ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 мая 2002 г. по делу № 3П-1-48-2002
16 мая 2002 г. Верховный суд Республики Татарстан в составе:
Председательствующего Хаертдинова Н.М.
С участием прокурора Галиуллиной Р.Ш.
При секретаре Хузиной Э.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Закона
Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" № 2246-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года № 87),
установил:
Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений частей 1
и 2 статьи 1
, частей 1
, 2
и 3 статьи 4
, пунктов 4
, 9
, 12
и 15 части 2 статьи 13
, части 5 статьи 13
, частей 2
и 3 статьи 14
, части 4 статьи 24
, пунктов 6
, 17
, 23
, 25 части 1 статьи 26
, частей 2
, 3
, 4
, 6
, 8
, 9 статьи 27
Закона Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" № 2246-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года № 87).
В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что в оспариваемой части данный Закон Республики Татарстан (далее республиканский закон или Закон Республики Татарстан) противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от 24 января 1997 года, Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Налоговому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общественных объединениях", Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан поддержал в измененной части.
Представители Государственного Совета Республики Татарстан заявление прокурора признали частично и пояснили, что части 2
и 3 статьи 4
, часть 5 статьи 13
, пункт 6 части 1 статьи 26
республиканского закона не противоречат федеральному законодательству. Части 2
, 3
, 4
, 6
, 8
, 9 статьи 27
указанного закона федеральному законодательству противоречат частично. В остальной части заявленные требования прокурора Республики Татарстан являются обоснованными, поскольку в указанной части нормы республиканского закона противоречат федеральному законодательству. Государственным Советом Республики Татарстан в первом чтении принят закон о внесении изменений в Закон
Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления", в котором устранены противоречия к федеральному законодательству.
Представитель Президента Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан признал частично и пояснил, что части 2
и 3 статьи 4
, пункт 9 части 2 статьи 13
, часть 5 статьи 13
, пункт 6 части 1 статьи 26
, части 2
, 4
, 6
, 8 статьи 27
республиканского закона не противоречат федеральному законодательству, в остальной части приведенные прокурором нормы республиканского закона противоречат федеральному закону.
Выслушав объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан и Президента Республики Татарстан, заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению с учетом внесенных им изменений, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит удовлетворению с учетом внесенных участвующим в данном деле прокурором изменений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов Конституции Российской Федерации и Федеральным законам (п. "а" ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
По делу установлено, что с 30 ноября 1994 года в Республике Татарстан действует Закон
Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления". В настоящее время данный закон действует в редакции Закона Республики Татарстан № 87 от 25 мая 1995 года.
Отдельные положения указанного Закона
Республики Татарстан противоречат федеральному законодательству.
Представители Государственного Совета и Президента Республики Татарстан в судебном заседании согласились с позицией прокурора по следующим нормам республиканского закона:
Части 1
и 2 статьи 1
, части 1 статьи 4
республиканского закона в части образования в районах в городах местных Советов народных депутатов и местных администраций;
Пункту 4 части 2 статьи 13
;
Пункту 9 части 2 статьи 13
в части согласования кандидатуры на должность главы администрации;
Пункту 12 частя 2 статьи 13
;
Пункту 15 части 2 статьи 13
в части отмены актов главы соответствующей администрации в случае противоречия законодательству, решений нижестоящих Советов, нарушающих законы;
Части 2 статьи 14
в части, предусматривающей освобождение Президентом Республики Татарстан от должности главы местной администрации;
Части 3 статьи 14
в части предусматривающей освобождение от должности главой городской администрации, назначенного им главы районной в городе администрации;
Части 4 статьи 24
;
Пунктам 17
, 23
, 25 части 1 статьи 26
;
Соглашаясь в этой части с позицией прокурора, представители Государственного Совета Республики Татарстан пояснили, что эти противоречия устранены в принятом в первом чтении Закона
Республики Татарстан "О внесении изменении и дополнении в Закон Республики Татарстан о местных органах государственной власти и управления". Кроме того, по утверждениям представителей Государственного Совета Республики Татарстан, вступил в силу Закон
Республики Татарстан "О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан", в котором также нашли отражения, затрагивающие прокурором Республики Татарстан вопросы.
При таком положении Верховный суд Республики Татарстан считает, что в изложенной выше части нормы республиканского закона противоречат федеральному законодательству.
Противоречат федеральному законодательству и части 2
и 3 статьи 4
республиканского закона, поскольку указанные положения, предусматривающие объединение местных советов народных депутатов нарушают принцип непосредственного участия граждан в формировании государственных органов. Также нарушаются положения части 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти.
Кроме того, принятие решения об объединении Советов и администрации решениями соответственно Государственного Совета и Президента Республики Татарстан нарушает принцип разделения властей и их самостоятельности в пределах полномочий.
По указанным основаниям подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и часть 5 статьи 13
республиканского закона.
Пункт 6 части 1 статьи 26
Закона Республики Татарстан относит к ведению администрации района, города координацию и контроль в пределах, установленных законом, деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, находящихся на соответствующей территории.
Между тем, в силу статьи 38 Федерального закона "Об общественных объединениях", контроль за соответствием их деятельности уставным целям осуществляет только орган, регистрирующий общественные объединения.
Более того, пункт 6 части 1 статьи 26
республиканского закона противоречит части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей свободу юридических лиц в установлении своих прав и обязанностей.
Часть 2 статьи 27
республиканского закона в части предусматривающей назначение главы администрации района, города Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов, противоречит установленным Конституцией Российской Федерации (части 3 статьи 5 и статьей 5) и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", принципам разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и их самостоятельности в пределах их полномочий (пункты "д", "е", "ж" части 1 статьи 1).
По указанным основаниям противоречат федеральному законодательству и части 3
, 4
, 6
, 8
, 9 статьи 27
республиканского закона.
При наличии таких обстоятельств Верховный суд Республики Татарстан считает заявление прокурора Республики Татарстан с учетом внесенных изменений подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 191 - 197, 203, 208 ГПК РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан,
решил:
Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Закона
Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" № 2246-12 от 30 ноября 1994 года (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 мая 1995 года № 87):
часть 1 статьи 1
в части указания на то, что представительными органами власти в районах в городах являются местные Советы народных депутатов;
часть 2 статьи 1
в части указания на то, что исполнительно-распорядительными органами в районах в городах являются администрации соответствующих административно-территориальных единиц;
часть 1 статьи 4
в части образования в районах в городах местных Советов народных депутатов и местных администрации;
пункт 4 части 2 статьи 13
;
пункт 9 части 2 статьи 13
в части указания на то, что к ведению местного Совета народных депутатов относится согласование кандидатуры на должность главы администрации;
пункт 12 части 2 статьи 13
;
пункт 15 части 2 статьи 13
в части указания на то, что к ведению местного Совета народных депутатов относится отмена актов главы соответствующей администрации в случае противоречия законодательству, решений нижестоящих Советов, нарушающих законы;
часть 2 статьи 14
в части предусматривающей освобождение Президентом Республики Татарстан от должности главы местной администрации;
часть 3 статьи 14
в части предусматривающей освобождение от должности главой городской администрации назначенного им главы районной в городе администрации;
часть 4 статьи 24
;
пунктов 17
, 23
и 25 части 1 статьи 26
;
часть 2 статьи 27
в части предусматривающей назначение главы администрации района, города Президентом Республики Татарстан с согласия соответствующего Совета народных депутатов;
часть 3 статьи 27
;
часть 4 статьи 27
в части предусматривающей назначение главы администрации района и города, главы администрации города с районным делением Президентом Республики Татарстан с согласия объединенного Совета народных депутатов;
части 6
, 8
и 9 статьи 27
;
части 2
и 3 статьи 4
;
часть 5 статьи 13
;
пункт 6 части 1 статьи 26
.
Решение суда подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты "Республика Татарстан", "Ватаным Татарстан", Ведомости Государственного Совета Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней.
Председательствующий: судья
Н.М.ХАЕРТДИНОВ
Решение вступило в законную силу - 02.08.2002 г.
Судья ВС РТ
Н.М.ХАЕРТДИНОВ