Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 октября 2006 г. № 2448-III ГС

ОБ ОБРАЩЕНИИ В КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ПЯТОГО
СТАТЬИ 2, АБЗАЦА ПЯТОГО СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
ОТ 8 АВГУСТА 2001 ГОДА № 128-ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ПУНКТА 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ТОТАЛИЗАТОРОВ
И ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 525

Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Обратиться на основании статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта а) пункта 1 части 1 статьи 3, статей 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности абзаца пятого статьи 2, абзаца пятого статьи 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525.

Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН





Конституционный Суд
Российской Федерации
(103132, г. Москва,
ул. Ильинка, 21)

Заявитель: Государственный Совет
Республики Татарстан
(420060, город Казань,
площадь Свободы, 1)

ЗАПРОС
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА ПЯТОГО СТАТЬИ 2,
АБЗАЦА ПЯТОГО СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 АВГУСТА
2001 ГОДА № 128-ФЗ "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" И ПУНКТА 4 ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И СОДЕРЖАНИЮ ТОТАЛИЗАТОРОВ
И ИГОРНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 15 ИЮЛЯ 2002 ГОДА № 525

В соответствии с пунктом а) части второй статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпунктом а) пункта 1 части 1 статьи 3, статей 36, 37, 84 и 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Государственный Совет Республики Татарстан просит проверить конституционность абзаца пятого статьи 2, абзаца пятого статьи 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3430; 2002, № 11, ст. 1020; № 12, ст. 1093; № 50, ст. 4925; 2003, № 12, ст. 169; № 9, ст. 805; № 11, ст. 956; № 13, ст. 1178; № 52, ст. 5037; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; № 27, ст. 2719; 2006, № 1, ст. 11; № 31, ст. 3455) и пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525, опубликованного в "Собрании законодательства Российской Федерации" от 22.07.2002, № 29, ст. 2964 (наименование и адрес государственного органа, издавшего акт: Правительство Российской Федерации, 103274, город Москва, набережная Краснопресненская, 2).
Основанием к настоящему запросу явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли, статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации положения, содержащиеся в абзаце пятом статьи 2, абзаце пятом статьи 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в пункте 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525.
Государственный Совет Республики Татарстан полагает, что названные правовые положения не подлежат действию ввиду их неконституционности. Правовая позиция Государственного Совета Республики Татарстан по данному вопросу заключается в следующем.
В соответствии со статьей 4 оспариваемого Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Следовательно, Закон прямо закрепляет, что лицензирование отдельных видов деятельности не просто затрагивает в числе прочего права и свободы человека и гражданина, а призвано предотвратить угрозу нанесения ущерба таким ценностям, которые даже текстуально воспроизводят цели ограничения прав и свобод человека и гражданина, установленные частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельность казино), а также деятельность по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), согласно подпунктам 76 и 77 пункта 1 статьи 17 обжалуемого Федерального закона отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию. Это означает, что осуществление данных видов деятельности может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а устанавливаемые для них лицензионные требования и условия не могут содержаться в положении, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и должны регулироваться Федеральным законом.
В оспариваемых нормах федеральный законодатель неправомерно передал регулирование лицензионных требований и условий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, на подзаконный нормативный уровень, а именно: в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Однако в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации федеральному законодателю надлежало самому урегулировать такие правоотношения в указанном или ином Федеральном законе.
Наряду с этим данные нормы не согласуются с положениями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, устанавливающими равенство перед законом и судом и иные гарантии равенства, а также с положением статьи 34 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
В связи с изложенным закрепление лицензионных требований и условий для данных видов деятельности в подзаконном нормативном правовом акте, каковым является Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525 (пункт 4), также не соответствует указанным статьям Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного Государственный Совет Республики Татарстан просит Конституционный Суд Российской Федерации проверить конституционность правовых положений, содержащихся в абзаце пятом статьи 2, абзаце пятом статьи 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и в пункте 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525.
Интересы Государственного Совета Республики Татарстан при рассмотрении данного дела в Конституционном Суде Российской Федерации, помимо представителя по должности (Председателя Государственного Совета Республики Татарстан Мухаметшина Фарида Хайрулловича), на основании доверенности уполномочен представлять министр юстиции Республики Татарстан Курманов Мидхат Мазгутович (кандидат юридических наук), которому переданы полномочия, предусмотренные статьей 53 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Приложения:
1) копия настоящего запроса в количестве 30 экземпляров;
2) копия Постановления Государственного Совета Республики Татарстан от 12 октября 2006 года № 2448-III ГС в количестве 30 экземпляров;
3) текст Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и его копии в количестве 30 экземпляров;

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3) текст Постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года № 525 "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений" и его копии в количестве 30 экземпляров;
4) доверенность, подтверждающая полномочия Курманова Мидхата Мазгутовича, и ее копии в количестве 30 экземпляров;
5) документ, подтверждающий право на выступление Курманова Мидхата Мазгутовича в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя Государственного Совета Республики Татарстан, и его копии в количестве 30 экземпляров;
6) документ об уплате государственной пошлины и его копии в количестве 30 экземпляров.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru