Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2010 г. по делу № 3-20/2010

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
с участием прокурора Гревцова А.Б.
при секретаре Шараповой Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 7.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях,

установил:

согласно статье 7.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях № 80-ЗРТ от 19.12.2006 (далее - КоАП РТ) дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.2 Кодекса от имени органа, осуществляющего контроль в сфере организации пассажирских перевозок вправе рассматривать контролеры-ревизоры, билетные контролеры, иные уполномоченные на то работники автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования.

В официальном тексте документа, видимо допущена опечатка: имеется в виду статья 5.2 КоАП РТ, а не статья 52 КоАП РТ.

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 7.6 КоАП РТ. По мнению прокурора, устанавливая в оспариваемой норме положение о том, что дела об административных правонарушениях вправе рассматривать "иные уполномоченные на то работники автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования" не предусмотрел конкретного перечня должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 52 КоАП РТ, что является несоблюдением общеправовых требований непротиворечивости, ясности и определенности правового регулирования.
Кроме того, положение оспариваемой статьи, устанавливающей лиц, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, в частности: контролеры-ревизоры, билетные контролеры, также противоречит федеральному законодательству, поскольку эти лица не являются должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор на транспорте.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Татарстан поддержал заявление.
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с требованием прокурора не согласилась.
Выслушав представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
19 января 2006 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях № 80-ЗРТ.
Статьями 5.1 и 5.2 Кодекса установлена ответственность за безбилетный проезд на автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования и провоз багажа без оплаты на автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования.
Оспариваемая статья КоАП РТ изложена в следующей редакции:
Статья 7.6 Орган, осуществляющий контроль в сфере организации пассажирских перевозок
Орган, осуществляющий контроль в сфере организации пассажирских перевозок, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.2 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органа, указанного в части первой настоящей статьи, вправе:
контролеры-ревизоры, билетные контролеры, иные уполномоченные на то работники автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования.
В силу пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституций РФ).
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях пунктом 4 части 1 статьи 1.3 Кодекса отнесено установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, рассматриваются органами в пределах полномочий, установленных этими законами.
От имени органов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 22.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 6 ст. 22.2 КоАП РФ).
Анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что дела об административных правонарушениях от имени органа, осуществляющего соответствующий контроль, вправе рассматривать лишь уполномоченные на то должностные лица этих органов.
Следовательно, наделение законодателем Республики Татарстан в статье 7.6 КоАП РФ контролеров-ревизоров и билетных контролеров полномочиями должностных лиц органов исполнительной власти республики (в данном случае полномочием рассматривать дела об административных правонарушениях), противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, исходя из смысла статей 1.3.1, 22.1 и 22.2 КоАП РФ, законом субъекта Российской Федерации должен быть установлен конкретный перечень должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела указанной категории.
Между тем, статья 7.6 КоАП РТ такого перечня не содержит. Положение оспариваемой статьи в части закрепляющей право рассматривать дела об административных правонарушениях и "иным уполномоченным на то работникам автомобильного и городского электрического транспорта общего пользования" не отвечает общеправовым требованиям непротиворечивости, ясности и определенности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что именно нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона (например, Постановление от 17 июня 2004 г. № 12-П).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии статьи 7.6 КоАП РТ федеральному законодательству, в связи с чем, подлежит признанию недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 7.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 12 мая 2010 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru