Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2002 г. по делу № 3П-1-48-2002

16 мая 2002 г. Верховный суд Республики Татарстан в составе:
Председательствующего Хаертдинова Н.М.
С участием прокурора Галиуллиной Р.Ш.
При секретаре Хузиной Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" № 2246-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года № 87),

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений частей 1 и 2 статьи 1, частей 1, 2 и 3 статьи 4, пунктов 4, 9, 12 и 15 части 2 статьи 13, части 5 статьи 13, частей 2 и 3 статьи 14, части 4 статьи 24, пунктов 6, 17, 23, 25 части 1 статьи 26, частей 2, 3, 4, 6, 8, 9 статьи 27 Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" № 2246-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года № 87).
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части данный Закон Республики Татарстан (далее республиканский закон или Закон Республики Татарстан) противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от 24 января 1997 года, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общественных объединениях", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал в измененной части.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора признали частично и пояснили, что части 2 и 3 статьи 4, часть 5 статьи 13, пункт 6 части 1 статьи 26 республиканского закона не противоречат федеральному законодательству. Части 2, 3, 4, 6, 8, 9 статьи 27 указанного закона федеральному законодательству противоречат частично. В остальной части заявленные требования прокурора Республики Татарстан являются обоснованными, поскольку в указанной части нормы республиканского закона противоречат федеральному законодательству. Государственным Советом Республики Татарстан в первом чтении принят закон о внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", в котором устранены противоречия к федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что части 2 и 3 статьи 4, пункт 9 части 2 статьи 13, часть 5 статьи 13, пункт 6 части 1 статьи 26, части 2, 4, 6, 8 статьи 27 республиканского закона не противоречат федеральному законодательству, в остальной части приведенные прокурором нормы республиканского закона противоречат федеральному закону.
Выслушав объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению с учетом внесенных им изменений, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению с учетом внесенных участвующим в данном деле прокурором изменений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам (п. "а" ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
По делу установлено, что с 30 ноября 1994 года в Республике Татарстан действует Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления". В настоящее время данный закон действует в редакции Закона Республики Татарстан № 87 от 25 мая 1995 года.
Отдельные положения указанного Закона Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Представители Государственного Совета и Президента Республики Татарстан в судебном заседании согласились с позицией прокурора по следующим нормам республиканского закона:
Части 1 и 2 статьи 1, части 1 статьи 4 республиканского закона в части образования в районах в городах местных Советов народных депутатов и местных администраций;
Пункту 4 части 2 статьи 13;
Пункту 9 части 2 статьи 13 в части согласования кандидатуры на должность главы администрации;
Пункту 12 частя 2 статьи 13;
Пункту 15 части 2 статьи 13 в части отмены актов главы соответствующей администрации в случае противоречия законодательству, решений нижестоящих Советов, нарушающих законы;
Части 2 статьи 14 в части, предусматривающей освобождение Президентом Республики Татарстан от должности главы местной администрации;
Части 3 статьи 14 в части предусматривающей освобождение от должности главой городской администрации, назначенного им главы районной в городе администрации;
Части 4 статьи 24;
Пунктам 17, 23, 25 части 1 статьи 26;
Соглашаясь в этой части с позицией прокурора, представители Государственного Совета Республики Татарстан пояснили, что эти противоречия устранены в принятом в первом чтении Закона Республики Татарстан "О внесении изменении и дополнении в Закон Республики Татарстан о местных органах государственной власти и управления". Кроме того, по утверждениям представителей Государственного Совета Республики Татарстан, вступил в силу Закон Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан", в котором также нашли отражения, затрагивающие прокурором Республики Татарстан вопросы.
При таком положении Верховный суд Республики Татарстан считает, что в изложенной выше части нормы республиканского закона противоречат федеральному законодательству.
Противоречат федеральному законодательству и части 2 и 3 статьи 4 республиканского закона, поскольку указанные положения, предусматривающие объединение местных советов народных депутатов нарушают принцип непосредственного участия граждан в формировании государственных органов. Также нарушаются положения части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Кроме того, принятие решения об объединении Советов и администрации решениями соответственно Государственного Совета и Президента Республики Татарстан нарушает принцип разделения властей и их самостоятельности в пределах полномочий.
По указанным основаниям подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и часть 5 статьи 13 республиканского закона.
Пункт 6 части 1 статьи 26 Закона Республики Татарстан относит к ведению администрации района, города координацию и контроль в пределах, установленных законом, деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, находящихся на соответствующей территории.
Между тем, в силу статьи 38 Федерального закона "Об общественных объединениях", контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляет только орган, регистрирующий общественные объединения.
Более того, пункт 6 части 1 статьи 26 республиканского закона противоречит части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей свободу юридических лиц в установлении своих прав и обязанностей.
Часть 2 статьи 27 республиканского закона в части предусматривающей назначение главы администрации района, города Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов, противоречит установленным Конституцией Российской Федерации (части 3 статьи 5 и статьей 5) и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципам разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и их самостоятельности в пределах их полномочий (пункты "д", "е", "ж" части 1 статьи 1).
По указанным основаниям противоречат федеральному законодательству и части 3, 4, 6, 8, 9 статьи 27 республиканского закона.
При наличии таких обстоятельств Верховный суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан с учетом внесенных изменений подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 191 - 197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан,

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" № 2246-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года № 87):
часть 1 статьи 1 в части указания на то, что представительными органами власти в районах в городах являются местные Советы народных депутатов;
часть 2 статьи 1 в части указания на то, что исполнительно-распорядительными органами в районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц;
часть 1 статьи 4 в части образования в районах в городах местных Советов народных депутатов и местных администрации;
пункт 4 части 2 статьи 13;
пункт 9 части 2 статьи 13 в части указания на то, что к ведению местного Совета народных депутатов относится согласование кандидатуры на должность главы администрации;
пункт 12 части 2 статьи 13;
пункт 15 части 2 статьи 13 в части указания на то, что к ведению местного Совета народных депутатов относится отмена актов главы соответствующей администрации в случае противоречия законодательству, решений нижестоящих Советов, нарушающих законы;
часть 2 статьи 14 в части предусматривающей освобождение Президентом Республики Татарстан от должности главы местной администрации;
часть 3 статьи 14 в части предусматривающей освобождение от должности главой городской администрации назначенного им главы районной в городе администрации;
часть 4 статьи 24;
пунктов 17, 23 и 25 части 1 статьи 26;
часть 2 статьи 27 в части предусматривающей назначение главы администрации района, города Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов;
часть 3 статьи 27;
часть 4 статьи 27 в части предусматривающей назначение главы администрации района и города, главы администрации города с районным делением Президентом Республики Татарстан с согласия объединенного Совета народных депутатов;
части 6, 8 и 9 статьи 27;
части 2 и 3 статьи 4;
часть 5 статьи 13;
пункт 6 части 1 статьи 26.
Решение суда подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.

Председательствующий: судья
Н.М.ХАЕРТДИНОВ

Решение вступило в законную силу - 02.08.2002 г.

Судья ВС РТ
Н.М.ХАЕРТДИНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru