КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 ноября 2010 г. № 925
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ СЕКТОРОВ
ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
НА 2011 - 2015 ГОДЫ
В целях обеспечения эффективного экономического развития и повышения конкурентоспособности экономики Республики Татарстан на основе ее модернизации и диверсификации Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы.
2. Министерствам и ведомствам республики организовать работу по реализации основных положений указанной Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экономики Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 23 ноября 2010 г. № 925
КОНЦЕПЦИЯ
КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2011 - 2015 ГОДЫ
1. Общие положения
Концепция кластерного развития секторов экономики и социальной сферы в Республике Татарстан на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) определяет цели, задачи, принципы и основные направления развития кластеров, формы содействия их развитию со стороны государственной власти, а также ожидаемые к 2015 году результаты реализации кластерной политики.
Концепция разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, посланиями Президента Российской Федерации и Президента Республики Татарстан.
Экономика Республики Татарстан характеризуется стабильным динамичным развитием. Однако очевидно, что в современных условиях потенциал автономного развития себя исчерпал. Обострилась конкурентная борьба между компаниями, регионами и странами и, более всего, конкуренция за рынки сбыта, финансовые ресурсы, интеллектуальный информационный потенциал и другие ресурсы. Угрозами дальнейшему экономическому развитию республики могут стать дефицит финансовых ресурсов для модернизации и диверсификации экономики, разработки и внедрения инноваций, износ основных фондов, дефицит высокопрофессиональных кадровых ресурсов, разобщенность в деятельности крупных компаний и субъектов малого бизнеса. Ответом на эти вызовы и угрозы должно стать применение новых инструментов повышения конкурентоспособности секторов экономики и республики в целом на основе системы динамичного адаптивного государственного и муниципального управления. Наиболее эффективным инструментом экономического развития является применение технологий кластерного развития.
Вместе с тем следует отметить, что кластерное развитие в республике не будет ограничиваться лишь созданием внутриреспубликанских кластеров. Необходимо выходить на усиление межрегиональных связей, чему будет способствовать разрабатываемая стратегия развития Приволжского федерального округа, а также вхождение крупных республиканских предприятий в российские корпорации и объединения. Необходимо использовать все преимущества кластера, прежде всего, динамичное развитие межфирменного сотрудничества, эффективную субконтрактацию и единые современные технологии управления. Создание кластеров не должно быть данью моде, важно оценивать потенциальный эффект масштаба кластера и силу его ядра - якорного предприятия, являющегося основным заказчиком работ и услуг участников кластера и производящего экспортируемые товары (услуги). Повышение конкурентоспособности таких предприятий является основой для развития субъектов малого бизнеса, обслуживающих и сервисных предприятий, научных и образовательных центров.
В настоящее время в республике могут быть сформированы следующие типы кластеров:
процессные (нефтегазохимический, энергетический, агропромышленный и строительный комплексы);
дискретный (автомобилестроение);
инновационно-технологический (образовательные кластеры и IT-кластер);
спортивно-туристический.
Кластер - это объединение взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга хозяйствующих субъектов, находящихся в отношениях функциональной зависимости в процессе производства и реализации товаров (услуг).
В кластер также входят производители продукции, поставщики оборудования, сырья, материалов, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, а также научно-исследовательские и образовательные организации.
Участниками кластера могут быть юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность в рамках кластера.
Признаками кластера являются:
1. Наличие сильных конкурентных позиций на российском и международном рынках. Индикаторами оценки этого параметра являются:
│ │архитектурно- │выпускников │ │
│ │строительный │университета к│ │
│ │университет │количеству │ │
│ │ │поступивших │ │
│ │ │в него студентов │ │
│ │ ├──────────────────┼───────────────┤
│ │ │Количество │ не менее │
│ │ │привлекаемых в│20 процентов от│
│ │ │учреждение высшего│ общего │
│ │ │профессионального │ профессорско- │
│ │ │образования │ препода- │
│ │ │специалистов │ вательского │
│ │ │мирового уровня │ состава │
│ │ ├──────────────────┼───────────────┤
│ │ │Доля студентов,│ 90 │
│ │ │проходящих │ процентов │
│ │ │практику по│ │
│ │ │специализации │ │
│ │ │кластера, в │ │
│ │ │общем числе │ │
│ │ │студентов- │ │
│ │ │практикантов │ │
│ │ ├──────────────────┼───────────────┤
│ │ │Доля выпускников,│ 75 │
│ │ │трудоустроенных в│ процентов │
│ │ │организациях, │ │
│ │ │входящих │ │
│ │ │в состав │ │
│ │ │кластера, к │ │
│ │ │общему числу│ │
│ │ │выпускников, │ │
│ │ │закончивших │ │
│ │ │обучение по │ │
│ │ │специализации │ │
│ │ │кластера │ │
│ │ ├──────────────────┼───────────────┤
│ │ │Удовлетворенность │ 98 │
│ │ │предприятий │ процентов │
│ │ │качеством │ │
│ │ │подготовки │ │
│ │ │выпускников │ │
│ │ │образовательных │ │
│ │ │учреждений │ │
└────────────────┴─────────────────────┴──────────────────┴───────────────┘
--------------------------------
<*> Значения установлены с учетом параметров, определенных Основными направлениями
деятельности Правительства Республики Татарстан, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 02.06.2010 № 425.