Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу № 3-5/2010

Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
с участием прокурора Валиахметова А.Р.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Алла" о признании недействующей статьи 2.10 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях,

установил:

Законом Республики Татарстан от 22.10.2009 № 49 "О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях" глава 2 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях дополнена статьей 2.10 следующего содержания:
Статья 2.10. нарушение порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
Сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации -

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: согласно статье 2.10 нарушение порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа от двух до трех тысяч рублей.

Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
ООО "Алла" обратилось в суд с заявлением о признании недействующей статьи 2.10 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс). По мнению заявителя, устанавливая административную ответственность в сфере оборота алкогольной продукции на территории Республики Татарстан, по вопросу, правовые основы которого регламентированы Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", законодательный орган республики превысил свои полномочия.
Кроме того, в настоящее время административная ответственность за нарушение порядка представления декларации об обороте алкогольной продукции урегулирована в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в его статьях 14.19 и 15.13.
ООО "Алла" своего представителя в суд не направило, в телеграмме поддержало свое требование и просило рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Алла".
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с требованием не согласилась, указывая, что оспариваемая норма принята в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации пунктом 1 статьи 6 и пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Выслушав представителя Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд приходит к следующему.
22 октября 2009 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан № 49-ЗРТ "О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях". Закон опубликован в газете "Ватаным Татарстан", № 217, 24.10.2009 г. и Республика Татарстан", № 215, 27.10.2009 г.
Статья 2.10 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, введенная указанным законом, изложена в следующей редакции:
Статья 2.10 Нарушение порядка предоставления декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
Сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях подпунктом 3 пункта 1 статьи 1.3 Кодекса отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не соглашаясь с требованием заявителя, Государственный Совет Республики Татарстан указал, что, устанавливая административную ответственность за сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации, Государственный Совет Республики Татарстан действовал в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом № 171-ФЗ и КоАП РФ, при этом, сослался на пункт 1 статьи 6 и пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Однако, с такой позицией Государственного Совета Республики Татарстан суд согласиться не может.
Действительно, абзацем 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Согласно пунктов 4 и 5 статьи 14 Закона порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Вместе с тем, обязанность вести учет и декларирование объема производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, организациями, осуществляющими закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процента объема готовой продукции, возложена на них этим же Законом (пункт 1 статьи 14). Следовательно, административная ответственность за несоблюдение указанной обязанности может быть установлена федеральным законом, и такая ответственность установлена статьями 14.19 и 15.13 КоАП РФ.
Так, статья 14.19 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при производстве, обороте, а статьей 15.13 - за уклонение подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо ложных данных.
Довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что приведенные нормы КоАП РФ не предусматривают ответственности за нарушения порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции, поэтому Государственный Совет Республики Татарстан, исходя из смысла пунктов 4 и 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вправе устанавливать административную ответственность за данное правонарушение, не может быть принят судом по следующим основаниям.
Как название самой статьи 14, так и редакция пункта 1 этой нормы Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяют общую обязанность по ведению учета и декларирование объема производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции субъектами, осуществляющими этот род деятельности, без какого-либо выделения из нее обязанности соблюдения порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции. В соответствии с этим, законодателем и установлена в КоАП РФ ответственность за неисполнение этой обязанности.
Таким образом, при наличии установленной в КоАП РФ ответственности за указанное правонарушение законодательный орган Республики Татарстан не вправе был регулировать этот вопрос.
Иное, как полагает суд, может привести к неопределенности применения статей 15.13 КоАП РФ и 2.10 КоАП РТ при осуществлении соответствующими органами административных процедур и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству, в связи с чем, считает необходимым признать статью 2.10 КоАП РТ недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 2.10 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховной суд Республики Татарстан.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ

Решение вступило в законную силу 21 апреля 2010 г.

Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru