Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 12 апреля 2010 г. № 3026/10

О РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2009 ГОДУ

Необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования - обеспечение равных стартовых возможностей детей для обучения в начальной школе. Достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста, который позволит ему быть успешным в школе, - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в Российской Федерации. Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации, так как увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам гарантий возможности устройства ребенка в дошкольное учреждение.
Решению этих задач способствует гибкая, многофункциональная система дошкольного образования, обеспечивающая право каждого гражданина на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.
По состоянию на 01.01.2010 в Республике Татарстан функционируют 1903 дошкольных образовательных учреждения (далее - ДОУ), 99,5% из которых - муниципальные.
Тенденция увеличения численности воспитанников в дошкольных учреждениях сохраняется и составляет на сегодняшний день 162,2 тысячи детей (в 2008 г. - 160 тыс.).
Показатель охвата детей дошкольным образованием в целом по республике составляет 72% (по РФ - 59,1%).
В ряде муниципальных образований, таких как Атнинский, Высокогорский, Дрожжановский и Камско-Устьинский, дошкольные учреждения посещают менее 50% детей дошкольного возраста. В Азнакаевском, Бугульминском, Елабужском, Нижнекамском муниципальных районах данный показатель составляет более 80% (приложение 1).
Резкое снижение охвата детей дошкольным образованием по сравнению с 2008 годом наблюдается в Камско-Устьинском (на 13%), Бавлинском (10%), Кукморском (8%), Сармановском (8%), Кайбицком (7%) муниципальных районах, в г. г. Чистополь (10%), Лениногорск (7,5%).
Значительный рост показателя охвата детей достигнут в Буинском (на 20%), Новошешминском (10%), Рыбно-Слободском (10%), Атнинском (7%), Высокогорском (6,5%) муниципальных районах, в г. Набережные Челны (6%).
Показатель средней укомплектованности детских садов составляет 106 детей на 100 проектных мест. Наполняемость групп превышает установленные нормативы в 33% муниципальных образований республики, в том числе в г. г. Казань (122 ребенка на 100 мест), Набережные Челны (121), Арском (121), Зеленодольском (119), Нурлатском (114), Елабужском (112) муниципальных районах и др.
Вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования показатель очередности по устройству в ДОУ в целом по республике вырос на 16% и составил 23,5 тысячи человек, значительная часть которых приходится на г. г. Казань (16 тысяч человек), Набережные Челны (1646), Чистополь (903), Альметьевск (500), Лаишевский (526) и Высокогорский (465) муниципальные районы.
В решении проблемы дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях на первый план выдвигаются задачи расширения сети учреждений, реализующих программы дошкольного образования, и создания в них дополнительных мест.
Так, в 2009 году введено в строй 6 новых детских садов на 730 мест в г. Казань, Буинском, Муслюмовском, Нурлатском, Альметьевском, Чистопольском муниципальных районах.
Наряду со строительством новых детских садов в 2009 году в республике за счет рационального использования действующей сети дошкольных учреждений дополнительно открыты 74 группы, в том числе в г. г. Казань (23 группы), Нижнекамск (13), Елабуга (12), Набережные Челны (6) и др.
В то же время сеть дошкольных учреждений по сравнению с прошлым годом сократилась на 25 единиц. Так, в 2009 году из-за отсутствия детей закрылись 22 ДОУ на 379 мест: в Арском, Лениногорском муниципальных районах по 3 дошкольных учреждения, в Мензелинском - 2, в Агрызском, Азнакаевском, Апастовском, Буинском, Елабужском, Заинском, Кайбицком, Камско-Устьинском, Мамадышском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Сармановском, Тюлячинском, Ютазинском муниципальных районах по 1 ДОУ. Из-за ветхости зданий закрылись 2 ДОУ на 176 мест в Арском, Альметьевском муниципальных районах. Из-за оптимизационных мероприятий (объединение с другими детскими садами) закрыты 4 ДОУ на 107 мест в г. Казани (3) и в Азнакаевском муниципальном районе (1). В Высокогорском муниципальном районе 1 ДОУ на 15 мест прекратил существование в результате пожара. 2 дошкольных учреждения г. Казани перепрофилированы под учреждения коррекции и реабилитации детей с сохранением в них дошкольных групп.
Параллельно с развитием традиционных форм в республике внедряются новые модели дошкольного образования, такие как организация дошкольных групп в общеобразовательных учреждениях, систематическое образование детей в условиях семейного детского сада, создание групп кратковременного пребывания на базе детских садов, школ и учреждений дополнительного образования.
В республике функционируют 14 общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования: в г. г. Казань (1), Набережные Челны (4), Агрызском муниципальном районе (9). В дошкольных группах данных учреждений воспитываются около 400 детей.
В Заинском, Арском муниципальных районах имеется опыт создания семейных детских садов как структурных подразделений муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Следует отметить, что если в г. Заинск семейный детский сад создан по месту проживания многодетной семьи, имеющей 3-х детей-инвалидов, то в Арском муниципальном районе 2 детских сада организованы на дому у воспитателей в селах, где были закрыты детские сады по причине малого количества детей. Данные детские сады функционируют в 9-часовом режиме. Для организации полноценного трехразового питания введены 0,5 ставки повара. Таким образом, 8 детей охвачены дошкольным образованием в условиях семейного детского сада.
В дошкольных образовательных учреждениях республики функционируют 74 группы кратковременного пребывания различной направленности, которые посещают более 700 детей. Большой популярностью среди родителей пользуются адаптационные группы, которые посещают 472 ребенка раннего возраста.
В группах кратковременного пребывания по предшкольному образованию проходят подготовку к школе 4,2 тыс. детей, из них: 881 - на базе детских садов, 2633 - на базе школ, 663 - на базе учреждений дополнительного образования и 57 детей на дому. Из общего количества муниципальных образований 18 добились 100% охвата предшкольным образованием (Азнакаевский, Актанышский, Алексеевский, Апастовский, Арский, Балтасинский, Буинский, Бугульминский, Елабужский, Заинский, Кукморский, Лаишевский, Лениногорский, Мензелинский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Сармановский, Черемшанский муниципальные районы). Средний показатель охвата предшкольным образованием детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, по республике составил 80% (в 2008 г. - 62,7%) (приложение 2).
Продолжается федеральный эксперимент по апробации Примерной общеобразовательной программы воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста, в котором участвуют 6 дошкольных образовательных учреждений Республики Татарстан (3 ДОУ в г. Казани и 3 - в Альметьевском муниципальном районе). В текущем учебном году данные учреждения работают по проблеме предшкольного образования детей с особенностями в развитии.
Сохраняется тенденция увеличения количества дошкольных учреждений, реализующих вариативные комплексные и парциальные программы дошкольного образования. На сегодняшний день 60% воспитанников дошкольных учреждений вовлечены в инновационный воспитательно-образовательный процесс.
В республике уделяется значительное внимание развитию новых организационно-правовых форм дошкольного образования. На сегодняшний день функционируют 248 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений: в г. г. Казань (219), Набережные Челны (21), Альметьевск (4), Нижнекамск (3), Чистополь (1), а также 2 автономные некоммерческие организации в г. г. Казань, Бугульма.
Анализ отчетов муниципальных органов управления образованием показывает, что, несмотря на уменьшение количества детских садов с воспитанием и обучением на татарском языке (840 в 2009 г.; 854 в 2008 г.), охват детей дошкольного возраста воспитанием и обучением на татарском языке в целом по республике увеличился на 0,3% и составил 67,6%. Уменьшение сети национальных ДОУ происходит в основном за счет закрытия детских садов на селе из-за отсутствия детей. На 01.01.2010 в республике функционируют 493 русско-татарских ДОУ (в 2008 г. - 499), в них 807 групп с воспитанием и обучением на татарском языке. Таким образом, на сегодняшний день 52772 ребенка (в 2008 г. - 52246 чел.) воспитываются и обучаются на родном татарском языке (приложение 3).
За прошедший год показатель охвата детей воспитанием на родном татарском языке вырос в Алексеевском (на 5,7%), Алькеевском (2,3%), Арском (2%), Бавлинском (6,6%), Елабужском (6,6%), Заинском (3%), Лаишевском (3,9%), Мамадышском (5,8%), Спасском (9%), Тетюшском (8,5%), Тюлячинском (5,3%) муниципальных районах, а также в г. Казани (1,6%).
В 23 территориях республики функционируют дошкольные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом, в том числе 8 с марийским, 52 - чувашским, 11 - удмурдским и 1 группа с мордовским.
В решении кадровых проблем по республике в целом наблюдаются позитивные изменения: повышается образовательный и профессиональный уровень педагогов. Так, высшее образование имеют 46,5% педагогов ДОУ (в 2008 г. - 43,7%). Доля заведующих с высшим образованием увеличилась с 71,3% в 2008 г. до 77,7% в 2009 г. (в сельской местности - 68%, в городах - 95,5%). Кроме того, 148 руководителей ДОУ обучаются в высших учебных заведениях, из них 138 - из сельской местности. Следует отметить, что в г. г. Азнакаево, Альметьевск, Елабуга, Заинск, Зеленодольск, Авиастроительном, Вахитовском, Московском, Советском районах г. Казани, Тетюшском, Тукаевском, Тюлячинском муниципальных районах все заведующие имеют высшее образование. Вместе с тем данный показатель значительно ниже республиканского в Рыбно-Слободском (24%), Алькеевском (29%), Атнинском (36%), Спасском (37%), Дрожжановском (38%), Новошешминском (45%) и др. муниципальных районах (приложение 4). В этой связи органам управления образованием необходимо активизировать работу с руководителями дошкольных учреждений в части соответствия уровня образования тарифно-квалификационным требованиям, а также уделить внимание формированию соответствующего кадрового резерва.
На начало текущего года 15,6 тысяч (76%) педагогов дошкольных образовательных учреждений имеют квалификационные категории (в 2008 г. - 74,2%), из них 60,8% - педагоги первой и высшей категорий.
Увеличивается сеть дошкольных образовательных учреждений, оказывающих дополнительные платные услуги по художественно-эстетическому, интеллектуальному, физическому развитию детей. Так, если в 2008 г. такие услуги оказывали 22,8% ДОУ, то в 2009 г. - 27%. Из общего количества воспитанников детских садов 72,1 тыс. (44,4%) охвачены дополнительными платными услугами. Данный процесс характерен для крупных городов республики.
Кроме того, дошкольными учреждениями организуются дополнительные услуги на бесплатной основе, которыми на сегодняшний день охвачены 48 тыс. (29,5%) воспитанников детских садов.
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. В республике каждый седьмой детский сад реализует в качестве приоритетного направления физическое развитие воспитанников, каждый десятый - оздоровление детей.
Пропуски по болезни 1 ребенком в год в среднем по республике составляют 4,7 дня (4,6 дня в 2008 году).
Анализ отчетов за 2009 год показывает, что установленные натуральные нормы питания детей в дошкольных учреждениях по основным видам продуктов, таким как мясо, молоко, масло сливочное, фрукты, овощи, рыба, выполняются на 100% лишь в 3-х территориях: в г. Набережные Челны, Муслюмовском, Сабинском муниципальных районах, на 90 - 100% - в г. г. Казань, Нижнекамск, в Актанышском, Бавлинском, Балтасинском, Бугульминском, Мамадышском, Пестречинском, Чистопольском муниципальных районах.
Наиболее низкие показатели выполнения натуральных норм по мясу наблюдаются в Кайбицком (82%), Алькеевском (83%) муниципальных районах; по сливочному маслу - в Алькеевском (81%), Апастовском (84%) муниципальных районах; по фруктам - в Зеленодольском (45%), Алькеевском (53,3%) муниципальных районах; по овощам - в Алькеевском муниципальном районе (59,5%), сельских детских садах Нижнекамского муниципального района (69%); менее чем на 50% выполняется норма по рыбе в Алькеевском (13,3%), Агрызском (48%), Зеленодольском (42%), Кайбицком (41%), Мензелинском (48%) муниципальных районах.
Органами управления образованием, дошкольными учреждениями республики ведется работа по созданию в детских садах условий для оздоровления и коррекции нарушений в физическом и психическом развитии детей. Так, в 529 ДОУ (в 2008 г. - 517) функционируют 1194 группы компенсирующей и оздоровительной направленности, в которых воспитываются 19867 детей, что составляет 12,2% (в 2007 г. - 12,7%) от общего количества воспитанников, охваченных дошкольным образованием.
Показатель охвата детей дошкольными учреждениями, осуществляющими коррекцию отклонений в развитии, присмотр и оздоровление детей, выше республиканского в Азнакаевском (24,5%), Чистопольском (21%) муниципальных районах, в г. Казани (19%), Заинском (18%), Бавлинском (15%), Нижнекамском (14%), Агрызском (13,5%), Муслюмовском (13%) муниципальных районах (приложение 5).
Несмотря на имеющуюся потребность (на 01.01.2010 в республике 12,7 тыс. детей нуждаются, но не обеспечены специализированными группами), в 15-и муниципальных образованиях республики учреждения, осуществляющие коррекцию отклонений в развитии и оздоровление детей, отсутствуют.
Исходя из вышеизложенного, в целях реализации Законов Российской Федерации, Республики Татарстан "Об образовании" в части обеспечения общедоступности бесплатного дошкольного образования Министерство образования и науки Республики Татарстан рекомендует муниципальным органам управления образованием:
- обеспечить сохранение и расширение сети дошкольных образовательных учреждений, в т.ч. за счет строительства новых, возврата зданий бывших детских садов, открытия дошкольных учреждений в зданиях школ;
- развивать вариативные модели дошкольного образования, в т.ч. организацию групп кратковременного пребывания, дошкольных групп в школах, семейных детских садов и др.;
- оказывать содействие развитию негосударственной сети образовательных учреждений, оказывающих населению услуги дошкольного образования на основе муниципального заказа;
- повышать качество подготовки детей к школе путем внедрения в воспитательно-образовательный процесс инновационных образовательных программ и технологий, организации дополнительных образовательных услуг, повышения профессионального уровня педагогов.
]]>
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Новошешминский     ¦       1      ¦       24        ¦   6,4    ¦    4    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Нурлатский         ¦              ¦                 ¦   1,7    ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Пестречинский      ¦       1      ¦       20        ¦    -     ¦    2    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Р.-Слободской      ¦       2      ¦       30        ¦   1,7    ¦    4    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Сабинский          ¦       1      ¦       25        ¦    -     ¦   1,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Сармановский       ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Спасский           ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Тетюшский          ¦       1      ¦       10        ¦    2     ¦    1    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Тукаевский         ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Тюлячинский        ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Черемшанский       ¦              ¦                 ¦    -     ¦    -    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Чистопольский      ¦      13      ¦       705       ¦    20    ¦   21    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Ютазинский         ¦       2      ¦       32        ¦   3,6    ¦   3,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Наб. Челны         ¦      48      ¦      2584       ¦   10,9   ¦   11    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Казань             ¦      255     ¦      8894       ¦   21,8   ¦   19    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Авиастроительный   ¦      20      ¦       786       ¦    16    ¦   17    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Вахитовский        ¦      23      ¦       678       ¦    30    ¦  21,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Кировский          ¦      32      ¦       994       ¦    26    ¦   25    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Московский         ¦      44      ¦      1672       ¦    27    ¦   26    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Ново-Савиновский   ¦      37      ¦      1270       ¦    17    ¦   15    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Приволжский        ¦      51      ¦      1736       ¦    22    ¦  18,5   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Советский          ¦      48      ¦      1758       ¦    23    ¦   16    ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+
¦Итого по РТ:       ¦      529     ¦      19867      ¦   12,7   ¦  12,2   ¦
+-------------------+--------------+-----------------+----------+---------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru