Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 15 декабря 2009 г. № 18

Деятельность Министерства образования и науки Республики Татарстан направлена на реализацию приоритетных направлений развития системы образования республики.
В основу инновационного развития общего среднего образования положена национальная стратегия-инициатива "Наша новая школа". Достижение целей, обозначенных в данной стратегии, обеспечивается на основе требований государства, общества к результатам образования.
1. Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В круг этих задач входят:
- переориентация школы на новые образовательные результаты (новое качество образования);
- принципиальное изменение содержания образования, форм работы учителя и ученика (процессы учения и обучения);
- изменение характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса.
Неоспоримым преимуществом новых стандартов является их ориентация на результат образования и включение требований к условиям реализации образовательных программ. Эти требования, касающиеся условий образовательной деятельности, оснащения учебных заведений, ресурсной базы образования, четко отнесены к региональному и муниципальному уровням власти и управления.
По предложению Министерства образования и науки Российской Федерации и по согласованию с Кабинетом Министров Республики Татарстан наш регион включен в состав участников федерального эксперимента по апробации основных положений проектов новых стандартов общего образования.
На базе 49 школ республики проведено изучение способности выпускников начальной ступени образования решать учебные задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий. В исследовании приняли участие 2024 пятиклассника 91 класса-комплекта и 138 педагогов экспериментальных школ Республики Татарстан.
Апробация материалов по оцениванию универсальных учебных действий учащихся первых классов осуществлена в 5 экспериментальных общеобразовательных учреждениях.
Анализ полученных результатов апробации позволил рассматривать материалы, представленные разработчиками стандартов, в качестве механизма отбора содержания для обучения в условиях повышения квалификации и самообучения педагогов в процессе подготовки к внедрению ФГОС второго поколения. Участие педагогов в апробации позволило выявить "проблемные зоны"; определить уровень профессиональной готовности учителей к внедрению ФГОС; разработать содержание модулей повышения квалификации.
В июне 2009 года в Республике Татарстан в формате круглого стола проведено обсуждение трех вариантов ФГОС начального общего образования, представленных Министерством образования и науки Российской Федерации. В обсуждении приняли участие ученые, педагоги-практики, общественные и государственные деятели республики.
От различных организаций получено более 70 экспертных оценок, которые были изучены и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации. Участниками обсуждения были высказаны серьезные замечания и дополнения по содержанию Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, положенной в основу Стандарта, и по определению места и объема национально-регионального содержания образования. Последующая работа, продолжавшаяся в течение 4-х месяцев завершилась принятием на федеральном уровне позиций, предлагаемых нашей республикой.
В настоящее время для введения федеральных государственных образовательных стандартов необходимо выполнение комплекса мероприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Данные мероприятия будут взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и ответственным за их реализацию.
Первоочередной задачей является создание регионального ресурсного центра и муниципальных ресурсных центров, призванных обеспечить организационно-методическое и нормативно-правовое сопровождение введения Стандарта.
Роль, место и функции муниципальных ресурсных центров в реализации данных мероприятий определяются муниципальными органами управления образованием.
Одним из серьезных вопросов, подлежащих решению на уровне муниципалитета и образовательного учреждения, является выполнение Требований к условиям реализации основных образовательных программ, представляющих собой систему нормативов и регламентов (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), необходимых для достижения планируемых результатов общего образования. Требования решают задачи обеспечения учебной деятельности младших школьников, образовательной (профессиональной) деятельности учителей начальной школы и управленческой деятельности администраторов начального общего образования и подлежат регулированию образовательными стандартами.
В целях создания условий для повсеместного введения в 1-х классах с 1 сентября 2009 г. федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) в республике организована апробация проекта ФГОС НОО в 22 школах Бугульминского, Заинского, Зеленодольского, Лениногорского, Нижнекамского, Пестречинского, Чистопольского муниципальных районов Республики Татарстан, Вахитовского, Кировского, Московского, Ново-Савиновского, Приволжского, Советского района г. Казани, г. Набережные Челны.
Апробация будет сопровождаться организацией и проведением зональных семинаров и совещаний с различными категориями работников общего образования по обмену опытом и обучению в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
В связи с этим особенно актуальна задача, стоящая перед системой непрерывного педагогического образования республики - повышение профессиональной компетентности как педагогов, директоров школ, так и студентов, обучающихся в учреждениях педагогического профессионального образования.
В системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающие возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической поддержки, получения оперативных консультаций по вопросам реализации основной образовательной программы начального общего образования, использования инновационного опыта других образовательных учреждений, проведения комплексных мониторинговых исследований результатов образовательного процесса и эффективности инноваций.
2. Одним из приоритетных направлений деятельности Министерства образования и науки Республики Татарстан является приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, создание здоровьесберегающей среды как условие формирования конкурентоспособной личности.
Указом Президента Республики Татарстан 2009 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни. В Комплексном плане мероприятий по проведению Года спорта, разработанном Министерством образования и науки Республики Татарстан, основной акцент сделан на создание условий для укрепления здоровья подрастающего поколения, приобщение детей и подростков к регулярным и массовым занятиям физической культурой и спортом.
С 2009 года министерством реализуется Межведомственная целевая программа "Образование и здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений Республики Татарстан".
В образовательных учреждениях республики успешно реализуются программы здоровьесберегающей направленности и межведомственные профилактические проекты.
Продолжается развитие сети школ, содействующих здоровью. В Республике Татарстан функционируют 1249 школ, содействующих здоровью, что составляет 54,7% от их общего числа. Из них 819 школ (65,5%) имеют квалификационную характеристику "Школа, содействующая здоровью, бронзового уровня", 395 (32%) - серебряного уровня, 35 (2,15%) - золотого уровня.
Министерством ведется работа по научно-методическому сопровождению развития здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях Республики Татарстан. Разработаны и направлены в муниципальные образования методические рекомендации по проведению динамических пауз в учебно-воспитательном процессе. С марта 2009 года в общеобразовательных учреждениях стартовал проект "Республиканская зарядка".
С 2009 - 2010 учебного года в общеобразовательных учреждениях республики проводится мониторинг физического развития и двигательной подготовленности учащихся (Приказ МОиН РТ № 722/09 от 18.03.2009). Разработан механизм стимулирования общеобразовательных учреждений по совершенствованию здоровьесберегающей деятельности и развитию физической культуры учащихся.
В муниципальных районах республики активно развиваются игровые виды спорта.
Проведен республиканский конкурс на лучшую постановку деятельности по развитию игровых видов спорта в учреждениях и объединениях дополнительного образования детей системы образования Республики Татарстан, в котором приняли участие 58 объединений физкультурно-оздоровительной направленности из 14 муниципальных образований Республики Татарстан. Призерами конкурса стали образовательные учреждения Агрызского, Альметьевского, Бавлинского, Нижнекамского, Дрожжановского, Чистопольского, Тукаевского муниципальных районов, г. Набережные Челны, Авиастроительного района г. Казани и республиканская специальная общеобразовательная школа для детей и подростков с девиантным поведением.
В 2009 году в республике проведены соревнования VII Спартакиады учащихся Республики Татарстан по 8 зимним и 29 летним видам спорта, в которых приняли участие более 190 тысяч учащихся республики.
Активное участие в Спартакиаде приняли учащиеся Азнакаевского, Алексеевского, Альметьевского, Балтасинского, Заинского, Кукморского, Мамадышского, Нижнекамского, Сабинского, Тетюшского, Тюлячинского, Чистопольского муниципальных районов, г. Набережные Челны. Детско-юношеские школы 12 муниципальных образований, ставших победителями Спартакиады, в качестве призов получили автобусы.
В феврале 2009 года на территории Республики Татарстан состоялось зональное Первенство по баскетболу Федерального агентства по образованию среди команд юношей 1993 - 1994 г.р. (г. Казань) и команд девушек (г. Набережные Челны). По итогам соревнований сборная команды девушек заняла 1 место, сборная команда юношей - 2 место.
В образовательных учреждениях республики в 2009 году возобновлена реализация спортивно-оздоровительного проекта "Президентские состязания". Победители республиканского этапа - учащиеся лицея № 1 г. Чистополя в сентябре 2009 г. приняли участие в XI Всероссийском спортивно-оздоровительном фестивале "Президентские состязания" в г. Анапа Краснодарского края и заняли 4 командное место.
Составной частью здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений Республики Татарстан является многоуровневая система профилактической работы с учащимися, неотъемлемой частью которой является антинаркотическая работа.
Эффективной формой профилактической работы является проведение медицинских осмотров учащихся и студентов образовательных учреждений на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление психоактивных веществ. Они проводятся в республике с 2006 года.
Продолжается реализация антинаркотической программы по работе с родителями "Путь к успеху". Программа внедряется в 1216 школах 43 муниципальных образований республики, что составляет 52,6% от всех школ республики.
3. В соответствии с протоколом заседания антинаркотической комиссии в Республике Татарстан (далее АНК) от 23 декабря 2008 г. № 4 заслушана информация начальника Управления образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Е.В.Нагумановой "Об организации антинаркотической профилактической работы в образовательных учреждениях Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан".
Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от 5 мая 2009 года № 50 антинаркотическую комиссию возглавил Глава Зеленодольского муниципального района Радик Шавкятович Хасанов.
Ответственным за профилактическую работу по противодействию распространению наркомании и формированию здорового образа жизни у учащихся приказом МУ "Управления образования Зеленодольского муниципального района" от 24.02.2009 назначена Каюрова Т.Н. - ведущий специалист-психолог информационно-методического центра.
В 41 школе района внедряется антинаркотическая программа но работе с родителями "Путь к успеху" (в 2008 году - 33 школы). Охват родителей, принимающих участие в реализации дифференцированных профилактических программ родительского всеобуча возрос на 43% по сравнению с прошлым учебным годом.
Профилактическая антинаркотическая работа в образовательной среде Зеленодольского муниципального района включена в план работы Управления образования на 2009 - 2010 учебный год. Управлением проводится анализ реализации в школах профилактических программ, осуществляется контроль организации и проведения профилактических медицинских осмотров на предмет употребления наркотиков.
В целях оказания практической помощи и осуществления методической поддержки в течение 2009 года для специалистов образовательных учреждений Зеленодольского муниципального района Министерством образования и науки Республики Татарстан организовано 5 республиканских обучающих семинаров по вопросам организации профилактической антинаркотической работы в образовательной среде.
Министерством совместно с межрегиональным центром обучения здоровью организованы курсы повышения квалификации для специалистов психолого-медико-педагогических служб образовательных учреждений.
Вместе с тем Управлением образования Зеленодольского муниципального района не выполнен ряд рекомендаций вышеназванного протокола. Не обобщен на муниципальном уровне положительный опыт работы лицея № 9 им. А.С.Пушкина, гимназии № 3 но профилактике употребления психоактивных веществ, пропаганде здорового образа жизни.
Не получил развития в учреждениях дополнительного образования района антинаркотический проект "SaMoSтоятельные дети", успешно реализуемый в Центре детского творчества г. Зеленодольска.
Информационно-методическому центру Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан необходимо проработать исполнение данных рекомендаций.
4. В соответствии с решением Совета ректоров вузов Республики Татарстан от 19.08.2009 № 5 по согласованию с Рособрнадзором в целях выявления уровня знаний по профильным предметам проведено выборочное тестирование студентов 1 курса учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан. Данное тестирование проведено в форме контрольной работы с использованием контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.
Анализ результатов тестирования подтверждает объективность проведения ЕГЭ в Республике Татарстан. Полученные результаты позволяют Министерству образования и науки Республики Татарстан совершенствовать механизм проведения ЕГЭ, а учреждениям высшего профессионального образования - корректировать траектории обучения студентов с учетом выявленного уровня знаний.
Заслушав и обсудив выступления участников, коллегия Министерства образования и науки Республики Татарстан РЕШИЛА:

Министерству образования и науки Республики Татарстан:
1. Считать задачу внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения одним из приоритетных направлений развития системы общего образования республики.
2. Организовать работу по созданию регионального ресурсного центра, осуществляющего организационно-методическое сопровождение деятельности образовательных учреждений по внедрению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
3. Апробировать различные модели введения элементов федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на базе 22 общеобразовательных учреждений республики.
4. Обеспечить научно-методическое сопровождение подготовки к введению ФГОС НОО.
5. Организовать повышение квалификации методистов и руководителей информационно-методических центров на базе учреждений дополнительного профессионального образования.
6. Создать на базе образовательных учреждений центры, координирующие работу по укреплению здоровья обучающихся в социуме.
7. Развивать систему грантовой поддержки образовательных учреждений в области здоровьесбережения и физкультурно-массовой работы.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

9. Продолжить работу по мониторингу физического развития и двигательной подготовленности учащихся.
8. Расширить формы общественного участия при реализации программ здоровьесберегающей направленности.
9. Продолжить внедрение программы "Путь к успеху" в образовательных учреждениях муниципальных районов Республики Татарстан.
10. Шире использовать ресурсы добровольческих объединений молодежи и средства благотворительных фондов для решения задач профилактики асоциального поведения учащихся образовательных учреждений.
11. Обратиться к Совету ректоров вузов Республики Татарстан о ежегодном проведении выборочного тестирования студентов 1 курса учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан, по контрольным измерительным материалам ЕГЭ.
12. Принять к сведению информацию об итогах комплексной (инспекционной) проверки по соблюдению законодательства в области образования и контролю качества образования в Атнинском муниципальном районе Республики Татарстан.
Органам управления образованием муниципальных образований:
1. Организовать работу по созданию муниципальных ресурсных центров, призванных обеспечить организационное и методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
2. Организовать работу по выполнению Требований к условиям реализации основных образовательных программ, представляющих собой систему нормативов и регламентов (кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых), необходимых для достижения планируемых результатов общего образования при введении стандартов начального общего образования.
3. Провести разъяснительную работу среди педагогической и родительской общественности о целях и задачах введения федеральных государственных образовательных стандартов, его актуальности для развития системы общего образования.
Управлению образования Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района:
- обеспечить 100-процентный охват профилактическими медицинскими осмотрами учащихся 9 - 11 классов на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, и контроль за соблюдением порядка их проведения;
- разработать комплекс мер по увеличению количества программ дополнительного образования, учитывающих интересы старшеклассников;
- стимулировать участие школьников во всероссийских, республиканских и муниципальных антинаркотических мероприятиях.

Министр
А.Х.ГИЛЬМУТДИНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru