ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2010 г. по делу № 3-5/2010
Верховный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Гафарова Р.Ф.
с участием прокурора Валиахметова А.Р.
при секретаре Шараповой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Алла" о признании недействующей статьи 2.10
Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях,
установил:
Законом Республики Татарстан от 22.10.2009 № 49 "О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях" глава 2
Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях дополнена статьей 2.10
следующего содержания:
Статья 2.10
. нарушение порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
Сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации -
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: согласно статье 2.10 нарушение порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции влечет наложение административного штрафа от двух до трех тысяч рублей.
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до трех тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
ООО "Алла" обратилось в суд с заявлением о признании недействующей статьи 2.10
Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс). По мнению заявителя, устанавливая административную ответственность в сфере оборота алкогольной продукции на территории Республики Татарстан, по вопросу, правовые основы которого регламентированы Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", законодательный орган республики превысил свои полномочия.
Кроме того, в настоящее время административная ответственность за нарушение порядка представления декларации об обороте алкогольной продукции урегулирована в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, в его статьях 14.19 и 15.13.
ООО "Алла" своего представителя в суд не направило, в телеграмме поддержало свое требование и просило рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО "Алла".
Представитель Государственного Совета Республики Татарстан с требованием не согласилась, указывая, что оспариваемая норма принята в рамках полномочий, предоставленных субъектам Российской Федерации пунктом 1 статьи 6 и пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Выслушав представителя Государственного Совета Республики Татарстан, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявление, суд приходит к следующему.
22 октября 2009 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон
Республики Татарстан № 49-ЗРТ "О внесении изменений в Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях". Закон
опубликован в газете "Ватаным Татарстан", № 217, 24.10.2009 г. и Республика Татарстан", № 215, 27.10.2009 г.
Статья 2.10
Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях, введенная указанным законом, изложена в следующей редакции:
Статья 2.10
Нарушение порядка предоставления декларации о розничной продаже алкогольной продукции.
Сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти до двадцати тысяч рублей.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии со статьей 1.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации.
К полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях подпунктом 3 пункта 1 статьи 1.3 Кодекса отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Не соглашаясь с требованием заявителя, Государственный Совет Республики Татарстан указал, что, устанавливая административную ответственность за сообщение недостоверных сведений в декларации о розничной продаже алкогольной продукции либо непредставление в установленные сроки такой декларации, Государственный Совет Республики Татарстан действовал в рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом № 171-ФЗ и КоАП РФ, при этом, сослался на пункт 1 статьи 6 и пункт 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Однако, с такой позицией Государственного Совета Республики Татарстан суд согласиться не может.
Действительно, абзацем 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции отнесено введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Согласно пунктов 4 и 5 статьи 14 Закона порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе вводить декларирование розничной продажи алкогольной продукции на своих территориях, устанавливать порядок представления и форму деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Вместе с тем, обязанность вести учет и декларирование объема производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции, организациями, осуществляющими закупку и поставку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процента объема готовой продукции, возложена на них этим же Законом (пункт 1 статьи 14). Следовательно, административная ответственность за несоблюдение указанной обязанности может быть установлена федеральным законом, и такая ответственность установлена статьями 14.19 и 15.13 КоАП РФ.
Так, статья 14.19 Кодекса предусматривает административную ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при производстве, обороте, а статьей 15.13 - за уклонение подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо ложных данных.
Довод представителя Государственного Совета Республики Татарстан о том, что приведенные нормы КоАП РФ не предусматривают ответственности за нарушения порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции, поэтому Государственный Совет Республики Татарстан, исходя из смысла пунктов 4 и 5 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" вправе устанавливать административную ответственность за данное правонарушение, не может быть принят судом по следующим основаниям.
Как название самой статьи 14, так и редакция пункта 1 этой нормы Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" определяют общую обязанность по ведению учета и декларирование объема производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции субъектами, осуществляющими этот род деятельности, без какого-либо выделения из нее обязанности соблюдения порядка представления декларации о розничной продаже алкогольной продукции. В соответствии с этим, законодателем и установлена в КоАП РФ ответственность за неисполнение этой обязанности.
Таким образом, при наличии установленной в КоАП РФ ответственности за указанное правонарушение законодательный орган Республики Татарстан не вправе был регулировать этот вопрос.
Иное, как полагает суд, может привести к неопределенности применения статей 15.13 КоАП РФ и 2.10
КоАП РТ при осуществлении соответствующими органами административных процедур и привлечения виновных лиц к ответственности за нарушение требований пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о противоречии оспариваемой нормы федеральному законодательству, в связи с чем, считает необходимым признать статью 2.10
КоАП РТ недействующей со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующей со дня вступления решения в законную силу статью 2.10
Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях.
Сообщение о решении подлежит опубликованию в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан" после вступления его в законную силу.
Решение может быть обжаловано
в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховной суд Республики Татарстан.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ
Решение вступило в законную силу 21 апреля 2010 г.
Судья
Р.Ф.ГАФАРОВ