦
¦ ¦ ¦10 - 11 кл. ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 5 ¦Художественная энциклопедия¦Интерактивный материал для¦
¦ ¦зарубежного классического искусства ¦лекционных и семинарских¦
¦ ¦ ¦занятий ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 6 ¦Музеи Ватикана ¦Электронная библиотека ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 7 ¦Шедевры русской живописи. От Ф.Грека¦Интерактивный материал для¦
¦ ¦до М.Шагала ¦10 - 11 кл. ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 8 ¦Новейшая энциклопедия классической¦Интерактивный материал¦
¦ ¦музыки ¦(экскурсии по странам,¦
¦ ¦ ¦викторины по муз.¦
¦ ¦ ¦произведениям и др.) ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦ 9 ¦Казань 1005 - 2005 ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦10 ¦Казанский Кремль ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦11 ¦Древняя Казань ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦12 ¦Прогулка по старой Казани ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
¦13 ¦Сабантуй ¦ ¦
+---+---------------------------------------+-----------------------------+
Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН