ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 марта 2001 г. № 11-Г01-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда России в составе председательствующего В.П.Кнышева
судей В.И.Нечаева и Б.А.Горохова
рассмотрела в судебном заседании 6 марта 2001 г.
кассационный протест старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан Галиуллиной Р.Ш., участвующей в рассмотрении дела судом первой инстанции, на решение
Верховного суда Республики Татарстан от 9 января 2001 г., которым отказано в удовлетворении заявления и.о. Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закона
Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления".
Заслушав доклад судьи Нечаева В.И., объяснения представителей Государственного Совета Республики Татарстан Сафроновой А.Ю. и Логинова В.П., заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей оставить решение
суда без изменения, протест без удовлетворения, исследовав материалы дела, коллегия
установила:
Государственный Совет Республики Татарстан принял Закон
Республики Татарстан "О местных органах государственной власти и управления" от 30 ноября 1994 г., который действует в редакции от 25 мая 1995 г. Этим законом установлены в районах, городах республиканского подчинения представительные органы государственной власти - Советы народных депутатов, а также исполнительно-распорядительные органы государственной власти - администрации административно-территориальных единиц. И.о. прокурора Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании данного закона противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий, считая, что на уровне городов и районов должны создаваться муниципальные образования; федеральным законодательством не предусмотрены органы государственной власти на уровне городов и районов.
Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение
. В кассационном протесте старший прокурор отдела прокуратуры Республики Татарстан Галиуллина Р.Ш., участвующая в рассмотрении дела судом первой инстанции, просит отменить решение
суда. Кассационный протест обоснован теми же мотивами, что и заявление, предъявленное в суд первой инстанции. Обсудив доводы кассационного протеста, коллегия не находит оснований для отмены решения
суда. Законность и обоснованность решения
суда первой инстанции коллегия проверяет в пределах кассационного протеста.
Согласно ст. 2 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения (подп. "л" п. 2 ст. 5 Федерального закона).
По смыслу приведенных правовых норм, в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации могут входить представительные и исполнительные органы государственной власти таких административно-территориальных образований субъекта Российской Федерации как, в частности, районов и городов. Установление районов и городов в качестве административно - территориальных устройств субъекта Российской Федерации осуществляется законом субъекта Российской Федерации.
Что касается доводов по поводу местного самоуправления, то в соответствии с п. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских, поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 11 ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, создание в Республике Татарстан органов государственной власти на уровне районов и городов не противоречит федеральному законодательству. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти Республики Татарстан, в том числе администрации районов и городов образуют, по п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Более того, районы включают в себя сельские поселения, а также другие территории, поэтому наделение районов правами местного самоуправления (доводы в заявлении в кассационном протесте) означало бы, что сельские поселения, а также другие территории в нарушение п. 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации лишались бы прав муниципального образования и становились подразделениями районного муниципального образования.
Дело рассматривалось судом первой инстанции в пределах оснований и предмета, указанных и.о. прокурора Республики Татарстан в заявлении поданном в суд.
Руководствуясь ст. ст. 304, 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, коллегия
определила:
оставить решение
Верховного суда Республики Татарстан от 9 января 2001 г. без изменения, кассационный протест старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Татарстан Галиуллиной Р.Ш. без удовлетворения.
Председательствующий
В.П.КНЫШЕВ
Судьи
В.И.НЕЧАЕВА
Б.А.ГОРОХОВА