ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 января 2000 г. по делу № 3П-1-13/01
17 января 2000 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики, Татарстан
в составе председательствующего Гафиятуллина Ш.Ш.
с участием прокурора Синяковой Г.Ю.
при секретаре Хузиной Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими статей 2
, ч. 1 ст. 6
, ст. 18
, ст. 19
, ч. 3 ст. 20
, ч. ч. 6
и 7 ст. 26
, ч. 4 ст. 27
, ст. 33
, ст. 35
, ч. 3 ст. 37
, ч. 4 ст. 39
, ч. 5 ст. 71
, ч. 4 ст. 82
, ст. 92
, ст. 93
, ст. 94
, ст. 95
Водного кодекса Республики Татарстан /ВК РТ/ и противоречащими федеральному законодательству
установила:
Прокурор РТ обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представитель Государственного Совета РТ (ГС РТ) Сафронова А.Ю. заявление прокурора РТ не признала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ водное законодательство находится в совместном ведении РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Нарушением указанных конституционных положений является ст. 2
ВК РТ, в соответствии с которой правовое регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов в РТ осуществляется ВК
РТ и принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в области использования и охраны водных объектов исключено из правовой основы регулирования указанных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6
ВК РТ к компетенции ГС РТ отнесено определение основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Согласно ст. 65 ВК РФ определение государственной политики в указанной области находится в ведении РФ.
В соответствии со ст. 18
ВК РТ водные объекты находятся в республиканской собственности. Согласно ст. 19
ВК РТ водные объекты, части водных объектов, их водные ресурсы, расположенные в пределах территории РТ, в том числе обособленные водные объекты, не находящиеся в коммунальной собственности, собственности местного самоуправления и частной собственности, являются республиканской собственностью.
Указанные положения ВК
РТ не соответствуют ст. 36 ВК РФ, определяющей водные объекты, которые находятся исключительно в собственности РФ, в частности:
- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий.
Приведения в соответствие с ВК РФ требует ч. 3 ст. 20
ВК РТ предусматривающая, что предельные размеры обособленных водных объектов, которые могут находиться в собственности физических и юридических лиц, определяются земельным законодательством РТ.
Согласно ст. 40 ВК РФ предельные размеры обособленных водных объектов передаваемых в собственность граждан и юридических лиц, определяется земельным законодательством РФ.
Противоречащей федеральному законодательству является и ч. 6 ст. 26
ВК РТ, согласно которой права пользования поверхностными водными объектами возникают с момента вступления в силу договора пользования водным объектом.
Согласно ч. 7 ст. 46 ВК РФ право пользования водным объектом возникает с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Согласно ст. 65 ВК РФ установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии отнесено к компетенции РФ.
В связи с этим, несоответствующими федеральному законодательству являются ч. 7 ст. 26
ВК РТ, согласно которой лицензирование деятельности в области использования и охраны подземных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РТ о недрах и ч. 4 ст. 27
ВК РТ, из которой следует, что порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием и охраной поверхностных водных объектов утверждается Кабинетом Министров РТ.
В соответствии со ст. 33
ВК РТ права пользования водными объектами прекращаются в случае ликвидации водопользователя - юридического лица.
Ст. 60 ВК РФ прекращение права пользования водными объектами связывает с прекращением деятельности водопользователя - юридического лица, под которым понимается не только ликвидация юридического лица, но и его реорганизация.
Согласно ст. 63 ВК РФ права пользования объектами могут быть ограничены в случаях, предусмотренных ВК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, федеральный законодатель исключает возможность устанавливать какие-либо ограничения в законодательстве субъектов РФ. В связи с этим, несоответствующей указанным положениям ВК РФ является ст. 35
ВК РТ, в соответствии с которой права пользования водными объектами могут быть ограничены в случаях и в порядке, предусмотренных ВК
РТ и иными законами.
В соответствии со ст. 87 ВК РФ порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством РФ.
Согласно ч. 3 ст. 37
ВК РТ определение порядка предоставления в особое пользование водных объектов отнесено к компетенции Кабинета Министров РТ.
Аналогичное замечание относится к ч. 4 ст. 39
, ч. 5 ст. 71
, ч. 4 ст. 82
ВК РТ, в соответствии с которыми порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), порядок установления размеров и границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, режим их использования, порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов устанавливается Кабинетом Министров РТ. В соответствии со ст. 90, 111, 76 ВК РФ указанные вопросы составляют компетенцию Правительства РФ.
Согласно ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" плата за пользование водными объектами отнесена к федеральным налогам, размер ставок которых, объекты налогообложения, плательщики налогов, а также порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ.
Противоречащими указанным положениям, а также ВК РФ и ФЗ "О плате за пользование водными объектами" являются:
ст. 92
ВК РТ, согласно которой платежи за пользование водными объектами устанавливаются ВК
РТ и иными нормативными правовыми актами РТ;
ст. 93
ВК РТ, в соответствии с которой порядок установления и взимания платежей, связанных с пользованием водными объектами, а также распределение средств между бюджетами устанавливается законодательством РТ;
ст. 94
ВК РТ, устанавливающая взимание водного налога.
ст. 95
ВК РТ, устанавливающая объект взимания платы за загрязнение водных объектов.
Ст. 92
- 95
ВК РТ подлежат исключению, поскольку закрепленные в них положения - предмет ведения РФ и регламентируются федеральным законодательством.
Субъекты РФ в соответствии со ст. 66 ВК РФ вправе устанавливать только дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, а также в соответствии со ст. 123 ВК РФ устанавливать льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами в пределах сумм платы, поступающей в бюджет субъекта РФ.
Доводы, изложенные в письменном отзыве ГС РТ, об отсутствии в ВК РТ противоречий федеральному законодательству, не нашли своего подтверждения при исследовании всех обстоятельств дела в судебном заседании и поэтому являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Заявление прокурора РТ удовлетворить.
Признать ст. 2
, ч. 1 ст. 6
, ст. 18
, ст. 19
, ч. 3 ст. 20
, ч. ч. 6
и 7 ст. 26
, ч. 4 ст. 27
, ст. 33
, ст. 35
, ч. 3 ст. 37
, ч. 4 ст. 39
, ч. 5 ст. 71
, ч. 4 ст. 82
, ст. 92
, ст. 93
, ст. 94
, ст. 95
Водного кодекса Республики Татарстан недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Председательствующий
Ш.Ш.ГАФИЯТУЛЛИН