Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 1 июня 2010 г. № 4686/10

ОБ ИТОГАХ ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 65-ЛЕТИЮ
ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941 - 1945 ГГ.

Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет информацию об итогах проведения Интернет-тестирования учащихся 9 - 11 классов общеобразовательных учреждений, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., для сведения и использования в работе.

И.о. министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение

ОБ ИТОГАХ ИНТЕРНЕТ-ТЕСТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 9, 10, 11 КЛАССОВ
ШКОЛ РТ, ПОСВЯЩЕННОГО 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (23.11 - 3.12.2009, 18 - 19.03.2010)

С целью исполнения Распоряжения Президента Республики Татарстан № 62 от 08.02.2008 "Об утверждении Плана мероприятий по подготовке и проведению в Республике Татарстан празднования 65-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" Министерство образования и науки Республики Татарстан провело масштабный Интернет-проект совместно с Казанским государственным университетом. Перед данным проектом были поставлены следующие задачи: активировать интерес старшеклассников к истории Великой Отечественной войны и одновременно проверить степень усвоения ими учебного материала по отечественной истории периода 1941-1945 гг. Интернет-тестирование старшеклассников проводилось в следующие сроки: с 23 по 26 ноября 2009 г. (10-е классы), с 1 по 3 декабря 2009 г. (11-е классы) и 18 - 19 марта 2010 г. (9-е классы).
Учащимся 10-х и 11-х классов было предложено по 40 вопросов, которые соответствовали заданиям типа "А". Каждый ученик получал индивидуальный набор вопросов из общей базы в 120 заданий. Одна пятая часть тестовых заданий (20% от общего их числа) включала вопросы по истории Татарстана периода Великой Отечественной войны.
Учащиеся 10-х классов, проходившие тестирование первыми, более уверенно отвечали на вопросы о Сталинградской битве, о поэте-герое М.Джалиле, об авторах песни "Священная война" (более 60% правильных ответов).
У учащихся 10-х классов затруднения вызвали вопросы, связанные со знанием общей обстановки на фронте и в тылу, которые требовали аналитического подхода. Например, на вопрос: "Какие внешнеполитические последствия имело для СССР заключение "Пакта Молотова - Риббентропа?" - правильно смогли ответить лишь 19% учащихся. Менее 10% учащихся справились с отдельными вопросами о татарских композиторах, написавших те или иные произведения в годы войны.
Недостаточно уверенно учащиеся 10-х классов отвечали на вопросы о решениях международных конференций "большой тройки" антигитлеровской коалиции.
Более ответственно к Интернет-тестированию отнеслись учащиеся 11-х классов. По отдельным вопросам (о поэме "Василий Теркин" или о блокаде Ленинграда) дали правильные ответы более 80% учащихся. Вместе с тем на 47 вопросов (из 120) учащиеся-выпускники в целом по Татарстану смогли дать менее 50% правильных ответов, в то время как на 73 вопроса дали правильные ответы в диапазоне от 50% до 80% прошедших тестирование по данным вопросам. Надо иметь в виду, что каждый школьник отвечал на 40 вопросов в виде выборки из общей базы, представленной 120 вопросами.
Самый низкий уровень правильных ответов от 10% до 27% получен на вопросы об оценке партизанского движения в СССР, о некоторых типах советских самолетов, воевавших с фашистскими захватчиками.
Учащиеся 9-х классов проходили тестирование позже, поэтому были учтены отдельные недоработки, прежде всего, организационно-технического порядка.
Задания для учащихся 9-х классов включали 30 вопросов типа "А" по аналогу с ЕГЭ и 5 вопросов типа "Б" на установление соответствий, при этом 20% вопросов были непосредственно по истории Татарстана периода Великой Отечественной войны.
Всего было введено в систему 140 вопросов, т.е. 4 варианта по 35 вопросов, а каждый учащийся получал задание с набором 35 вопросов, которые были для каждого конкретного ученика индивидуальными.
Ответы по части "В" по условиям тестирования вводились непосредственно самим учащимся в выделенном поле на экране монитора. По завершении тестирования, соответствующего 45 минутам, учащийся получал свой результат в баллах. Например, из 35 вопросов правильных ответов 20. Далее учащийся активировал пункт "Проверка ответа" и сразу же получал отчет о своем тестировании по вопросам, где он дал неверный ответ. На экране монитора появлялись вопрос, неправильный ответ учащегося и полный правильный ответ. Фактически каждый ученик в течение 60 минут мог не только ответить, но и проанализировать все допущенные в Интернет-тестировании ошибки.
Всего в тестировании приняли участие почти 31 тысяча учащихся 9-х классов из 1132 школ. Интересна статистика ответов. Всего по Татарстану получены результаты по 120 вопросам, на которые в среднем отвечало от 2800 до 8800 учащихся (по 35 вопросов каждый ученик). Статистика ответов очень представительная.
Более 87% учащихся 9-х классов дали правильный ответ по лучшему советскому танку в годы войны, почти 83% правильно ответило на вопрос о самом крупном танковом сражении (на Курской дуге). Более 80% смогли точно назвать "Мамаев курган". А почти 80% учащихся правильно указали героя, изображенного на картине Х.А.Якупова "Перед приговором".
Всего на 75 вопросов из 140, внесенных в базу тестирования, учащиеся дали правильные ответы, которые варьировали в диапазоне от 51% до 87% от числа всех ответов. Вместе с тем по 50 вопросам были даны правильные ответы только в диапазоне от 50,0% до 20,7%. Наиболее низкие результаты были получены по вопросу о марше С.Сайдашева, созданном им в годы войны (20,77% правильных ответов или 912 чел. из 4391 чел., давших верный ответ). Всего 28,92% правильно назвали город, где произошло юридическое оформление гитлеровской коалиции. Вызвали затруднения вопросы о причинах неудач Красной Армии (35,68% правильных ответов), о форсировании Днепра, за что звание Героя Советского Союза получило 2440 чел. (32,46 правильных ответов) и др.
Наибольшие трудности вызвали задания по части "В" на соответствие. Самый высокий результат, всего 35,44% правильных ответов, был представлен по вопросу об установлении соответствия между писателями-фронтовиками и их произведениями. Всего 14,33% учащихся смогли дать правильный ответ на соответствие произведений татарских композиторов, созданных ими в годы войны.
Совершенно очевидно, что наиболее значительные затруднения учащихся 9-х классов вызвали вопросы на "соответствие" (лучший результат составил менее 35,4% в сравнении с 87% по части "А"). По части "А" наиболее низкие результаты (от 20% до 30% правильных ответов) отмечались по следующим разделам курса: дипломатия и внешняя политика в годы войны, научно-технические достижения, вопросы по литературе, искусству, особенно музыкальному.
Вопросы по истории культуры традиционно вызывают наибольшие проблемы в усвоении курса отечественной истории.
В целом результаты учащихся 9-х классов по числу отличных ответов оказались выше, чем у 11-х классов и особенно 10-х. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с тем, что тестирование 9-х классов проводилось в марте 2010 г., а 10-х и 11-х классов в конце ноября и в декабре 2009 г. Безусловно, учителя попытались исправить ситуацию и сориентировали девятиклассников на более серьезную подготовку, что и дало свои положительные результаты. На "отлично" справились с заданием 14% учащихся 9-х классов, 6,4% - 11-х классов и 1% - 10-х классов.
В целом в тестировании по истории Великой Отечественной войны всего было зарегистрировано более 55 тысяч учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов, из них почти 40 тысяч полностью завершили тестирование и ознакомились с результатами.
В среднем в течение 60 минут тестировалось до двух и более тысяч учащихся одновременно.
Так, более 30 тысяч учащихся 9-х классов зарегистрировались и прошли тестирование за два дня, т.е. примерно по 15 тысяч учащихся в день.
Действующая система позволяет обеспечить без сбоев в течение 2-х дней тестирование до 30 и более тысяч учащихся, например 9-х или 10-х классов, примерно из 1400 школ Татарстана, которые имеют технические возможности работать с ресурсным центром КГУ.
Интернет-тестирование учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов по истории Великой Отечественной войны позволило проверить работоспособность школьной Интернет-сети Республики Татарстан и выявить общую картину усвоения учебного материала по истории важнейших событий борьбы с фашизмом, включая вопросы по истории Татарстана периода 1941-1945 гг.
Наиболее организованно прошло Интернет-тестирование учащихся 9-х классов. Во-первых, они тестировались последними, и в школах учли недоработки в организации тестирования учащихся 10-х и 11-х классов. Во-вторых, разработчики проекта (УМЦ и ЦИТ КГУ) внесли изменения в порядок регистрации, обратили внимание организаторов тестирования в муниципальных образовательных и непосредственно в школах на отдельные недоработки и "узкие" места. В-третьих, в школах с учениками была проведена соответствующая подготовительная работа, в том числе по мотивации данного Интернет-тестирования.
Все общеобразовательные учебные заведения РТ, учащиеся которых прошли данное тестирование, получили доступ к полному отчету по результатам на странице своей школы по адресу: http://www.test.ksu.ru.
В ходе тестирования учащихся 9-х классов была апробирована новая опция, когда по завершении выполнения заданий учащийся мог ознакомиться с результатом не только в баллах, но и получить отчет по вопросам, на которые ему не удалось дать правильный ответ.
Таким образом, обучающая роль Интернет-тестирования становится качественно более эффективной и значимой как для учащегося, так и для учителя-предметника.
Опыт данного Интернет-тестирования показал, что для развития новых информационных технологий, особенно с массовым использованием школьных компьютеров, необходимо реализовывать такие проекты на регулярной основе. В школах, к сожалению, часто меняются ответственные из числа учителей за проведение Интернет-тестирований. Многие плохо понимают, как провести виртуальную регистрацию и четко объяснить учащимся порядок прохождения тестирования. Третье тестирование по истории Великой Отечественной войны 9-х классов прошло значительно организованнее двух предыдущих (10-х и 11-х классов), что было связано с небольшим промежутком между тестированиями, т.е. в два месяца, и учителя были в курсе сложностей тестирования учащихся 10 и 11 классов. Считаем, что каждый учитель-предметник должен освоить технологию регистрации и процедуру прохождения учащимися Интернет-тестирования.
Прошедшее тестирование высветило и другую проблему. Сами учащиеся не всегда четко понимали цель и задачи тестирования по истории Великой Отечественной войны. В ходе тестирования определенная часть школьников столкнувшись с вопросами, на которые они не могли ответить, просто прекращала сеанс тестирования. Тех, кто прекратил досрочно тестирование среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов, было немало, порядка 20% - 25%. Например, всего прошли регистрацию более 31 тысячи учащихся девятых классов, однако полностью завершили тестирование только чуть менее 24 тысяч. Значит, семь тысяч из числа прошедших регистрацию, т.е. примерно 23% от числа зарегистрированных, по разным причинам "сошли с дистанции".
Среди очевидных причин недостаточное количество школьных компьютеров, подключенных к Интернету, затруднения при ответах на тестовые задания, когда школьник просто выходил из системы, предвидя неудовлетворительный результат и др.
В целом, по мнению разработчиков, данный Интернет-проект стал наиболее масштабным с рекордным участием учеников 1332 школ Татарстана и достаточно репрезентативным. Вместе с тем опрос в виде Интернет-тестирования выявил определенные проблемы в усвоении учебного материала по истории Великой Отечественной войны как по общему курсу, так и по региональному компоненту, т.е. по истории Татарстана в годы Великой Отечественной войны.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru