Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 10 мая 2001 г. № 331

О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СИСТЕМЫ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В соответствии с Программой развития воспитания детей и учащейся молодежи в системе образования Республики Татарстан, во исполнение решения коллегии МО РТ от 28.09.2000 № 5-1 "О состоянии и основных направлениях развития службы практической психологии образования в Республике Татарстан", а также резолюции Всероссийского совещания по вопросам дальнейшего совершенствования деятельности службы практической психологии в системе образования Российской Федерации (декабрь 2000 года) ПРИКАЗЫВАЮ:

1. При формировании новой структуры Министерства образования предусмотреть введение должности главного психолога системы образования Республики Татарстан.
2. Заместителю министра Боговаровой В.А., начальнику отдела учета и отчетности - главному бухгалтеру Мухамедкаримовой Т.К. до 15 мая 2001 года изыскать возможность временного выделения ставки психолога в пределах штатного расписания республиканской психолого - медико-педагогической комиссии.
3. Утвердить должностные обязанности специалиста республиканского (городского, районного) органа управления образованием, ответственного за деятельность службы практической психологии соответствующего уровня системы образования (приложение № 1).
4. Утвердить Положение о Координационном научно-методическом совете службы практической психологии системы образования Республики Татарстан (далее - Совет) и состав Совета (приложения N№ 2, 3).
5. Утвердить организационно-управленческую и функциональную модель деятельности службы практической психологии системы образования Республики Татарстан (приложение № 4 - не приводится).
6. Кураторство деятельности службы практической психологии, организацию психологического сопровождения деятельности педагогических работников системы образования Республики Татарстан возложить на кафедру педагогической психологии ИПКРО РТ.
7. Обеспечить деятельность базовых учреждений психологической направленности Министерства образования Республики Татарстан:
7.1. Утвердить как базовые учреждения психологической направленности Министерства образования РТ:
- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции детей дошкольного возраста "Росток" Московского района г. Казани (директор Баширова Т.Н.);
- Центр службы практической психологии образования г. Наб. Челны (руководитель Зуева Н.Т.);
- Социально-психологический центр "Карьера" Татарско-американского регионального института МО РТ (руководитель Вахрушева И.Г.).
7.2. Штатные расписания Центра психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста "Росток" Московского района г. Казани и Центра службы практической психологии образования г. Наб. Челны утверждать в отделе финансов и социально-экономического развития образования МО РТ (Максимова Н.В.).
7.3. Утвердить Положение о компетентности базового учреждения психологической направленности Министерства образования Республики Татарстан (приложение № 5).
7.4. Управлению образования г. Наб. Челны (Халимов Р.А.), отделу образования Московского района г. Казани (Садыкова З.С.), Татарско-американскому региональному институту МО РТ (Шакирова Д.М.):
7.4.1. Установить доплаты руководителям и специалистам базовых учреждений психологической направленности, участвующим в организации работы, предусмотренной приложением № 5 настоящего Приказа, из фонда доплат и надбавок данных учреждений.
7.4.2. Предусмотреть в бюджете данных образовательных учреждений средства на организацию научно-исследовательской, экспериментальной работы по психологическим аспектам развития, обучения и воспитания детей и учащейся молодежи.
7.5. Управлению образования г. Наб. Челны (Халимов Р.А.), отделу образования Московского района г. Казани (Садыкова З.С.), Татарско-американскому региональному институту МО РТ (Шакирова Д.М.), Институту повышения квалификации работников образования (Исламшин Р.А.), Институту непрерывного педагогического образования г. Н. Челны (Самигуллин Г.Х.) рассмотреть вопрос об улучшении материально-технической оснащенности, обеспечении научно-методического сопровождения деятельности базовых учреждений психологической направленности.
7.6. Аттестацию данных учреждений проводить Министерством образования РТ.
7.7. Базовым учреждениям психологической направленности Министерства образования РТ (Баширова Т.Н., Зуева Н.Т., Вахрушева И.Г.) до 1 июня 2001 года составить перспективные планы разработки и апробации методик психолого - медико-педагогического сопровождения, возрастной диагностики психического развития, психопрофилактики и психокоррекции детей и учащейся молодежи, разработки и публикации методических рекомендаций по современным методам профилактики, диагностики и коррекции отклонений в психическом развитии детей и учащейся молодежи, организационной структуре и содержанию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - ППМС-центров), их структурных подразделений, психологических служб образовательных учреждений.
8. Возложить обязанности по координации деятельности главного психолога системы образования Республики Татарстан, вышеуказанного Совета и базовых учреждений психологической направленности МО РТ на заместителя министра Боговарову В.А.
9. Утвердить план мероприятий по развитию службы практической психологии системы образования Республики Татарстан на 2001 - 2004 гг. (приложение № 6).
10. Институту повышения квалификации работников образования РТ (Исламшин Р.А.):
10.1. Предусмотреть в 2001 - 2002 гг. разработку учебных планов и введение курсов повышения квалификации руководителей и специалистов ППМС-центров, психолого - медико-педогогических комииссий (ППМПК) и психолого - медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений (ПМПк).
10.2. Разработать до 1 июня с.г. план стажировки слушателей факультета профессиональной переподготовки педагогических и психологических кадров, руководителей и специалистов ППМС-центров базовых учреждениях психологической направленности МО РТ.
10.3. Провести учет и экспертизу диагностических и коррекционно-развивающих методик и программ, используемых в образовательных учреждениях республики специалистами службы практической психологии, привести их в соответствие с сертифицированными методиками и программами, рекомендуемыми к применению в образовательном процессе и утвержденными Министерством образования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
10.4. Обобщить опыт работы органов управления образованием, ведущих ППМС-центров, отдельных педагогов-психологов и в ноябре 2001 года провести научно-практическую конференцию на базе общеобразовательных учреждений г. Наб. Челны по проблемам развития и совершенствования психологической службы системы образования Республики Татарстан.
10.5. Предусмотреть начиная с 2001 года включение номинации "Психолог года" в республиканский профессиональный конкурс "Учитель года Татарстана", при выдвижении на звание "Психолог года" обеспечить оценку деятельности педагогов-психологов в соответствии с рекомендациями Министерства образования Российской Федерации.
10.6. Рекомендовать оборудование комнаты психологической разгрузки для педагогических работников - слушателей курсов ИПКРО РТ.
11. Одобрить тематику научных исследований Поволжского отделения РАО, научных учреждений, высших профессиональных учебных заведений, кафедры практической психологии ИПКРО РТ по психологическим аспектам развития, обучения и воспитания детей и учащейся молодежи на 2001 - 2003 гг. (приложения № 7, 8 - (не приводится)), рекомендовать органам управления образованием городов и районов организовать участие работников системы образования в исследовательской работе.
12. Редакционно-издательскому центру "Школа" (Сергеев М.Г.):
12.1. Совместно с отделом воспитания и дополнительного образования (Валеев Р.В.) издать сборник нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность специалистов психологической службы образования до 1 июля 2001 года.
12.2. Совместно с кафедрой педагогической психологии ИПКРО РТ (Сибгатуллина И.Ф.) издать сборник "Служба практической психологии в образовании Республики Татарстан. Из опыта работы", до 1 октября 2001 года.
13. Управлениям, отделам образования администраций городов и районов республики принять необходимые меры по развитию службы практической психологии системы образования территории:
13.1. Обеспечить присвоение статуса, приведение наименований и Уставов ППМС-центров в соответствие с Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867), а также их лицензирование и аттестацию в соответствии с порядком, установленным Законом РТ "Об образовании".
13.2. Вести работу по организации эффективной деятельности психолого - медико-педагогических комиссий (ПМПК) временного созыва, по обеспечению открытия постояннодействующих городских ПМПК.
13.3. Привести численность штатов педагогов-психологов образовательных учреждений в соответствие с Типовыми штатами образовательных учреждений РТ (Приказ МО РТ № 135 от 24.04.95), руководствуясь Приказом МО РТ от 12.10.2000 № 652, согласованным с Министерством финансов Республики Татарстан.
13.4. Обеспечить функционирование в образовательных учреждениях психолого - медико-педагогических консилиумов (ПМПк) в соответствии с Письмом МО РТ от 08.09.2000 № 1363.
13.5. При распределении обязанностей между специалистами управления (отдела) предусмотреть возложение обязанности куратора деятельности службы практической психологии системы образования города (района) на специалиста преимущественно с психологическим образованием, при составлении его должностной инструкции руководствоваться должностными обязанностями, утвержденными приложением № 1 к данному Приказу.
13.6. Содействовать расширению финансирования, материально-техническому, кадровому и учебно-методическому обеспечению деятельности всех звеньев психологической службы.







Приложение № 7
к Приказу МО РТ
от 10 мая 2001 г. № 331

ТЕМАТИКА
НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОВОЛЖСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАО, УЧРЕЖДЕНИЙ
И ВЫСШИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ АСПЕКТАМ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА 2001 - 2003 ГГ.

┌──┬────────────────────────────┬──────────┬─────────────────────────────┐
│ N│    Наименование темы       │  Сроки   │    Научный руководитель     │
│  │                            │выполнения│                             │
├──┴────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────────┤
│1. Психологические основы      │  2001 -  │Шакуров Р.Х., академик РАО,  │
│   нравственного воспитания    │   2003   │Поволжское отделение РАО     │
│   личности                    │          │                             │
├───────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────────┤
│2. Формирование у личности     │  2001 -  │Шакуров Р.Х., академик РАО,  │
│   антинаркотических ценностей │   2003   │Поволжское отделение РАО,    │
│   и установок в процессе      │          │Гарифуллин Р.Р., к.пс.н.,    │
│   образования                 │          │Психологический центр г.     │
│                               │          │Казани                       │
├───────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────────┤
│3. Комплексный подход к        │  2001 -  │Харисов Ф.Ф., д.п.н.,        │
│   сохранению здоровья учащихся│   2003   │МО РТ                        │
│   в системе образования       │          │                             │
│   Республики Татарстан        │          │                             │
├───────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────────┤
│4. Психологические основы      │  2001 -  │Шакуров Р.Х., академик РАО,  │
│   безопасности                │   2002   │Поволжское отделение РАО     │
│   жизнедеятельности детей     │          │                             │
├───────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────────┤
│5. Психосоматическое здоровье  │  2001 -  │Аболин Л.М., д.пс.н.,        │
│   школьников в Республике     │   2003   │Казанский                    │
│   Татарстан                   │          │социально-юридический        │
│                               │          │институт                     │
├───────────────────────────────┼──────────┼─────────────────────────────┤
│6. Скрининг психического и     │  2001 -  │Менделевич В.Д., д.м.н.,     │
│   психосоматического здоровья │   2003   │Казанский государственный    │
│   школьников и студентов      │          │медицинский университет      │
└───────────────────────────────┴──────────┴─────────────────────────────┘




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Приказ Минобразования РТ от 10.05.2001 № 331
"О мерах по развитию службы практической психологии системы Министерства образования Республики Татарстан"
(вместе с "Положением о научно-методическом Координационном совете службы практической психологии системы образования Республики Татарстан", "Положением о компетентности базового учреждения психологической направленности Министерства образования Республики Татарстан")

Приказ
Приложение № 1. Должностные обязанности специалиста республиканского (городского, районного) органа управления образованием, ответственного за деятельность службы практической психологии соответствующего уровня системы образования
Компетентность главного психолога Министерства образования РТ
Компетентность специалиста городского (районного) управления (отдела) образования, курирующего деятельность службы практической психологии соответствующего уровня системы образования
Приложение № 2. Положение о научно-методическом Координационном совете службы практической психологии системы образования Республики Татарстан
I. Общие Положения
II. Цели, задачи и содержание работы
III. Состав Совета
IV. Организация работы Совета
V. Права Совета
Приложение № 3. Состав координационного научно-методического совета службы практической психологии образования Республики Татарстан
Приложение № 5. Положение о компетентности базового учреждения психологической направленности министерства образования Республики Татарстан
Приложение № 6. План мероприятий по развитию службы практической психологии системы образования Республики Татарстан на 2001 - 2004 гг.
Приложение № 7. Тематика научных исследований Поволжского отделения РАО, учреждений и высших профессиональных учебных заведений по психологическим аспектам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи на 2001 - 2003 гг.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru