Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 9 сентября 2010 г. № 7582/10

О ВВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Во исполнение устного поручения Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова по изучению опыта об эффективной работе учреждений дополнительного образования детей г. Набережные Челны Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет информационно-аналитический материал о введении системы учета учащихся в учреждениях дополнительного образования г. Набережные Челны.
Данная система разработана Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны с целью определения фактической занятости детей дополнительным образованием, стабилизации численности занимающихся в учреждении в течение года.
Министерство образования и науки РТ считает данную систему учета рациональной, т.к. это позволяет привлечь в отрасль педагогов с высокой профессиональной квалификацией, повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования.
Одновременно с этим Министерство образования и науки Республики Татарстан информирует о необходимости соблюдения принципов всестороннего удовлетворения запросов личности в получении образовательных услуг в системе дополнительного образования детей и требований к организации дополнительного образования детей в учреждениях различных ведомств в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г. (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. № 752).
О принятом решении по внедрению сертификатов просим проинформировать отдел воспитания и дополнительного образования детей до 16 сентября т.г.

Заместитель министра
А.К.ЗИННУРОВ





Приложение
к Письму МОиН РТ
от 9 сентября 2010 г. № 7582/10

Информационно-аналитический материал
о реализации программы введения сертификатов в систему
учета учащихся в учреждениях дополнительного образования
г. Набережные Челны

В системе дополнительного образования муниципального образования г. Набережные Челны функционирует 40 учреждений дополнительного образования, в том числе 10 учреждений дополнительного образования, подведомственных Управлению культуры исполнительного комитета, 17 - подведомственных Управлению образования, 13 - Управлению физкультуры и спорта. На базе 17 учреждений дополнительного образования детей системы образования созданы автономные учреждения дополнительного образования.
С целью сохранения сети учреждений дополнительного образования и контингента детей в них группы с 2007/08 учебного года комплектуются по желанию учащихся и родителей, т.е. с правом посещения нескольких кружков.
Основными причинами, которые подтолкнули к введению новых экономических механизмов в дополнительное образование:
- необоснованно высокие показатели охвата учащихся дополнительным образованием (свыше 200%) при фактической занятости около 50% - 70% детей;
- привлечение в отрасль педагогов-совместителей с низкой профессиональной квалификацией, что не обеспечивало высокое качество предоставляемых дополнительных образовательных услуг;
- миграция учащихся из учреждения в учреждение в течение года, это не позволяло завершить курс обучения в полном объеме, т.е. продолжительность работы некоторых кружков и секций составляла от одного до нескольких месяцев;
- отсутствовала заинтересованность учреждений дополнительного образования в расширении спектра предоставляемых услуг для детей среднего и старшего возраста;
- неэффективно использовался потенциал системы дополнительного образования в организации профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся (чрезмерно высокий процент кружков художественно-эстетического цикла, очень низкий - техническо-прикладного, спортивного и экологического направления).
Для определения фактической занятости дополнительным образованием учащихся был введен сертификат, дающий право посещения учреждения дополнительного образования. Данная форма учета занятости обучающихся используется в городе в течение 3 лет.
Анализ данных показал, что в УДО города поступило 83,9% от общего числа выданных учреждениям образования (выдано 49283 штуки). 16,1% учеников не воспользовались своим правом использовать сертификат, т.е. не посещают кружки и секции. В тоже время 30,9% детей посещают два и более кружков.
В УДО (Управления образования) - 73%.
В учреждениях образования установлена программа регистрации сертификатов.
В то же время необходимо отметить проблемы:
1. Система сертификации показала, насколько педагоги дополнительного образования готовы к "рыночным" условиям.
2. Невозможность проверки данных культуры, УФиС из-за отсутствия программ по регистрации сертификатов.
3. С введением сертификатов в учреждениях образования было сокращено 279 групп, группы сокращены из-за недоукомплектованности, в то же время введение сертификатов подтолкнуло учреждения дополнительного образования к открытию новых кружков и секций, востребованных детьми, таких как "Паркур", "Брейк-данс" и др.
В 2009/10 учебном году не обеспеченными сертификатами остались обучающиеся первых классов. В связи с финансовыми затруднениями нет возможности изготовления новых сертификатов или разработки электронного учета занятости, Управлением образования было принято решение о том, что данная категория обучающихся будет обеспечена специальными справками учреждения образования (заменяющими сертификат).
Основной задачей на 2010/11 учебного года является привлечение 100% сертификатов в учреждения дополнительного образования.

Примерный алгоритм введения системы
учета охвата учащихся в системе дополнительного образования

1. Проведение разъяснительной работы с руководителями образовательных учреждений, родителями воспитанников.
2. Определение муниципального заказа по каждому учреждению дополнительного образования на социально значимые объединения (программы) (15 - 20% от общего количества сертификатов по данному учреждению).
3. Формирование единой базы данных по учащимся в общеобразовательных учреждениях.
4. Разработка положения о сертификате.
5. Издание приказа (распоряжения, постановления) о введении сертификата на обучающегося в учреждении дополнительного образования.
6. Разработка и установка единой компьютерной программы по регистрации сертификатов в учреждениях.
7. Закрепление специалистов Управления (отдела) образования Исполкома муниципального образования с целью контроля за движением сертификатов.
8. Закрепление представителя администрации учреждения дополнительного образования за регистрацией и учетом движения сертификатов воспитанников.
9. Выдача сертификатов.
10. Определение потребности во втором сертификате.
11. Мониторинг за распределением сертификатов по учреждениям и объединениям дополнительного образования (ежеквартально).
12. Подготовка информационно-аналитических материалов по итогам мониторинга (ежеквартально).
13. Рейтинговая оценка учреждения дополнительного образования и образовательных программ.
14. Корректировка и оптимизация деятельности.
Одновременно с этим Министерство образования и науки Республики Татарстан считает, что формы учета охвата учащихся в системе дополнительного образования могут быть разнообразными. Так, в сельской местности учет воспитанников может быть основан на районной базе данных учащихся (программа Exsel) и введении индивидуальной личной карточки воспитанника.
В городах учет воспитанников может вестись посредством введения социальной карты школьника по типу магнитной карточки, среди функций которой может быть предусмотрен ежедневный учет посещаемости общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и т.д.
С целью повышения эффективности системы учета необходимо введение единых требований к организации дополнительного образования детей в учреждениях различных ведомств, основанных на Типовом положении об учреждении дополнительного образования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г. (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. № 752). Образовательные программы учреждения дополнительного образования должны соответствовать виду и типу конкретного учреждения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 09.09.2010 № 7582/10
"О введении системы учета учащихся в системе дополнительного образования детей г. Набережные Челны"

Письмо
Приложение
Информационно-аналитический материал о реализации программы введения сертификатов в систему учета учащихся в учреждениях дополнительного образования г. Набережные Челны
Примерный алгоритм введения системы учета охвата учащихся в системе дополнительного образования

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru