Законодательство
Татарстан

Татарстан

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 20 октября 2004 г. № 21-51-193

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ
И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И
МЕЖРАЙОННЫМИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМИ ОТДЕЛАМИ ПРИ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА КАЗНАЧЕЙСТВА
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В целях надлежащего обеспечения поставленных перед Контрольно-ревизионным управлением и территориальными отделениями Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан задач и единообразия проводимых ревизий и проверок ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке проведения ревизии и проверки Контрольно-ревизионным управлением и межрайонными контрольно-ревизионными отделами при территориальных отделениях Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
2. Департаменту казначейства Министерства финансов Республики Татарстан зарегистрировать настоящий Приказ в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра - директора Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан Шагитова М.Ф.

Министр
Р.Р.ГАЙЗАТУЛЛИН





Приложение
к Приказу
Министерства финансов РТ
от 20 октября 2004 г. № 21-51-193

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ И ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМ
УПРАВЛЕНИЕМ И МЕЖРАЙОННЫМИ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫМИ
ОТДЕЛАМИ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА
КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

I. Общие положения

1. На Департамент казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и его территориальные отделения в соответствии со статьей 100 Бюджетного кодекса Республики Татарстан, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 января 1999 года № 3 "О переходе на казначейскую систему исполнения бюджета Республики Татарстан" и соглашениями об организации, осуществлении и контроле за казначейским исполнением местного бюджета, заключенными между Министерством финансов Республики Татарстан и администрациями районов (городов) Республики Татарстан, возложена задача по осуществлению в пределах своей компетенции (предварительного, текущего и последующего) государственного и муниципального финансового контроля.
Последующий государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и его территориальными отделениями Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан путем проведения ревизии и проверки в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Указанный вид государственного и муниципального финансового контроля проводится Контрольно-ревизионным управлением Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан (далее - Контрольно-ревизионное управление) и ревизорами межрайонных контрольно-ревизионных отделов при территориальных отделениях Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан (далее - межрайонный контрольно-ревизионный отдел).
2. При организации и проведении ревизии или проверки, оформлении и реализации их результатов работники Контрольно-ревизионного управления и ревизоры межрайонных контрольно-ревизионных отделов обязаны руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан и настоящей Инструкцией.
3. Права, обязанности и полномочия Контрольно-ревизионного управления и ревизоров межрайонных контрольно-ревизионных отделов определяются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки

4. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности, совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
5. Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
6. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:


соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
обоснованность расчетов сметных назначений;
исполнение смет расходов;
использование бюджетных средств по целевому назначению;
обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
операции с основными средствами и нематериальными активами;
операции, связанные с инвестициями;
расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
формирование финансовых результатов и их распределение.

III. Организация и проведение ревизии

7. Ревизия поступления и расходования средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, в органах государственной власти Республики Татарстан, местных органах власти и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным Постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается копия приказа о проведении ревизии, подписанного директором ДК МФ РТ (руководителем территориального отделения ДК МФ РТ).
Работники Контрольно-ревизионного управления и ревизоры межрайонных контрольно-ревизионных отделов должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.
Работникам Контрольно-ревизионного управления и ревизорам межрайонных контрольно-ревизионных отделов, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения Контрольно-ревизионного управления и межрайонных контрольно-ревизионных отделов, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке.
9. Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель определяются начальником Контрольно-ревизионного управления (по согласованию с директором ДК МФ РТ), начальником межрайонного контрольно-ревизионного отдела (по согласованию с руководителем территориального отделения ДК МФ РТ) соответственно, с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется начальником Контрольно-ревизионного управления (по согласованию с директором ДК МФ РТ), начальником межрайонного контрольно-ревизионного отдела (по согласованию с руководителем территориального отделения ДК МФ РТ) соответственно, по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
10. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).
Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается начальником Контрольно-ревизионного управления (по согласованию с директором ДК МФ РТ), начальником межрайонного контрольно-ревизионного отдела (по согласованию с руководителем территориального отделения ДК МФ РТ) соответственно.
11. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в порядке, установленном пунктом 10 настоящей Инструкции.
12. Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации копию приказа ДК МФ РТ (территориального отделения ДК МФ РТ соответственно) о проведении ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
13. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан проведения встречных проверок поступления и расходования средств бюджета Республики Татарстан и местных бюджетов, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в собственности Республики Татарстан и муниципальной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
14. Участники ревизионной группы (контролер-ревизор), исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
15. Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведение ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
16. При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящей Инструкции, и докладывается начальнику Контрольно-ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела). Начальник Контрольно-ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела) направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.

IV. Оформление и реализация результатов ревизии

17. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителями ревизионной группы (контролером-ревизором), а при необходимости и членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации.
Один экземпляр оформленного акта ревизии, подписанного руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором), вручается руководителю ревизуемой организации или лицу, им уполномоченному, под роспись в получении с указанием даты получения.
По просьбе руководителя и (или) главного бухгалтера (бухгалтера) ревизуемой организации по согласованию с руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) может быть установлен срок до 5 рабочих дней, отведенный для ознакомления с актом ревизии и его подписания.
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю ревизионной группы письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые после рассмотрения и утверждения начальником Контрольно-ревизионного управления (по согласованию с директором ДК МФ РТ) или начальником межрайонного контрольно-ревизионного отдела (по согласованию с руководителем территориального отделения ДК МФ РТ) направляются в ревизуемую организацию и приобщаются к материалам ревизии.
При отсутствии возможности формирования аргументированного заключения начальник Контрольно-ревизионного управления (за подписью директора ДК МФ РТ) или начальник межрайонного контрольно-ревизионного отдела (за подписью руководителя территориального отделения ДК МФ РТ) направляет запрос для разъяснения в соответствующие подразделения Министерства финансов Республики Татарстан или организации, в компетенцию которых входят данные вопросы.
Письменные заключения вручаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) в установленном настоящей Инструкцией порядке для вручения акта ревизии.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта.
В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения. При этом к экземпляру акта, остающемуся на хранении в контрольно-ревизионном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.
18. Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей.
Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию:
наименование темы ревизии;
дата и место составления акта ревизии;
кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дата приказа, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание);
проверяемый период и сроки проведения ревизии;
полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации;
сведения об учредителях;
основные цели и виды деятельности организации;
имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности;
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах казначейства Республики Татарстан;
кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации и кто являлся главным бухгалтером (бухгалтером);
кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению ею выявленных недостатков и нарушений.
Вводная часть акта ревизии может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету ревизии.
Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.
19. В акте ревизии ревизующие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.
Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
В акте ревизии не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам.
В акте ревизии не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой организации квалифицировать их поступки, намерения и цели.
Объем акта ревизии не ограничивается, но ревизующие должны стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы ревизии.
20. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения.
Промежуточный акт подписывается участником ревизионной группы, ответственным за проверку конкретного вопроса программы ревизии, и соответствующими должностными и материально ответственными лицами ревизуемой организации.
Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
21. Материалы ревизии состоят из акта ревизии и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в акте ревизии (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Материалы ревизии представляются начальнику Контрольно-ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела) в срок не позднее 3 рабочих дней после подписания его в ревизуемой организации.
Материалы каждой ревизии в делопроизводстве Контрольно-ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела) должны составлять отдельное дело с соответствующим индексом, номером, наименованием и количеством томов этого дела.
22. Начальник Контрольно-ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела) по представленным материалам ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок реализации материалов ревизии.
23. По результатам проведенной ревизии директором ДК МФ РТ или руководителем территориального отделения ДК МФ РТ материалы ревизии по вопросам целевого использования бюджетных средств передаются в установленном порядке в соответствующие структурные подразделения Министерства финансов Республики Татарстан для организации работ по реализации этих материалов.
24. Результаты ревизии, проведенной в соответствии с решениями коллегии и приказами Министерства финансов Республики Татарстан, поручениями руководства Министерства финансов Республики Татарстан, обобщаются Департаментом казначейства Министерства финансов Республики Татарстан и письменно докладываются Министру финансов Республики Татарстан вместе с предложениями по принятию мер, входящих в компетенцию Министерства финансов Республики Татарстан, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение выявленного ущерба.
25. Результаты ревизии, проведенной по мотивированным Постановлениям, требованиям правоохранительных органов либо по обращениям органов государственной власти Республики Татарстан или местных органов власти в соответствии с пунктом 7 настоящей Инструкции, докладываются этим органам начальником Контрольно-ревизионного управления (по согласованию с директором ДК МФ РТ) или начальником межрайонного контрольно-ревизионного отдела (по согласованию с руководителем территориального отделения ДК МФ РТ) вместе с предложениями по принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений и возмещение ущерба. При необходимости этим органам направляются также и материалы ревизии.
26. Материалы ревизии, проведенной по мотивированным Постановлениям, требованиям правоохранительных органов, передаются им в установленном порядке. При этом в делах Контрольно-ревизионного ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела) должны быть оставлены копии: акта ревизии, объяснений должностных лиц проверенной организации, виновных в выявленных ревизией нарушениях, документов, подтверждающих эти нарушения.
В правоохранительные органы могут быть направлены также и материалы ревизий, проведенных без предварительно вынесенных ими мотивированных Постановлений, в ходе которых были выявлены нарушения финансовой дисциплины, недостачи денежных средств и материальных ценностей, являющиеся в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации основанием для реализации материалов ревизии в установленном порядке.
27. Результаты ревизии в необходимых случаях сообщаются вышестоящей организации либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, для принятия мер.
Контрольно-ревизионное управление (межрайонный контрольно-ревизионный отдел) обеспечивает контроль за ходом реализации материалов ревизии и при необходимости принимает другие предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
28. Контрольно-ревизионное управление (межрайонный контрольно- ревизионный отдел) систематически изучает и обобщает материалы ревизий и на основе этого в необходимых случаях вносит предложения о совершенствовании системы государственного и муниципального финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в законодательных и других нормативных правовых актов.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных данной Инструкцией, работники Контрольно-ревизионного управления (межрайонного контрольно-ревизионного отдела) обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан, и иными нормативными правовыми актами.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Приказ Минфина РТ от 20.10.2004 № 21-51-193
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки Контрольно-ревизионным управлением и межрайонными контрольно-ревизионными отделами при территориальных отделениях Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан"

Приказ
Приложение. Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки Контрольно-ревизионным управлением и межрайонными контрольно-ревизионными отделами при территориальных отделениях Департамента Казначейства Министерства финансов Республики Татарстан
I. Общие положения
II. Понятие, цель и задачи ревизии и проверки
III. Организация и проведение ревизии
IV. Оформление и реализация результатов ревизии

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru