Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 9 сентября 2010 г. № 7566/10

О РЕЗУЛЬТАТАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РТ В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

Министерство образования и науки Республики Татарстан доводит до сведения результаты государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Татарстан в 2009 - 2010 учебном году.

Заместитель министра -
руководитель департамента надзора
и контроля в сфере образования
Л.Н.НУГУМАНОВА





РЕЗУЛЬТАТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2009 - 2010 УЧЕБНОМ ГОДУ

В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 522, права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на использование печати с изображением Государственного герба РФ возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации.
В 2009 - 2010 учебном году государственная аккредитация проводилась в соответствии с графиком, утвержденным Приказом департамента надзора и контроля в сфере образования от 13.08.2009 № 1505/09 "Об утверждении графика проведения государственной аккредитации образовательных учреждений общего и дополнительного образования детей на 2009 - 2010 учебный год".
Аккредитационной комиссией рассмотрены материалы 329 образовательных учреждений, в том числе: 127 дошкольных образовательных учреждений, 167 общеобразовательных учреждений, 35 учреждений дополнительного образования детей. Установлен статус по виду "начальная школа - детский сад" - 1, "прогимназия" - 1, "начальная общеобразовательная школа" - 15, "основная общеобразовательная школа" - 26, "средняя общеобразовательная школа" - 86, "средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов" - 11, "гимназия" - 13, "гимназия-интернат" - 1, "лицей" - 2, "кадетская школа" - 3, "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" - 4, "суворовское военное училище" - 1, "вечерняя (сменная) общеобразовательная школа" - 1, "вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях" - 2 общеобразовательным учреждениям.
По результатам государственной аккредитации 77 образовательных учреждений изменили аккредитационный статус, при этом двум инновационным учреждениям - гимназии и средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов - был установлен вид "средняя общеобразовательная школа"; одному образовательному учреждению было отказано в аккредитации программы дошкольного образования.
Экспертиза нормативного правового обеспечения показала, что в образовательных учреждениях осуществляется планомерная работа по формированию нормативной правовой базы, локальные акты образовательного учреждения в основном не противоречат Уставам и законодательству РФ и РТ в сфере образования. Однако в ряде случаев было установлено:
- несоответствие содержания уставов образовательных учреждений ст. 13 Закона Российской Федерации "Об образовании";
- нарушение требований, предъявляемых к утверждению локальных актов образовательных учреждений;
- несоответствие печати образовательных учреждений ГОСТ Р51511 - 2001.
Структура и содержание учебных планов, представленных образовательными учреждениями, в основном соответствуют требованиям федеральных и региональных нормативных документов.
Вместе с тем были выявлены следующие недочеты:
- оформление пояснительных записок к учебному плану носит формальный характер, нет четких обоснований по использованию часов вариативной части;
- не в полном объеме выполняется федеральный компонент;
- наименования предметов, указанных в учебных планах, журналах, расписаниях образовательных учреждений, не соответствуют наименованиям предметов в Базисном учебном плане и примерных учебных планах образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
При экспертизе содержания подготовки выпускников образовательных учреждений по выполнению федерального государственного образовательного стандарта и соответствию объема учебной нагрузки обучающихся государственным требованиям выявлено:
- выполнение не в полном объеме государственных требований к исполнению содержания учебных программ по предметам, в значительной степени это относится к таким предметам, как "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология", "Физическая культура";
- использование учебных программ, не обеспечивающих выполнение федерального государственного образовательного стандарта;
- использование учебных программ, которые по количеству часов не соответствуют учебному плану образовательного учреждения.
Качество подготовки выпускников в основном соответствует государственным требованиям.
Анализ показателей деятельности образовательных учреждений, необходимых для определения вида, позволяет сделать следующие выводы:
- уровень и направленность реализуемых основных образовательных программ соответствуют заявленному статусу учреждения,
- структура классов в основном соответствует предъявляемым требованиям,
- кадровое обеспечение в основном соответствует предъявляемым требованиям, в то же время в ряде образовательных учреждений доля педагогических работников, имеющих квалификационные категории, а также имеющих высшую и первую квалификационные категории, ниже критериальных значений, установленных для государственной аккредитации;
- информационно-техническое оснащение образовательного процесса не в полном объеме соответствует государственным требованиям. Так, оснащение кабинетов физики, химии, изобразительного искусства, технологии, физической культуры во многих образовательных учреждениях не обеспечивает выполнение учебных программ в полном объеме. В отдельных образовательных учреждениях до настоящего времени используются учебники, содержание которых не обеспечивает выполнение государственных образовательных стандартов общего образования.
Анализ результатов экспертизы дошкольных образовательных учреждений показывает, что содержание реализуемой образовательной программы в целом соответствует федеральным требованиям. Вместе с тем были выявлены следующие недочеты:
- в образовательных учреждениях превышается лицензионный норматив по предельному контингенту воспитанников;
- уставы образовательных учреждений не соответствуют Закону РФ "Об образовании", Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении в части определения типа реализуемой образовательной программы, оснований отчисления воспитанников, порядка принятия и внесения изменений в устав, перечня видов локальных актов, приоритетного направления деятельности, направленности групп, функционирующих в детском саду;
- договоры образовательных учреждений с учредителем не приведены в соответствие с Законом РФ "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в части определения компетенции учредителя, конкретизации режима работы и длительности пребывания детей в детском саду;
- в сетке занятий не выдерживаются нормативные требования к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения;
- в предметно-развивающей среде образовательных учреждений недостаточно сюжетных игрушек, оборудования и атрибутов для организации сюжетно-ролевых игр.
Результаты проведенных экспертиз позволяют сделать вывод о целенаправленной работе по подготовке учреждений к государственной аккредитации муниципальными органами управления образованием г. Набережные Челны (Халимов P.M.), Елабужского муниципального района (Шаймарданов И.З.) и Вахитовского района г. Казани (Закирова М.З.).
Недостаточную работу по подготовке образовательных учреждений к государственной аккредитации провели органы управления образованием Менделеевского муниципального района (Смирнова К.И.) и Авиастроительного района г. Казани (Идиятов Д.Г.).
На основании изложенного муниципальным органам управления образованием необходимо обеспечить качественную подготовку образовательных учреждений к процедуре государственной аккредитации.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 09.09.2010 № 7566/10
"О результатах государственной аккредитации образовательных учреждений РТ в 2009 - 2010 учебном году"

Письмо
Результаты государственной аккредитации образовательных учреждений Республики Татарстан в 2009 - 2010 учебном году

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru