Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 2009 г. по делу № А65-15531/2009-СА1-7

Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 ноября 2009 года.
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Якуповой Л.М.,
Судей Н.Б.Назыровой, Э.Р.Галиуллина,
с участием:
от заявителя (ОАО "Камаз") - Хусиханов У.С. по доверенности № 01/07-227 от 27.08.2009,
от заявителя (Казанское ОАО "Органический синтез") - Емельянов Н.С. по доверенности № 12/502 от 31.12.2008, Лелюх А.В. по доверенности № 12/131 от 10.06.2009, Вершинин А.С. по доверенности № 12/188 от 15.09.2009, Толкачев Д.В. по доверенности № 12/189 от 15.09.2009, Черенкова О.В. по доверенности № 12/507 от 31.12.2008,
от ответчика - Даянов И.Г. по доверенности № 22/14-34 от 15.06.2009, Булатов Р.М. по доверенности № 40/14-34 от 30.10.2009, Адигамов Б.Р. по доверенности № 43/14-34 от 12.11.2009,
от третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ОАО "Татэнергосбыт" - Фетюхин М.В. по доверенности № 119-119/331 от 15.09.2009, Фаизов Р.Ф. по доверенности № 119-119/82 от 02.02.2009, Сычев М.С. по доверенности № 119-19/83 от 02.02.2009,
Министерства юстиции РТ - Столяров С.Н. по доверенности № 01-11/1730 от 04.06.2009,
ОАО "Сетевая компания" - Мынова М.Н. по доверенности № 119/07-02 от 31.12.2008,
ОАО "Татэнерго" - Газизуллина Г.Р. по доверенности № 119-12/740 от 28.10.2009,
ОАО "Генерирующая компания" - не явился,
Федеральной службы по тарифам - не явился,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Хакимовым Р.Р., рассмотрев по первой инстанции в открытом судебном заседании дело по заявлению Казанского открытого акционерного общества "Органический синтез", г. Казань, к Комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, о признании Постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 года № 3-9/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан" не соответствующим пункту 70 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 6 августа 2004 года № 20-э/2 и недействующим с момента его принятия, и по заявлению открытого акционерного общества "Камаз", г. Набережные Челны, к Комитету по тарифам о признании недействующим пункта 5 Постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан",

установил:

Казанское открытое акционерное общество "Органический синтез" (далее по тексту - заявитель, Казанское ОАО "Оргсинтез") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту - ответчик, Комитет по тарифам) о признании Постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 года № 3-9/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан" не соответствующим пункту 70 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 6 августа 2004 года № 20-э/2 и недействующим с момента его принятия.
Открытое акционерное общество "Камаз", г. Набережные Челны, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету по тарифам о признании недействующим пункта 5 Постановления Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан".
Определением от 17 июля 2009 года Арбитражный суд Республики Татарстан объединил настоящее дело с делом № А65-3770/2009-СА3-32 по заявлению открытого акционерного общества "Камаз" к Комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим пункта 5 Постановления Правления Комитета РТ по тарифам № 3-9/э от 26.12.2008 "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан". Делу присвоен номер А65-15531/2009-СА1-7.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом привлечены к участию в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральная служба по тарифам, Министерство юстиции РТ, открытое акционерное общество "Татэнергосбыт", ОАО "Татэнерго", ОАО "Сетевая компания", ОАО "Генерирующая компания".
До рассмотрения спора по существу от открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" поступило заявление о вступлении в дело в качестве соистца, в котором общество просило признать Постановление Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан" недействительным с момента его принятия.
Представители открытого акционерного общества "Камаз" и Казанского ОАО "Органический синтез" поддержали заявление ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Ответчик и представители открытого акционерного общества "Татэнергосбыт" возражали против вступления в дело соистца, поскольку заявление открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" не содержит дополнительных доводов, а полностью повторяет правовые позиции открытого акционерного общества "Камаз" и Казанского открытого акционерного общества "Органический синтез", оспоривших по тем же основаниям Постановление Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э, положения которого распространяются на неопределенный круг лиц, в том числе на ОАО "Нижнекамскнефтехим".
Судом вынесено определение об оставление заявления открытого акционерного общества "Нижнекамскнефтехим" без движения, поскольку оно подано с нарушением требований, установленных статьями 126, 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя (Казанского ОАО "Органический синтез") до рассмотрения спора по существу ходатайствовал об истребовании у ответчика дела об установлении тарифов на электрическую энергию, на основании которого принято оспариваемое Постановление, а именно документы, предусмотренные пунктом 10 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109.
Представители ответчика, ОАО "Татэнергосбыт", ОАО "Татэнерго" возражали против ходатайства заявителя.
Судом вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении ходатайства, поскольку в материалах дела содержатся экспертное заключение, составленное ответчиком и расчеты тарифов на электрическую энергию, подлежащие исследованию судом при рассмотрении вопроса об экономической обоснованности утвержденных тарифов.
Заявитель ходатайствовал о назначении экспертизы предложений об установлении тарифов на электрическую энергию, организаций, осуществляющих регулируемую деятельность и участвующих в процедуре установления оспариваемого тарифа для установления его экономической обоснованности, просил проведение экспертизы поручить начальнику отдела тарифообразования ОАО "Мосэнерго" - Калиниченко Елене Константиновне и поставить перед экспертом вопрос о том:
- Были ли допущены Комитетом РТ по тарифам нарушения действующих на момент установления оспариваемого тарифа методик, правил, формул, используемых при расчете установленного тарифа?
- Если нарушения были допущены, то какие именно?
- Могли ли данные нарушения привести к необоснованному завышению оспариваемого тарифа?
Представители ответчика, ОАО "Татэнергосбыт", ОАО "Татэнерго", ОАО "Сетевая компания" возражали против заявленного ходатайства.
По результатам рассмотрения ходатайства суд вынес протокольное определение об отказе в его удовлетворении, поскольку поставленные заявителем вопросы не требуют специальных познаний эксперта, а подлежат правовой оценке, что в данном случае является компетенцией арбитражного суда.
В судебном заседании заявитель (ОАО "Камаз") требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что Постановление № 3-9/э, принятое ответчиком 26.12.2008, опубликовано с нарушением действующего законодательства. Утверждал о том, что пункт 5 оспариваемого нормативного правового акта о вступлении в силу с 1 января 2009 года, опубликованного 31 января 2009 года в газетах "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", противоречит требованиям пункта 5 статьи 8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и влечет за собой массовые нарушения прав граждан, предприятий, являющихся потребителями электрической и тепловой энергии.
Заявитель (Казанское ОАО "Органический синтез") поддержал доводы, изложенные в заявлении, согласился с правовой позицией представителя ОАО "Камаз" о нарушении порядка опубликования Постановления от 26.12.2008 № 3-9/э, предусмотренного действующим законодательством. Утверждал о том, что тарифы, установленные Постановлением от 26.12.2008 № 3-9/э, превышают предельный максимальный уровень тарифа, предусмотренный Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1 и в связи с этим нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку неправомерные действия ответчика привели к увеличению расходов на оплату электрической энергии по необоснованно завышенному тарифу, к образованию имущественного ущерба, и как следствие к увеличению стоимости продукции, и потери конкурентоспособности. По мнению заявителя, анализ тарифов показывает весьма низкую дифференциацию тарифов между потребителями с высоким числом часов использования мощности и низким числом часов использования мощности, что не соответствует пункту 70 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Представитель Казанского ОАО "Органический синтез" указал на то, что ответчик не доказал законность оспариваемого нормативного правового акта и не представил документов, подтверждающих экономическую обоснованность установленных тарифов.
Ответчик требования заявителей не признал по мотивам, указанным в отзыве, пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в соответствии с положениями действующего законодательства, правовые нормы пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ, на которые ссылаются заявители, не применимы к обжалуемому Постановлению Комитета РТ по тарифам, в связи с отсутствием в нем положений, затрагивающих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
В судебном заседании ответчик утверждал о том, что тарифы установлены в соответствии со статьями 2, 5 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2.
Представитель Комитета по тарифам пояснил, что сначала им рассчитывался среднеотпускной тариф на электрическую энергию по Республики Татарстан путем деления необходимой валовой выручки по РТ на полезный отпуск электрической энергии по РТ. После исчисления среднеотпускного тарифа рассчитывался тариф для каждой группы потребителей. Ответчик утверждал о том, что тариф для прочих потребителей являлся исходной величиной для формирования тарифного меню, то есть дифференциации тарифов на двухставочные и одноставочные, а также для дифференциации тарифов по уровням напряжения и по зонам суток.
По мнению ответчика, приведенный порядок расчета тарифа соответствует положениям основ ценообразования и методических указаний, а тарифы на электрическую энергию являются экономически обоснованными, рассчитанными в точном соответствии с данными о необходимой валовой выручки и объеме полезного отпуска различных групп потребителей.
Представитель Министерства юстиции РТ дал пояснения по существу спора, утверждая о том, что Минюст РТ согласно Постановлению Кабинета Министров РТ от 22.02.2006 № 68 осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти РТ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Утверждал о том, что оснований для государственной регистрации Постановления Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э не усматривалось. Ссылаясь на Постановление Кабинета Министров РТ от 18.07.2002 № 426, пояснил, что акт, признанный Министерством юстиции РТ не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию и вступает в законную силу в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, утвердившим данный акт.
Представитель ОАО "Татэнергосбыт" пояснил, что вся процедура утверждения тарифов ответчиком соблюдена, а установленные тарифы являются экономически обоснованными.
Представитель ОАО "Татэнерго" утверждал о том, что каждая энергоснабжающая организация представляет регулирующему органу данные, на основании которых рассчитывается необходимая валовая выручка в пределах уровней, установленных Федеральной службой по тарифам России. При этом тарифы для населения не должны превышать определенного уровня в связи с чем прочие потребители, в том числе крупные промышленные предприятия несут социальную нагрузку.
Представитель ОАО "Сетевая компания" просил отказать в удовлетворении требований ОАО "Камаз" и Казанского ОАО "Органический синтез".
Представители ОАО "Генерирующая компания" и Федеральной службы по тарифам в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без участия представителей открытого акционерного общества "Генерирующая компания" и Федеральной службы по тарифам, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Заслушав доводы представителей сторон и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, которые присутствовали в судебном заседании и, оценив письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют Закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48).
Согласно части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с Федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Статьей 7.1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ установлено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Обжалуемое заявителем Постановление от 26.12.2008 № 3-9/э, принятое Правлением Комитета РТ по тарифам имеет все признаки нормативного правового акта, рассмотрение которого отнесено к компетенции арбитражного суда, поскольку содержит правовые нормы, рассчитанные на неоднократное применение, связанное с оплатой электрической энергии по утвержденным тарифам в течение 2009 года. Более того, положения указанного Постановления распространяют свое действие на потребителей Республики Татарстан, то есть на неопределенный круг лиц.
В силу части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, Федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (часть 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (часть 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного урегулирования тарифов устанавливают:
- тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;
- сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии;
- тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Согласно пункту 1.1 Указа Президента Республики Татарстан от 12.05.2008 № УП-207 "Об утверждении Положения о Комитете Республики Татарстан по тарифам" Комитет Республики Татарстан по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан в области государственного регулирования тарифов, входящим в систему органов исполнительной власти Республики Татарстан, и осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, наценок) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроль за их применением в соответствии с действующим законодательством.
Учитывая изложенное, Постановление от 26.12.2008 № 3-9/э принято органом, уполномоченным осуществлять государственное регулирование тарифов на основании Федерального закона № 41-ФЗ и Указа Президента РТ от 12.05.2008 № УП-207.
В соответствии с пунктом 5 оспариваемого нормативного правового акта Постановление от 26.12.2008 № 3-9/э вступает в силу с 1 января 2009 года.
По мнению заявителей, пункт 5 указанного Постановления нарушает специальный порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, установленный пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно пунктам 23, 25 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства России от 26.02.2004 № 109, решение регулирующего органа публикуется в установленном порядке. Решение об установлении тарифов и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Из представленных документов следует, что Постановлением от 26.12.2008 № 3-9/э ответчик установил тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан.
Данное Постановление направлялось для государственной регистрации Министерству юстиции РТ, которое Письмом от 23.01.2009 № 09-12/164 (Т. 3, л.д. 69) возвратило нормативный правовой акт без государственной регистрации в связи с отсутствием в нем положений, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Действительно содержание оспариваемого заявителями нормативного правового акта свидетельствует об утверждении тарифов на электрическую энергию на 2009 год для прочих, в частности, промышленных и приравненных к ним потребителей.
При этом права, свободы и обязанности человека и гражданина могут быть затронуты в результате установления тарифов для населения.
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему групп потребителей Республики Татарстан на 2009 год утверждены на основании Постановления от 19.09.2008 № 3-3/э, положения которого распространяются, в том числе и на работников крупных промышленных предприятий.
Текст данного Постановления зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 31 октября 2008 года за номером 458 и опубликован 21 ноября 2008 года в газете "Ватаным Татарстан" № 240, 5 декабря 2008 года в газете "Республика Татарстан" № 243.
Постановление от 19.09.2008 № 3-3/э в судебном порядке не оспорено.
Таким образом, Постановление от 26.12.2008 № 3-9/э, обжалуемое заявителями, целью принятия которого является утверждение тарифов для прочих потребителей, то есть для промышленных предприятий, а не для населения, не затрагивает права, свободы и обязанности гражданина.
Следовательно, правовые нормы пункта 5 статьи 8 Федерального закона не подлежат применению в рассматриваемом случае.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года.
Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Поскольку тарифы утверждались на 2009 год, то их действие длится с 1 января по 31 декабря 2009 года.
Как разъяснил Конституционный Суд России в Определении от 10.03.2005 № 71-О Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (пункт 5 статьи 8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 № 426 были утверждены правила подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования.
Согласно пункту 20 указанных Правил акт, признанный Министерством юстиции Республики Татарстан не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, утвердившим акт. Порядок вступления указанного акта в законную силу также определяется республиканским органом исполнительной власти, издавшим акт.
Таким образом, порядок опубликования и вступления в силу Постановления Правления Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э, признанного Министерством юстиции РТ не нуждающимся в государственной регистрации и не затрагивающего права, свободы, обязанности человека и гражданина соответствует действующему законодательству, в частности Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.07.2002 № 426.
Кроме того, согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 21 Постановления от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
27 декабря 2008 года на информационном сайте Комитета РТ по тарифам http://kt.tatar.ru, открытом для всеобщего ознакомления было размещено Постановление от 26.12.2008 № 3-9/э, что подтверждается Письмом центра информационных технологий Республики Татарстан от 05.05.2009 № 2-14/940 (Т. 3, л.д. 56).
Представителем Казанского ОАО "Органический синтез" заявлен довод об утверждении ответчиком завышенных тарифов, не являющихся экономически обоснованными.

]]>
Правовые отношения в области утверждения тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон о государственном регулировании тарифов, Закон № 41-ФЗ) и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее по тексту - Закон об электроэнергетике, Закон № 35-ФЗ).
По смыслу статьи 2 Закона № 41-ФЗ сущность государственного регулирования тарифов состоит в утверждении экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию с соблюдением предельных уровней, установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Утверждение экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию обеспечивается соблюдением принципов государственного регулирования тарифов, предусмотренных статьей 4 Закона № 41-ФЗ.
Основными принципами государственного регулирования тарифов являются:
- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике,
- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов,
- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии.
Правовые нормы, устанавливающие аналогичные основные начала, предусмотрены в Законе об электроэнергетике.
В обоснование заявленного довода представитель Казанского ОАО "Органический синтез" утверждал о нарушении ответчиком Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1, которое связано с превышением установленного предельного максимального уровня при утверждении тарифов на электрическую энергию.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, действующим на основании положения "О Федеральной службе по тарифам", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332, в компетенцию которого входит установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, производимую электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Приказом от 05.08.2008 № 127-э/1 Федеральная служба по тарифам установила предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию на 2009 год в среднем по субъекту Российской Федерации без учета дифференциации по группам потребителей, уровням напряжения, годовому числу часов использования заявленной мощности, зонам (часам суток) и календарной разбивки на 2009 год.
На основании обжалуемого Постановления от 26.12.2008 № 3-9/э ответчик утвердил тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан, с дифференциацией установленных тарифов по группам потребителей, на двухставочные и одноставочные тарифы по уровням напряжения и по зонам суток.
Таким образом, правоприменительное свойство Приказа Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1, установившего предельные уровни тарифов на электрическую энергию в среднем по Республике Татарстан без учета дифференциации, не охватывает действие Постановления Комитета РТ по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э, утвердившего тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям, с дифференциацией тарифов по группам потребителей, на двухставочные и одноставочные тарифы по уровням напряжения и по зонам суток.
Поэтому довод о превышении стоимости максимального уровня тарифов, предусмотренного Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.08.2008 № 127-э/1, отклоняется судом в силу несостоятельности.
Довод заявителя о том, что ответчик не подтвердил экономическую обоснованность установленных тарифов, поскольку не представил тарифные дела организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат: тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Регулирование указанных тарифов осуществляется в порядке, устанавливаемом основами ценообразования в сфере регулируемых тарифов и правилами государственного регулирования тарифов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статьей 6 Закона о государственном регулировании тарифов также установлено, что указанное регулирование осуществляется в соответствии с Основами ценообразования, Правилами государственного регулирования и Методическими указаниями, утверждаемыми Правительством России или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
На основании Закона о государственном регулировании тарифов и Закона об электроэнергетике Правительство Российской Федерации утвердило Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, а также Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, Постановлением от 26.02.2004 № 109.
Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (далее по тексту - Основы ценообразования) определены основные принципы и методы регулирования тарифов.
Из пункта 8 Правил государственного регулирования тарифов следует, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Организации, осуществляющие регулируемую деятельность и органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, представляют в регулирующий орган перечень документов, предусмотренных пунктом 10 Правил государственного регулирования тарифов.
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, назначая экспертов из числа своих сотрудников. К делу об установлении тарифов приобщается экспертное заключение (пункт 16 Правил государственного регулирования тарифов).
На основании пункта 8 Правил государственного регулирования тарифов открытое акционерное общество "Татэнерго" сопроводительными письмами от 30.04.2008 № 72, от 28.05.2008 № 76 направило ответчику предложения об установлении тарифов на тепловую энергию с приложением документов, предусмотренных пунктом 10 указанных Правил, в частности:
- расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям открытого акционерного общества "Сетевая компания" на 2009 год, расчета расходов и необходимой валовой выручки,
- расчета тарифов на электрическую энергию, отпускаемую открытым акционерным обществом "Генерирующая компания" на 2009 год,
- расчета сбытовой надбавки гарантирующего поставщика,
- бухгалтерской и статистической отчетности по вышеуказанным компаниям холдинга ОАО "Татэнерго" за 2007 год.
При этом суд считает необходимым отметить, что тарифное дело не являлось единым документом, а представляло собой совокупность процедур, в результате которых ответчиком были определены тарифы, предлагаемые для утверждения.
Рассмотрев предложения открытого акционерного общества "Татэнерго" об установлении тарифов и приложенные документы, которые перечислены выше, ответчик составил заключение по установлению тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан на 2009 год.
Суд считает необходимым отметить, что, руководствуясь пунктом 7 Правил государственного регулирования тарифов и Регламентом рассмотрения дел об установлении тарифов, утвержденным Приказом ФСТ от 08.04.2005 № 130-э ответчик принял решение о рассмотрении представленных материалов и назначении начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию и газ Нигметзяновой Г.Х. уполномоченной по делам об установлении тарифов и ответственным по проведению экспертизы в целях установления тарифов.
В соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования тарифов Председателем Правления Комитета РТ по тарифам утвержден протокол заседания от 26.12.2008 № 19-ПР, в повестку дня которого в том числе включен вопрос об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан.
Следовательно, порядок принятия Постановления об утверждении тарифов ответчиком соблюден.
Заключение, составленное начальником отдела регулирования тарифов на электрическую энергию и газ Г.Х.Нигметзяновой, которая была назначена для проведения экспертизы в целях установления тарифов на электрическую энергию, является основанием для утверждения тарифов на электрическую энергию регулирующим органом в Постановлении от 26.12.2008 № 3-9/э.
Поэтому указанный документ, который содержит расчет тарифов, в дальнейшем установленных оспариваемым нормативным правовым актом, подлежит исследованию судом на основании статей 71, 75 АПК РФ с учетом положений арбитражного процессуального законодательства об относимости, допустимости и достоверности доказательства.
Из представленного заключения по установлению тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан, на 2009 год (Т. 4, л.д. 95 - 99) усматривается, что при утверждении тарифов ответчик следовал методу экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые тарифы рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Основываясь на документах, представленных открытым акционерным обществом "Татэнерго", ответчик определил объем полезного отпуска электрической энергии по Республике Татарстан на 2009 год, утвержденный Приказом ФСТ от 30.07.2008 № 288-э и необходимую валовую выручку по Республике Татарстан в размере 36 207 900 000 руб., которая сложилась из следующих составляющих:
- необходимых финансовых средств на покупку электрической энергии с оптового рынка в сумме 20 759 900 000 руб., рассчитанных исходя из индикативной цены, утвержденной Приказом ФСТ от 02.12.2008 № 311-э/3 и объема полезного отпуска в соответствии с Приказом ФСТ от 30.07.2008 № 288-э,
- средств, необходимых на содержание гарантирующего поставщика ОАО "Татэнерго" - 1 073 500 000 руб., рассчитанных исходя из объема полезного отпуска в соответствии с Приказом ФСТ от 30.07.2008 № 288-э и сбытовой надбавки гарантирующего поставщика, утвержденной Постановлением Правления Комитета РТ по тарифам от 19.12.2008 № 3-6/э,
- валовой выручки, необходимой для содержания сетевых организаций в размере 11 428 700 000 руб., для оплаты потерь сетевых организаций в сумме 2 946 500 000 руб., рассчитанная исходя из предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по Республике Татарстан, утвержденных Приказом ФСТ от 17.12.2008 № 376-э/9, объема полезного отпуска в соответствии с Приказом ФСТ от 30.07.2008 № 288-э и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для электросетевых организаций на территории Республики Татарстан на 2009 год, утвержденных Постановлением Правления Комитета по тарифам от 19.12.2008 № 3-8/э.
Таким образом, ответчик рассчитал среднеотпускной тариф на электрическую энергию по Республике Татарстан в размере 167, 71 коп. за 1 кВтч. (36 207 900 000/21 589 100 000).
Суд считает необходимым отметить, что среднеотпускной тариф не превысил максимальный уровень тарифа на электрическую энергию, составляющего в среднем по РТ в соответствии с Приказом ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1 171, 13 коп. за 1 кВтч, что подтверждается Федеральной службой по тарифам, утвердившей данные уровни тарифов, в представленном отзыве на заявления (Т. 4, л.д. 1 - 3).
Среднеотпускной тариф являлся исходной величиной для дифференциации тарифов по группам потребителей в порядке, предусмотренном пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее по тексту - Методические указания).
В силу статьи 2 Закона о государственном регулировании тарифов № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Положения пункта 27 Методических указаний классифицируют потребителей на 4 группы, в частности, базовых потребителей, население, прочих потребителей и организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
Тариф для каждой группы рассчитывался ответчиком путем деления необходимой валовой выручки, приходящейся на группу соответствующих потребителей, на объем полезного отпуска электрической энергии для данных потребителей.
Сначала ответчиком был рассчитан среднеотпускной тариф на электрическую энергию для населения и приравненных к нему потребителей Постановлением от 19.09.2008 № 3-3/э в размере 204 коп за 1 кВтч.
Следует отметить что тариф для населения установленный регулирующим органом, не превысил максимальный уровень тарифа в размере 207 коп. за 1 кВтч., предусмотренный Приказом ФСТ от 05.08.2008 № 127-э/1 в приложении № 2.
В Постановлении от 26.12.2008 № 3-9/э регулирующий орган утвердил тарифы на электрическую энергию для прочих потребителей и организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, которые в силу пункта 27 Методических указаний отнесены к третьей и четвертой группе потребителей.
При этом необходимая валовая выручка для прочих потребителей рассчитывалась путем вычитания из необходимой валовой выручки по Республики Татарстан необходимой валовой выручки, определенной для населения при утверждении тарифов в Постановлении от 19.09.2008 № 3-3/э. Аналогичным образом определялся объем полезного отпуска электрической энергии для прочих потребителей.
Тариф для прочих потребителей определялся путем деления необходимой валовой выручки на полезный отпуск электрической энергии, которые приходились на данную группу потребителей.
Далее тарифы для прочих потребителей дифференцировались ответчиком на одноставочные и двухставочные по уровням напряжения и по зонам суток.
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования тарифы на электрическую энергию, поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах:
- одноставочный тариф, включающий в себя стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности,
- двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт, установленной генерирующей мощности,
- одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
На основании пункта 58 Основ ценообразования ответчик рассчитал: одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость 1 киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности, двухставочный тариф, включающий в себя ставку за 1 киловатт-час электрической энергии и ставку за 1 киловатт установленной генерирующей мощности, одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам суток.
При дифференциации тарифов тарифное меню формировалось по следующему принципу: утвержденный тариф равнялся частному необходимой валовой выручки потребителей, использующих электрическую энергию определенной характеристики в зависимости от уровня напряжения и по зонам суток и объема полезного отпуска электрической энергии таким потребителям.
Довод Казанского ОАО "Органический синтез" о несоответствии Постановления от 26.12.2008 № 3-9/э пункту 70 Методических рекомендаций судом отклоняется по следующим основаниям.
В силу пункта 70 Методических указаний для потребителей, применяющих одноставочные тарифы на электрическую энергию, двухставочные тарифы преобразуются в одноставочные по формуле № 44, указанной в данном пункте.
Для диапазонов годового числа часов использования заявленной мощности применяются следующие расчетные значения:
от 7001 часов и выше - 7500;
от 6001 до 7000 часов - 6500;
от 5001 до 6000 часов - 5500;
от 4001 до 5000 часов - 4500;
от 3001 до 4000 часов - 3500;
от 2000 до 3000 часов - 2500;
менее 2000 часов - 1000.
В случае установления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов нижней границы дифференциации на уровне 5000 часов и ниже применяется расчетное значение h maxj равное 4500 часов.
Судом установлено и это следует из текста заявления, что Казанское ОАО "Органический синтез" для расчетов с гарантирующим поставщиком выбрало двухставочный тариф. Поэтому положения пункта 70 Методических указаний в отношении Казанского ОАО "Органический синтез" не применяются.
Одноставочные тарифы рассчитывались исходя из числа часов использования по формуле, предусмотренной пунктом 70 Методических указаний, и дифференцировались по числу часов использования в диапазоне от 7001 часов и выше до 5000 часов и менее.
Такая дифференциация полностью соответствует пункту 70 Методических указаний.
Заявителем представлен расчет тарифов по числу часов использования заявленной мощности (Т. 4, л.д. 90 - 93) и расчет увеличения расходов на оплату электроэнергии (мощности) в связи с необоснованным завышением тарифов (Т. 4, л.д. 132 - 136).
Представленные расчеты основаны на пункте 55 Методических рекомендаций, согласно которому потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, то есть получающий электрическую энергию с шин электростанций, оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель выдает электрическую энергию (мощность) в электрическую сеть сетевой организации.
Однако в пункте 9 Информационного письма от 12.08.2005 № ДС-4628/14 ФСТ разъяснила, что при поставке по договору всего объема с оптового рынка к потребителю, подключенному к шинам распределительного устройства электростанции, пункт 55 Методических указаний не применяется, в этом случае потребитель должен оплачивать услуги по передаче.
Поэтому стоимость услуг по передаче электрической энергии обосновано учитывалась ответчиком при утверждении тарифов в Постановлении от 26.12.2008 № 3-9/э.
При изложенных обстоятельствах Постановление от 26.12.2008 № 3-9/э принято Комитетом РТ по тарифам в соответствии с Законом о государственном регулировании тарифов, Законом об электроэнергетике, Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2.
В связи с этим правовых оснований для признания указанного нормативного правового акта недействующим с момента его принятия и удовлетворения требований заявителей не имеется.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 169, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан,

решил:

В удовлетворении заявленных требований Казанского открытого акционерного общества "Органический синтез", Открытого акционерного общества "КАМАЗ" отказать.
Признать Постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 26.12.2008 № 3-9/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителям Республики Татарстан" соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
Л.М.ЯКУПОВА

Судьи
Н.Б.НАЗЫРОВА
Э.Р.ГАЛИУЛЛИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru