Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 16 августа 2010 г. № 6767/10

О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

По предложению П.Астахова, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, принято решение о проведении с 1 по 8 сентября 2010 года во всех общеобразовательных учреждениях республики Недели правовых знаний, приуроченной к 20-летию со дня присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка.
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет методические рекомендации по проведению Недели правовых знаний, подготовленные Институтом развития образования РТ. Дополнительный информационный и методический материал размещен на сайте Министерства образования и науки РТ (раздел "День знаний") www.mon.tatar.ru.
При подготовке сценария Дня знаний 1 сентября 2010 года просим проинформировать участников праздника о проводимой Неделе правовых знаний.

Первый заместитель министра
Д.М.МУСТАФИН





Приложение

О ПРОВЕДЕНИИ НЕДЕЛИ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с предложением Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка П.Астахова с 1 по 8 сентября 2010 года во всех образовательных учреждениях проводится Неделя правовых знаний, приуроченная к юбилейной дате присоединения Российской Федерации к Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., в России (СССР) Конвенция была ратифицирована в 1990 г.
Необходимость обращения к Конвенции по правам ребенка продиктована следующими обстоятельствами:
- Конвенция - это наиболее полный документ, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права, и дети должны быть с ним знакомы.
- Права ребенка признаются мировым сообществом как важный элемент утверждения гуманистических ценностей, духовного и нравственного развития личности.
- Компетентность в области прав человека, в том числе и прав ребенка, продиктована инициативами Российской Федерации, которая подписала ряд международных документов, закрепляющих положения Всеобщей декларации прав человека, в том числе Конвенции о правах ребенка.
- Задачи социализации школьников в современной России предполагают наличие широких и разнообразных знаний в правовой сфере, навыков конструктивного диалога и позитивного поведения при защите своих интересов.
Проведение Недели правовых знаний с 1 по 8 сентября 2010 года призвано привлечь внимание педагогов и учащихся к важному международному документу. Роль Конвенции о правах ребенка была рассмотрена в рамках правозащитной системы Российской Федерации. Мероприятия должны способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.
Цели и формы проводимых мероприятий определяются конкретными условиями на месте: типом учебного заведения, профилем класса, возрастом учащихся и т. д. Возможны различные варианты организации Недели правовых знаний. Например, это могут быть общешкольные мероприятия (или отдельные занятия по параллелям), посвященные Конвенции о правах детей.
Результативность мероприятий зависит от общей атмосферы в образовательном учреждении. Рекомендуется оформить тематические стенды, разместить информацию об Уполномоченном по правам человека и Уполномоченном по правам ребенка в Татарстане, основные положения Конвенции о правах ребенка, материалы о реализации данных положений в стране.
Кроме того, в местах, доступных для детей и родителей (их законных представителей), должны быть размещены тексты уставов образовательного учреждения и его детских организаций, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением и защитой прав ребенка. Необходимо также, чтобы детям и их родителям были доступны данные служб, обеспечивающих защиту прав ребенка (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органов социальной защиты, регионального уполномоченного по правам ребенка). Рекомендуется организовать их участие в мероприятиях Недели правовых знаний в образовательных учреждениях.
В начальной школе учащиеся получают первые представления о правах человека, ценности человеческой жизни. Здесь формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице. В ходе занятия младшие школьники получают представление о Конвенции как о документе, защищающем права ребенка. Предпочтение отдается игровым формам, работе с иллюстрациями, рисованию.
В основной школе продолжается работа по формированию правовой культуры, развиваются навыки правомерного поведения. Основу ее составляют такие важнейшие характеристики, как знание своих прав и обязанностей, повышение ответственности за свое поведение. С учетом знаний учащихся, полученных на уроках обществознания, и жизненного опыта на занятиях целесообразно использовать комплекс познавательных и практических занятий.
В старшей школе усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации своих прав и свобод. Здесь возможна деятельностная практика, поисково-исследовательские методы - дискуссии, тренинги, практикумы, акции социального характера, моделирование, социальное проектирование и другие формы занятий.
Рекомендуемые формы занятий, которые учителя могут разработать с учетом специфики класса, школы, района:
- Лекция-беседа с презентацией: "Конвенция о правах ребенка", "Мои права", "Какие права есть у ребенка" и др.
- Акции: "Подари игрушку своему сверстнику", "Мой подарок в детский дом", выступления старших школьников перед учениками младших классов: "Я расскажу тебе...", "Твои права" и т. п.
- Конкурсы рисунков и творческих работ: "Мир глазами детей", "Я рисую мир", "Моя семья", "Мои права", "Разноцветный мир детства" и др.
- Конкурс стенгазет, в том числе электронных: "Права ребенка", "Дети на планете", "Я - за здоровый образ жизни".
- Викторины: "Знаешь ли ты свои права?", "Конвенция о правах ребенка", "Право и возраст" и др.
- Правовые игры, тренинги: "Ребенок и улица", "Я - участник дорожного движения", "Если меня обидели", "Я и другие" и т. п.
- Классные занятия: "Человек и закон", "Всемирный день ребенка", "Детство - это мир красок", "Молодежь и права человека", "Мир семьи", "Семья и ребенок" и др.
- Исследовательские и социальные проекты: "Ребенок и международное гуманитарное право", "Права ребенка и Устав школы", "Почему детям иногда плохо?", "Взрослые и дети", "Ребенок - самостоятельный субъект права", "Положения Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве", "Ребенок и гражданство", "Родитель - ребенок, учитель - ученик" в контексте положений "Конвенции о правах ребенка" и т. п.
Обучение правам ребенка заключается не только в овладении знаниями, оно призвано формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, правовым нормам, вырабатывать соответствующие компетенции для правомерного поведения в обществе.
Целесообразным является формирование в школе целостной системы правового воспитания, использующей потенциал всех предметов, с одной стороны, с другой - правовое пространство школы. Уклад школы, педагогическая среда должны способствовать развитию у школьников чувства собственного достоинства, приобретению ими практического опыта правомерного поведения, необходимого в социально значимой деятельности в настоящем и будущем. Неделя правовых знаний призвана актуализировать задачи правового образования учащихся.

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин ИРО РТ
И.М.ФОКЕЕВА,
В.И.ПИСКАРЕВ


Рекомендуемая литература
1. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. - М.: Школьная пресса, 2005. - ("Воспитание школьников. Библиотека журнала"; Вып. 70).
2. Белозерова Н.В. Использование метода проектов в правовой подготовке старшеклассников. Из опыта работы / Н.В.Белозерова // Право в школе. - 2007. - № 1. - С. 58 - 59.
3. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с. ("Воспитание школьников. Библиотека журнала"; Вып. 70).
4. Знай свои права / сост. Т.Е.Заводова, Ю.П.Лежнева - Мн.: Красико-Пункт 2006. - 176 с. - (Педагогическая мастерская).
5. Кожин Ю.А. Права и ответственность ребенка по российскому законодательству. Программа элективного курса для учащихся 8 - 11 классов (17 часов) / Ю.А.Кожин // Право в школе. - 2006. - № 2. - С. 8 - 10.
6. Кожин Ю.А. Комплект заданий по элективному курсу для учащихся 8 - 11 классов "Права и ответственность ребенка по российскому законодательству" / Ю.А.Кожин // Право в школе. - 2007. - № 1. - С. 44 - 52.
7. Филатова Л.В. Использование материалов региональной прессы в правовом образовании школьников / Л.В.Филатова // Право в школе. - 2007. - № 4. - С. 38 - 40.
8. Фоминых А.М. Правовой статус ребенка в РФ / А.М.Фоминых // Право в школе. - 2008. - № 1.- С. 42 - 44.
9. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека: М.: "Вита - Пресс", 1995
10. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. С. 250.

Интернет-ресурсы

http://www.nemoskvichi.ru/st23.php Защита прав несовершеннолетних в школе.
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00/l_04_01b.shtml Психологическая готовность ребенка к школе.
http://www.pravadetey.ru/index4.html Ты и школа!
http://pcgo.narod.ru/prava_uchast_uch.htm !!! Человек имеет права с момента своего рождения !!!
http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=123961 Изучение Конвенции о правах ребенка в школе. 3.К.Шнекендорф.
http://school20-bal.m/index.php?option=com_content&task=view&id=5&Itemid=4 Права и обязанности учеников
http://www.pravoza21.ru/nesovershen.php Защита прав несовершеннолетних в школе.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru