КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. № 1091
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДОВ
В целях развития жилищного строительства в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
развития жилищного строительства в Республике Татарстан на период 2011 - 2015 годов (далее - Концепция).
2. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 25 декабря 2010 года на основе Концепции
и с учетом пороговых значений показателей жилищного строительства, определенных Министерством регионального развития Российской Федерации, разработать и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан согласованный проект Долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011 - 2015 годах".
3. Предложить муниципальным образованиям Республики Татарстан учитывать положения Концепции
при планировании и выполнении мероприятий по вопросам развития территорий и жилищного строительства, обеспечить разработку соответствующих муниципальных программ.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ
Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 декабря 2010 г. № 1091
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
НА ПЕРИОД 2011 - 2015 ГОДОВ
1. Основные положения настоящей Концепции
Настоящая Концепция определяет основные направления развития жилищного строительства в Республике Татарстан, а также цели, задачи и методы государственного регулирования в этой сфере на период 2011 - 2015 годов.
Комплексное планирование территориального развития Республики Татарстан, основанное на приоритетах роста, на взвешенном, экономически целесообразном размещении производительных сил и жилищном строительстве, обеспечивающем существующие и планируемые потребности населения, является одним из главнейших векторов развития республики. Наличие собственного жилья является одной из базовых ценностей человеческого существования, основных его потребностей, обеспечивающих здоровье нации, формирование семьи и сохранение семейных ценностей, стабилизацию и положительное развитие демографической ситуации. Это - источник уверенности людей в завтрашнем дне и опора стабильности в обществе. Кроме того, жилье, помимо выполнения базовых функций, является, как объект недвижимости, средством накопления капитала и в то же время инвестиционным механизмом в сфере производства и оборота капитала в обществе.
Вместе с тем решение задачи наращивания объемов жилищного строительства и повышения его доступности для населения, определенной Правительством Российской Федерации, невозможно без развития самого строительного комплекса и без мер, стимулирующих застройщиков к активизации их деятельности. Необходимо учитывать, что инвестиционно-строительный комплекс является одной из ведущих отраслей народного хозяйства, где решаются жизненно важные задачи структурной перестройки материальной базы всего производственного потенциала страны и развития непроизводственной сферы. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований, одно рабочее место в сфере строительства обеспечивает занятость до 6 человек в смежных отраслях. Строительство обладает синергетическим эффектом привлечения инвестиций в ряд других отраслей - банковский сектор, легкую промышленность, торговлю, которые своими услугами закрывают возникающие потребности новых собственников (арендаторов) построенной недвижимости. Жилищное строительство является и генератором налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, величина которых в полной мере способна покрыть необходимые затраты отрасли на подготовку территорий для комплексной жилой застройки.
Развитие жилищного строительства в республике должно быть основано на реализации комплексной программы действий, включающей в себя все важнейшие аспекты влияния государства на процессы стимулирования предложения и экономически обоснованного спроса на рынке жилья.
Актуальность решения комплекса проблем в сфере развития жилищного строительства подчеркивается тем, что, несмотря на создание в Российской Федерации основ функционирования рынка жилой недвижимости, приобрести жилье с использованием рыночных механизмов на сегодняшний день способен ограниченный круг семей с уровнем доходов выше среднего. Общая потребность населения России в жилье составляет 1570 млн кв. метров, и для ее удовлетворения необходимо увеличить жилищный фонд почти в полтора раза к существующему. В Республике Татарстан потенциальная доля семей, имеющих возможность приобрести жилье по существующим ипотечным программам (по социальной ипотеке и по классической ипотеке, в рамках механизма, реализуемого ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК)), ориентировочно составляет 33 процента. Таким образом, более 2/3 населения республики улучшить свои жилищные условия в настоящее время не в силах. Кроме низкой покупательской способности населения, существует целый комплекс проблем, сдерживающих инвестиционную активность в самом процессе строительства в том числе:
общее снижение инвестиционной активности в строительстве в период 2008 - 2009 гг., связанное с последствиями мирового финансового кризиса;
наличие мощных административных барьеров, прежде всего в системе согласования и предоставления исходно-разрешительной документации на строительство;
отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
высокая изношенность производственных мощностей большинства действующих предприятий промышленности строительных материалов;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оставаться как фактор негативного влияния на развитие отрасли в целом.
Настоящая Концепция предусматривает следующие основные направления развития жилищного строительства и повышения его доступности для граждан в Республике Татарстан:
развитие городских агломераций;
строительство жилья эконом-класса, в том числе жилья по программе социальной ипотеки;
поддержка реализации проектов комплексного освоения и развития территорий;
│строительства, гектаров │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Средняя продолжительность│ 1179 │ 1179 │ 1100 │ 1000 │ 900 │ 850 │ 755 │
│строительства жилого дома с│ │ │ │ │ │ │ │
│учетом запараллеливания│ │ │ │ │ │ │ │
│процедур согласования, дней │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Соотношение платежа по│ 45 │ 45 │ 45 │ 45 │ 45 │ 45 │ 45 │
│стандартному ипотечному│ │ │ │ │ │ │ │
│кредиту к ежемесячному│ │ │ │ │ │ │ │
│доходу семьи с медианным│ │ │ │ │ │ │ │
│доходом, процентов │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество молодых семей,│ 666 │ 2 356 │ 2 300 │ 2 300 │ 2 300 │ 2 300 │ 2 300 │
│получивших субсидию на│ │ │ │ │ │ │ │
│улучшение жилищных условий,│ │ │ │ │ │ │ │
│единиц │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество семей молодых│ 347 │ 343 │ 415 │ 415 │ 0 │ 0 │ 0 │
│специалистов в сельской│ │ │ │ │ │ │ │
│местности, получивших│ │ │ │ │ │ │ │
│субсидию на улучшение│ │ │ │ │ │ │ │
│жилищных условий, единиц │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Количество семей граждан,│ 37 │ 15 │ 157 │ 180 │ 190 │ 190 │ 210 │
│отнесенных к отдельным│ │ │ │ │ │ │ │
│категориям, улучшивших│ │ │ │ │ │ │ │
│жилищные условия, единиц │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Обеспеченность на душу│ │ │ │ │ │ │ │
│населения основными│ │ │ │ │ │ │ │
│строительными материалами: │ │ │ │ │ │ │ │
│стеновыми (кирпич), штук,│ 100 │ 95 │ 100 │ 104 │ 109 │ 115 │ 120 │
│усл. кирпичей; │ │ │ │ │ │ │ │
│бетоном и железобетоном,│ 0,21 │ 0,2 │ 0,22 │ 0,23 │ 0,24 │ 0,26 │ 0,28 │
│куб. метров; │ │ │ │ │ │ │ │
│теплоизоляционными, куб.│ 0,25 │ 0,25 │ 0,26 │ 0,27 │ 0,28 │ 0,29 │ 0,3 │
│метров │ │ │ │ │ │ │ │
├────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Увеличение количества│ - 27 │ 38 │ 5 │ 8 │ 10 │ 15 │ 20 │
│информационных материалов│ │ │ │ │ │ │ │
│по развитию жилищного│ │ │ │ │ │ │ │
│строительства в СМИ,│ │ │ │ │ │ │ │
│процентов │ │ │ │ │ │ │ │
└────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
Целевые индикаторы Концепции будут уточнены при разработке Долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011 - 2015 годах".