Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 января 2000 г. по делу № 3П-1-13/01

17 января 2000 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики, Татарстан
в составе председательствующего Гафиятуллина Ш.Ш.
с участием прокурора Синяковой Г.Ю.
при секретаре Хузиной Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании недействующими статей 2, ч. 1 ст. 6, ст. 18, ст. 19, ч. 3 ст. 20, ч. ч. 6 и 7 ст. 26, ч. 4 ст. 27, ст. 33, ст. 35, ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 39, ч. 5 ст. 71, ч. 4 ст. 82, ст. 92, ст. 93, ст. 94, ст. 95 Водного кодекса Республики Татарстан /ВК РТ/ и противоречащими федеральному законодательству

установила:

Прокурор РТ обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Представитель Государственного Совета РТ (ГС РТ) Сафронова А.Ю. заявление прокурора РТ не признала.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, судебная коллегия находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ водное законодательство находится в совместном ведении РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Нарушением указанных конституционных положений является ст. 2 ВК РТ, в соответствии с которой правовое регулирование отношений в области использования и охраны водных объектов в РТ осуществляется ВК РТ и принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее правоотношения в области использования и охраны водных объектов исключено из правовой основы регулирования указанных правоотношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ВК РТ к компетенции ГС РТ отнесено определение основных направлений государственной политики в области использования и охраны водных объектов.
Согласно ст. 65 ВК РФ определение государственной политики в указанной области находится в ведении РФ.
В соответствии со ст. 18 ВК РТ водные объекты находятся в республиканской собственности. Согласно ст. 19 ВК РТ водные объекты, части водных объектов, их водные ресурсы, расположенные в пределах территории РТ, в том числе обособленные водные объекты, не находящиеся в коммунальной собственности, собственности местного самоуправления и частной собственности, являются республиканской собственностью.
Указанные положения ВК РТ не соответствуют ст. 36 ВК РФ, определяющей водные объекты, которые находятся исключительно в собственности РФ, в частности:
- водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
- водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий.
Приведения в соответствие с ВК РФ требует ч. 3 ст. 20 ВК РТ предусматривающая, что предельные размеры обособленных водных объектов, которые могут находиться в собственности физических и юридических лиц, определяются земельным законодательством РТ.
Согласно ст. 40 ВК РФ предельные размеры обособленных водных объектов передаваемых в собственность граждан и юридических лиц, определяется земельным законодательством РФ.
Противоречащей федеральному законодательству является и ч. 6 ст. 26 ВК РТ, согласно которой права пользования поверхностными водными объектами возникают с момента вступления в силу договора пользования водным объектом.
Согласно ч. 7 ст. 46 ВК РФ право пользования водным объектом возникает с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.
Согласно ст. 65 ВК РФ установление порядка выдачи, оформления, регистрации и выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии отнесено к компетенции РФ.
В связи с этим, несоответствующими федеральному законодательству являются ч. 7 ст. 26 ВК РТ, согласно которой лицензирование деятельности в области использования и охраны подземных объектов осуществляется в соответствии с законодательством РТ о недрах и ч. 4 ст. 27 ВК РТ, из которой следует, что порядок лицензирования деятельности, связанной с использованием и охраной поверхностных водных объектов утверждается Кабинетом Министров РТ.
В соответствии со ст. 33 ВК РТ права пользования водными объектами прекращаются в случае ликвидации водопользователя - юридического лица.
Ст. 60 ВК РФ прекращение права пользования водными объектами связывает с прекращением деятельности водопользователя - юридического лица, под которым понимается не только ликвидация юридического лица, но и его реорганизация.
Согласно ст. 63 ВК РФ права пользования объектами могут быть ограничены в случаях, предусмотренных ВК РФ и иными федеральными законами. Таким образом, федеральный законодатель исключает возможность устанавливать какие-либо ограничения в законодательстве субъектов РФ. В связи с этим, несоответствующей указанным положениям ВК РФ является ст. 35 ВК РТ, в соответствии с которой права пользования водными объектами могут быть ограничены в случаях и в порядке, предусмотренных ВК РТ и иными законами.
В соответствии со ст. 87 ВК РФ порядок предоставления водных объектов в особое пользование устанавливается Правительством РФ.
Согласно ч. 3 ст. 37 ВК РТ определение порядка предоставления в особое пользование водных объектов отнесено к компетенции Кабинета Министров РТ.
Аналогичное замечание относится к ч. 4 ст. 39, ч. 5 ст. 71, ч. 4 ст. 82 ВК РТ, в соответствии с которыми порядок пересмотра лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), порядок установления размеров и границ водоохранных зон, прибрежных защитных полос, режим их использования, порядок разработки, согласования, государственной экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов устанавливается Кабинетом Министров РТ. В соответствии со ст. 90, 111, 76 ВК РФ указанные вопросы составляют компетенцию Правительства РФ.
Согласно ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" плата за пользование водными объектами отнесена к федеральным налогам, размер ставок которых, объекты налогообложения, плательщики налогов, а также порядок их зачисления в бюджет устанавливаются законодательными актами РФ.
Противоречащими указанным положениям, а также ВК РФ и ФЗ "О плате за пользование водными объектами" являются:
ст. 92 ВК РТ, согласно которой платежи за пользование водными объектами устанавливаются ВК РТ и иными нормативными правовыми актами РТ;
ст. 93 ВК РТ, в соответствии с которой порядок установления и взимания платежей, связанных с пользованием водными объектами, а также распределение средств между бюджетами устанавливается законодательством РТ;
ст. 94 ВК РТ, устанавливающая взимание водного налога.
ст. 95 ВК РТ, устанавливающая объект взимания платы за загрязнение водных объектов.
Ст. 92 - 95 ВК РТ подлежат исключению, поскольку закрепленные в них положения - предмет ведения РФ и регламентируются федеральным законодательством.
Субъекты РФ в соответствии со ст. 66 ВК РФ вправе устанавливать только дифференцированные размеры платы, связанной с пользованием водными объектами, а также в соответствии со ст. 123 ВК РФ устанавливать льготы по платежам, связанным с пользованием водными объектами в пределах сумм платы, поступающей в бюджет субъекта РФ.
Доводы, изложенные в письменном отзыве ГС РТ, об отсутствии в ВК РТ противоречий федеральному законодательству, не нашли своего подтверждения при исследовании всех обстоятельств дела в судебном заседании и поэтому являются несостоятельными.
Руководствуясь ст. ст. 191 - 197 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Заявление прокурора РТ удовлетворить.
Признать ст. 2, ч. 1 ст. 6, ст. 18, ст. 19, ч. 3 ст. 20, ч. ч. 6 и 7 ст. 26, ч. 4 ст. 27, ст. 33, ст. 35, ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 39, ч. 5 ст. 71, ч. 4 ст. 82, ст. 92, ст. 93, ст. 94, ст. 95 Водного кодекса Республики Татарстан недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.

Председательствующий
Ш.Ш.ГАФИЯТУЛЛИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru