Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 9 января 2001 г. по делу № 3П-1-4-2001

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан в составе:
Председательствующего судьи       ШАКИРЬЯНОВА Р.В.
                                  (единолично)
С участием прокурора              ГАЛИУЛЛИНОЙ Р.Ш.,
При секретаре                     ФЕКЛИНОЙ С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления".

установила:

Исполняющий обязанности прокурора Республики Татарстан (РТ) обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления".
В обоснование требований указывается, что Государственным Советом Республики Татарстан 30 ноября 1994 г. принят Закон РТ "О местных органах государственной власти и управления", который противоречит Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "н" ст. 72) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законы субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам.
После принятия соответствующего федерального закона, как об этом говорится в ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации", законы субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Российской Федерацией 6 октября 1999 года принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", следовательно, Закон РТ "О местных органах государственной власти и управления" подлежит приведению в соответствие с указанным Федеральным законом.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г., а также Федеральным законом от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" существование органов государственной власти на уровне городов и районов не предусмотрено. На этом уровне должны создаваться муниципальные образования.
Постановлением Конституционного суда РФ от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республики" определено, что федеральные органы исполнительной власти, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, к этой системе в указанных пределах относятся и органы исполнительной власти в районах и городах республиканского значения.
Однако такие органы и их должностные лица не могут ущемлять самостоятельность местного самоуправления, его органов и вторгаться в сферу их компетенции.
Органы местного самоуправления не могут быть преобразованы в органы государственной власти, осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.
Судебная коллегия, заслушав объяснения: представителя прокуратуры РТ Галиуллиной Р.Ш. о признании противоречащим федеральному законодательству указанного выше Закона Республики Татарстан, представителя Государственного Совета РТ Сафроновой А.Е. об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора, считает, что оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.
Так, доводы и.о. прокурора РТ о том, что федеральным законодательством эти доводы в такой редакции, формулировке были поддержаны и участвующим по делу прокурором, существование органов государственной власти на уровне городов и районов не предусмотрено, не основаны на законе.
Указанное выше Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24 января 1997 г. по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики от 17 апреля 1996 г. "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике" принято (поводом к рассмотрению дела являлось) и по жалобе группы граждан г. Ижевска о нарушении их конституционного права на осуществление местного самоуправления в связи с принятием Закона Удмуртской Республики от 19 ноября 1996 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Удмуртской Республики "О системе органов государственной власти в Удмуртской Республики".
Этим законом, в частности, было предусмотрено изменение границ, уровня муниципального образования без учета положений Закона Удмуртской Республики от 27 января 1994 г. "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" изменение видов самоуправляющихся территорий без учета мнения населения, прекращение полномочий уже избранных и действующих представительных и исполнительных органов местного самоуправления, о преобразовании органов местного самоуправления в органы государственной власти, о включении их в систему органов государственной власти.
Прокурором, данных о том, что Законом Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" предусмотрены подобные изменения, преобразования в системе органов местного самоуправления в РТ не представлено.
В Республике Татарстан идет процесс создания, реформирования системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, если Закон РТ "О местных органах государственной власти и управления" принят, как указывалось, 30 ноября 1994 г., то с 5 марта 1995 г. вступил в действие Закон РТ "О местном самоуправлении", изменения в этот Закон были внесены и 21 октября 1999 г., а с 29 января 2000 года вступил в законную силу Закон РТ "О выборах депутатов представительных органов и должностных лиц местного самоуправления в Республике Татарстан".
И.о. прокурором РТ при обращении в суд с заявлением наличие этих законов РТ, существование в Республике Татарстан органов местного самоуправления не учитывались.
Кроме того, как указывалось, преобразование органов местного самоуправления в органы государственной власти, включении их в эту систему Законом РТ "О местных органах государственной власти и управления" не предусмотрено.
Судебная коллегия, отказывая и.о. прокурору РТ в удовлетворении его требований, принимает во внимание и следующее.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в случаях, в частности, если законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов.
При принятии решения по заявлению судебной коллегией учитываются доводы и представителя Государственного Совета Республики Татарстан Сафроновой А.Ю. о том, что действующая система органов государственной власти, в том числе и местные органы государственной власти и управления, РТ определяется Конституцией Республики Татарстан, что вытекает из Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в ст. 30 указанного федерального закона от 22 сентября 1999 г. указывается о том, что в целях приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом и обеспечения преемственности власти устанавливается переходный период - два календарных года со дня вступления в силу настоящего федерального закона.
О том, что работа в этой области в законодательном органе Республики Татарстан - в Государственном Совете РТ - ведется, указывается и в отзыве на заявление и.о. прокурора Республики Татарстан.
Дело судом на основании ст. 195 ГПК РСФСР разрешен в пределах заявленных и.о. прокурором РТ требований, другие доводы, кроме указанных выше, для признания противоречащим федеральному законодательству названного выше закона РТ, приведены не были, они не установлены и в судебном заседании.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 197, 203 ГПК РСФСР, судебная коллегия

решила:

Исполняющему обязанности прокурора Республики Татарстан отказать в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закон Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления".
Решение может быть опротестовано, обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан.

Председательствующий
Р.В.ШАКИРЬЯНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru